Копьё Вотана и власть богов

May 18, 2018 04:01

Дорогие друзья, я решила немного поэкспериментировать со своим проектом перевода комментария Кука. Я много думала над вашими комментариями, размышляла, как же сделать всё лучше, и в особенности обратила внимание на то, что сказали belta и klea62 - что видео не является для них самым удобным форматом. Другим людям понравилось смотреть видео, но некоторые друзья сказали мне, что почувствовали необходимость пересмотреть мои видео несколько раз, чтобы лучше уловить связь между лейтмотивами. Которая иногда нетривиальна, потому что Рихард такой Рихард, тональность меняет, сегменты расчленяет, наоборот лейтмотивы выворачивает.
В общем, что я подумала: видео - это круто, но я же так и так пишу к ним сценарии. Почему бы мне не выкладывать эти сценарии как посты с текстами и звуковыми файлами? Это всего лишь несколько лишних кликов, а вам это даст возможность сколько угодно раз послушать интересующий вас лейтмотив, вернуться к заинтересовавшему вас месту. К тому же, я могу, не загромождая видео, привести и ноты, и немецкий текст со своим переводом, если в отрывках что-то поют.

Это всё необязательно замена видеороликам, а, я не знаю, дополняющий их формат? Ваш фидбек очень для меня важен, так что делитесь мыслями, пожалуйста, в каком виде информация лучше помогает вам слушать «Кольцо». Для меня несложно выложить транскрипты предыдущих видео - Природе, эффектах Золота и Кольце Альбериха. Так что вы говорите, и если надо текстом, я подвезу.

Думаю, что записывать видео я тоже продолжу, но я хотела бы сперва купить новый микрофон. Как верно отметил stridmann, звук моей речи получается сейчас очень тихим в сравнении с музыкальными фрагментами. Это происходит потому, что мой теперешний микрофон очень плохого качества (встроенный микрофон ноутбука), и при большей громкости происходят искажения звука. Вероятно, какой-нибудь аудио-колдун мог бы произвести ремастеринг звуков моей речи, но аудио-колдуны пусть Фуртвенглера лучше ремастерят, а я тихонько поразбираюсь в сабже и затем уже вернусь на голубой экран. Ещё, наверно, новую помаду куплю, чтобы вовсе вас очаровать ^_^

Переходим, короче, к следующей группе лейтмотивов. Мы разобрались с Природой, с Золотом Рейна и вызванными им радостью и горем, с ужасающим Кольцом и ок такой Вальгаллой. Впереди самое интересное - Копьё Вотана.
Вот вам всем по этому поводу супер-картинка с Томлинсоном, а кто хочет рунической мудрости - wilkommen под кат. Что про музыку - то Кук. Что про мифологию и флуд - это мои лирические отступления. Вы не перепутаете, правда.





Базовый мотив, связанный с копьём Вотана, в литературе до Кука обычно называли лейтмотивом договора, поскольку власть Вотана зиждется на договорах и на клятвах, принесённых на его копье и вырезанных на нём. Но эти договоры или законы, в согласии с которыми Вотан правит миром, только существуют за счёт воли Вотана. Именно волю Вотана и символизирует Копьё - волю к контролируемой, законной власти над миром. В этом оно подобно Кольцу Альбериха, которое воплощает его волю к неконтролируемой, незаконной власти над миром. Поэтому базовый мотив, связанный с Копьём, следует именовать по самому символу, как мотив Кольца - мотивом Копья Вотана.

Копьё Вотана взято Вагнером из мифологического материала, где у Одина есть копьё, называемое Гунгнир. Оно нигде прямо не подано как символ власти Одина, но образ Копья в «Кольце нибелунга» - это не выдумка Вагнера, а свободная интерпретация им многочисленных источников. Копьё вообще является в мифе священным оружием Одина. В начале битвы первое брошенное копьё считалось посвящённым Одину, потому что сам Один так бросил копьё в начале войны между асами и ванами, двумя племенами богов. Также, насколько мы можем судить, копьё было связано в культе Одина с ритуалом жертвоприношения; сам Один висел на дереве, пронзённый копьём, чтобы получить магическую силу и мудрость. Затем повешению и пронзению копьём, согласно сагам, подвергали принесённых в жертву Одину (как короля Викара в «Саге о Гаутреке»). Даже вырезанные на копье Вотана руны имеют отражение в одной эддической песне, «Речах Сигрдривы», хотя можно посчитать, что тут Вагнер понял «Старшую Эдду» слишком дословно. По словам Сигрдривы, руны украшают не только «железо Гунгнира», но и, например,

щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

то есть все сколько-то значительные явления на свете, подобно тому, как все значительные явления имеют у Вагнера лейтмотивы. Мы легко можем представить себе настоящие магические руны на копьё Одина и зубах его коня, как и на колеснице Тора и ушах солярного коня Арвака, но что делают руны на волчьих когтях и лапе медведя? Идёт ли речь о талисманах, сделанных из туш волков и медведей, или это фигура речи, указывающая на сакральность медведей и волков вообще? Или одно другому не мешает? Так или иначе, Гунгнир явно не уникален со своими рунами в «Речах Сигрдривы», а ещё существует много настоящих археологических находок, где оружие, включая наконечники копий, снабжено руническими надписями. Исторически считались ли эти надписи магическими или просто идентифицирующими, например, владельца - это большой дискашшен, в который я не буду сейчас влезать: в «Речах Сигрдривы»-то магия заведомо присутствует. Но Гунгнир не даёт Одину власти над миром хотя бы потому, что скандинавская мифология вообще как-то не оперирует понятиями типа «власть над миром», в отличие от Рихарда...

Идею, что Вотан отрезал ветвь Мирового Древа (Иггдрасиль) и из него сделал копьё, и на древке-то и вырезал правящие миром договорА, Вагнер выдумал. От этой его идеи просто разило бы отборнейшим немецким занудством, если бы рассказ об этом в первом акте «Зигфрида» не сопровождался такой хорошей музыкой. Мировое Древо из-за этого начало ещё и чахнуть, лол. Была бы я Норнами - настучала бы на Вотана в Гринпис. Согласно обеим Эддам, Гунгнир был скован гномами, и Один получил его благодаря хитрости Локи, который умело польстил гномам в нужный момент. Так повторюсь снова, это крутое оружие в мифе, воплощающее какие-то аспекты силы Одина, но никак не символ мирового господства. Свойством Гунгнира, согласно «Младшей Эдде», является поразительно хороший баланс (на этом месте любители RPG могут начинать ржать), благодаря которому им можно прошибить что угодно, независимо от силы и умений владельца. Баланс, вы поняли, да? Это же как бы читорское оружие с огромными стацами, но без ограничения по левелу. Один - бог читорства нестандартного и интересного баланса.

А у Вагнера наоборот бог законов и договоров, но никакого противоречия, если задуматься, тут нет.

Мотив Копья - это суровая, нисходящая минорная гамма. Впервые он звучит в первой сцене «Золота Рейна», мягко вступая в оркестре, когда Фрикка напоминает Вотану о его сделке с великанами. Согласно этой сделке, за постройку Вальгаллы Вотан должен отдать великанам богиню любви Фрейю.





Fricka:
...mir bangt es um Freia!
Achtloser, lass' dich erinnern
des ausbedungenen Lohn's!
Die Burg ist fertig, verfallen das Pfand!

[Я боюсь за Фрейю! Неразумный, вспомни, что за награду ты обещал! Крепость построена, настало время платить!]

Вскоре звучит и дефинитивная версия мотива Копья, когда Доннер решает решить проблему силой и отмолотить Фазольта и Фафнера своим молотом Мьолльниром (хотя если бы Вагнер придумал молоту название, оно наверняка было бы значительно более претенциозным, судя по превращению Грама в Нотунг). Копьё Вотана сильнее не только меча Зигмунда, но и молота Доннера. Вотан останавливает неразумного подчинённого, и мотив Копья яростно вступает на тромбонах:





Wotan:
Halt, du Wilder! Nichts durch Gewalt!

[Остановись, безумный! Насилие - не выход! :) ]

Прежде чем рассмотреть семейство мотивов, образованных этой главной частью лейтмотива Кольца, отметим, что у него есть ещё один сегмент. Этот вторростепенный сегмент указывает на абсолютный и необратимый характер договоров и клятв, принесённых на Копье. Он вводится вокально Фазольтом, когда он предупреждает Вотана, что тот должен выполнить договор.





Fasolt:
Hör' und hüte dich; Verträgen halte Treu'!

[Слушай и берегись; храни верность договорам!]

Первый мотив, образованный из нисходящей гаммы главного лейтмотива Копья - это вспомогательный мотив, означающий конкретный договор с великанами по поводу Вальгаллы и Фрейи. Это и есть мотив договора, а не 002. Его вокально озвучивает Фазольт, и линию повторяют скрипки и контрабасы.





Fasolt:
weißt du nicht offen, ehrlich und frei
Verträgen zu wahren die Treu'!

[...если ты перестанешь открыто, свободно и честно соблюдать верность договорам!] (То тогда, имеется в виду, будет плохо).

Вскоре зарождается более важный лейтмотив, образованный от базового мотива Кольца: величественный мотив власти богов. Он, как и предыдущий пример, звучит в предупреждении Фазольта. Когда Фазольт говорит о рунах на древке, хранящих власть и силу Вотана, на фоне вступает мотив Копья в сопровождении пульсирующих коротких аккордов. Это и есть зачаточная форма мотива власти богов, который было бы вернее назвать мотивом власти Вотана.





