Тем из вас, кто пропустил халяву на операдепоте в честь столетия Биргит Нильссон, я имею честь представить запись, где она поёт лучшую свою Аиду. "Аид" с Нильссон есть у меня, так что я с уверенностью могу сравнить и сказать: это блеск, это бриллиант, это невероятный шикос.
Нильссон в вердиевском репертуаре - это вообще очень круто. К сожалению, в студийных записях она иногда звучит как межгалактическое лазерное орудие массового уничтожения, что в некоторых ролях отлично, но у Верди не очень хорошо. Чёрт знает, почему так. То ли у неё был очень сложный голос для коммерческой записи, то ли она по психологическим причинам больше раскрывалась на сцене, чем в студии... Но вот живая запись, где вы получите и сверкание волшебного хрустального меча погибели, которым является голос Нильссон, и весьма трепетную, чувственную трактовку. Такая, знаете, Аида как девочка в хорроровом аниме: и няша, и землю нечаянно может взорвать силой своих чувств. Обращаю ваше особое внимание на арию Ritorna vincitor - в ней очень много оригинального актёрского материала, непохожего на интонации вашей сферической Аиды в вакууме (к которым та же Нильссон прибегает в студийке с Корелли).
Остальной каст на высоте. Джульетта Симионато поёт Амнерис - как всегда восхитительно, но не так интересно. Как в других своих записях, она играет Амнерис как старшую, хитрую, неостановимо ревнивую женщину; многие из вас скажут, что хватит мне, ведь Амнерис такая и есть. Каждому своё, нюансы всё-таки возможны. Эта Амнерис у Симионато даже ещё более агрессивная, чем обычно. Я очень посмеялась, когда Нильссон перепутала слова, и вместо "Tu sei felice, tu sei possente" спела "Tu sei possente, tu sei possente". Типа "ну да, Амнерис, ну да, большой у тебя голос, громкий, успокойся теперь".
Радамеса поёт Пьер Миранда Ферраро, превосходный итальянский тенор, чьим самым большим недостатком является дата рождения, заставившая его состязаться с Франко Корелли и Марио дель Монако. Мне он очень понравился. Прискорбно было прочесть о том, что его оперная карьера оборвалась самым плачевным образом: он упал с велосипеда и не мог после этого свободно передвигаться. Жалко, хороший был Радамес. Вы, может быть, слышали его в студийках с Каллас.
Вы также услышите Гяурова Рамфисом и просто офигеете от его могучей харизмы. И это, МакНил Амонасро тоже очень круто. И мой любимый вестник! Дирижирует Нино Санзоньо, уважение проявляет, нотки не теряет. Звук хороший для живой записи, чистый. Качайте, не пожалеете.
Аида (Санзоньо, Ла Скала 1960): Нильссон, Ферраро, Симионато
https://yadi.sk/d/7BN3CX7S3WJTso У меня ещё есть "Валькирия" с, вы не поверите, Кабалье, но её я ещё не слушала, а как послушаю, так напишу про неё и выложу тоже.