Fasolt:
Was du bist, bist du nur durch Verträge;
bedungen ist, wohl bedacht deine Macht.

[Тем, чем ты являешься, являешься ты лишь благодаря договорам; ими одними обусловлена твоя мощь.]

Промежуточная форма мотива власти богов звучит в оркестре в первом акте «Зигфрида», когда Вотан рассказывает Миме о своей власти, полученной при помощи копья, которое он сделал из ветви из Мирового Древа. В этой промежуточной форме на фоне пульсирующих аккордов снова звучит главный мотив Копья, но на сей раз нисходящая гамма перемежается инвертированным, восходящим вариантом. Помните, как мотив природы в конце предупреждения Эрды выворачивался задом наперёд и превращался в мотив гибели богов? Brace yourself, мотив Копья делает так на каждом шагу.







Der Wanderer (Wotan):
dorrt der Stamm, nie verdirbt doch der Speer;
mit seiner Spitze sperrt Wotan die Welt.

[Чахнет древо, но нерушимо Копьё; его остриём правит Вотан миром.] (Вотан говорит о себе в третьем лице, т.к. путешествует по миру, в традиции «Речей Гримнира» и саг, инкогнито в обличье мудрого странника).

(Я вот всем говорю, что копьё из Иггдрасиля - это чушь, а у меня в любимой словеске любимый персонаж была и есть боевая девочка с таким копьём, тоже с рунами и древком из ветви волшебного дерева. А руны-то полны отборного ОБВМа с отсылками на Шекспира. Вагнер, Вагнер, к твоим занудным псевдомифологическим выдумкам у меня ироническая, но страстная любовь. Что обидно, я даже не могу толком объяснить, почему это так нелепо и почему так очаровательно. Больше копья из ветки Иггдрасиля я люблю только Святой Дух, который в «Парсифале» время от времени появляется и пополняет Грааль благодатью, когда рыцари уже выкушали предыдущую порцию: своего рода святой буфет).

В «Гибели богов» восходящая гамма звучит в этом мотиве уже без нисходящей, только с пульсирующими аккордами. Такова дефинитивная форма мотива власти богов. Она впервые появляется в сцене с Норнами, но в полной силе звучит в финале тетралогии, когда Брунгильда приказывает сложить Зигфриду погребальный костёр - огонь которого также сожжёт Вальгаллу и покончит с властью богов.



Brünnhilde
Starke Scheite schichtet mir dort
am Rande des Rheins zuhauf.
[Сложите мне высокий костёр (=из могучих брёвен) там, на берегу Рейна].

SoundCloud решил, что, загружая эти 30 секунд из "Гибели богов", я попираю копирайт, и автоматически заблокировал файл, что я нахожу не только забавным, но и судьбоносным: это хороший повод познакомиться с Брунгильдой Марты Мёдль тем из вас, кто не знает её, а тем, кто знает - насладиться её красотой и величием ещё раз.
Мотив власти богов звучит в оркестре с самого начала сцены до примерно 0:45, после чего ситуация усложняется, так что вы можете не только насладиться красотой и величием горящей Мёдль, но и поиграть в любимую игру каждого вагнерианца "угадай мелодию"!

image Click to view



Кук объяснил бы лучше, но я приведу самые лежащие на поверхности примеры из мотивов, уже рассмотренных в моих видео и в этом посте. На 10:35 Брунгильда очень круто аппроприирует мотив Копья Вотана, приказывая его воронам Хугину и Мунину лететь домой и накаркать папе, что апокалипсис пришёл. Хотя бы ещё не обсуждали музыку Логе, те, кто слышал её в "Золоте Рейна" и "Валькирии" не могут не офигеть на 13:52, услышав, как же разгорелся сей огонёк. Мужика на 14:52, чья реплика сопровождается лейтмотивом проклятия, зовут Хаген; он нехороший человек, сын Альбериха и убил Зигфрида, но получил своё уже прямо на 14:52, будучи утоплен русалочками. А начиная с 15:12 и почти до самого конца вы можете слышать мотив Вальгаллы во всей его славе, смешанный с музыкой вод Рейна и музыкой искупляющей любви.

Другая группа мотивов, образованных из мотива Копья, звучит на протяжении «Валькирии» - это мотивы Зигмунда, сострадательной любви Брунгильды и других классных явлений, противостоящих волне Вотана и дихотомически с нею единых. О них я расскажу в следующий раз, а теперь пальчики устали, ночь над миром, и даже Дерик Кук на том свете хочет спать!

Гибель богов, Вагнер, Кольцо нибелунга, Золото Рейна, Зигфрид

Previous post Next post
Up