Эта выразительная "Валькирия" привлекла меня в первую очередь участием Монсеррат Кабалье в необычной для неё роли Зиглинды, но с первых же секунд я поняла, что останусь до конца уже ради оркестра. Несмотря на среднее качество звука, шторм из прелюдии сразу же продул меня до печёнки, прямо как Зигмунда в истории. Это было тем более неожиданным потому, что местом спектакля на диске значилась Барселона, так что я снисходительно приготовилась слушать попытки испанцев играть Вагнера ради Кабалье. Оказалось, что дирижирует в этой "Валькирии" Ханс Валлат, выдающийся специалист по Вагнеру и обладатель ордена ФРГ за выдающийся талант к сожжению Вальгалл, распитию любовных напитков и исцелению смертельных ран, нанесённых Святым Копьём. Я даже не заметила этого при покупке, потому что ни одно из просмотренных мною ревью на эту запись не упоминает Валлата. Давайте вот я упомяну. Дорогие любители нестандартных дирижёрских прочтений Вагнера, в частности,
aka_cha и
eye_ame, я понимаю, что вам сейчас по разным причинам чуток не до Валлата - но учтите на будущее, поставьте крестик. Все поставьте. Звук плохой, скрывать не буду; но видите ли, эта "Валькирия" очень другая. Она драматичная без шолтиевской тяжеловесности; утончённая без караяновщины. Яркая, искристая - но не жертвующая глубиной.
Ладно. Как я хвалю некогда знаменитых древних вагнеровских дирижёров, вы все видели. Как же Кабалье, спросите вы? Очень круто. К 1977 году её голос потяжелел, обрёл сталь, но не утратил блеска и красоты. Сама Кабалье не только потрясающе музыкальна, но и демонстрирует глубокое понимание вагнеровского стиля, умение построить живой и сложный драматический образ. Чем-то она напомнила мне Зиглинду Режин Креспен (у Шолти и в других местах). Даже не верится, что она заявилась на репетиции, совершенно не зная роли - но так писал Ричард Кэссили, Зигмунд вечера. Кэссили был очень видным драматическим тенором, знаменитый вагнеровскими ролями, а также Отелло и Самсоном, и в этой записи он, наверно, хорош. Что-то в его тембре и подаче образа вызывает у меня отторжение, но это чистый пример вкусовщины: не хватило викеровской благородной обречённости, блаблабла. Этой записью всё равно невозможно наслаждаться, как студийкой или современными живыми записями - в ней слишком плохой звук для этого - так что вкусовщина не очень важна.
Тридцатилетний Матти Сальминен поёт Хундинга, ах! Такой молодой - и уже такой страшный! Валлат ещё и дал музыке Хундинга куда больше внимания и любви, чем она обычно получает. Так что Хундинг из прискорбного обстоятельства, которым он иногда является, стал по праву собой: тяжёлым, непреодолимым кошмаром. Прямым следствием существования Кольца. Колесом машины уничтожения, которое, может, машиной и не движет - но перемелет тебя именно оно. Короче, Сальминен форева.
После первого акта вагнерианцы окажутся в зоне комфорта, среди многократно слышанных в других местах голосов. Томас Стюарт поёт Вотана могуче и драматично, как всегда. Биргит Нильссон его супер-дочка, как всегда. Ей хотя тут почти 60, и это сказывается местами на чистоте тона, это всё равно она из самых убедительных и эмоциональных её Брунгильд. Технически она как обычно идеальна и не испытывает никаких проблем ни с бесконечными вагнеровскими фразами, ни с боевыми кличами. Новым именем для меня была Патрисия Пейнс (Фрикка); к сожалению, дефекты записи сказались в начале второго акта особенно сильно, так что я не возьмусь судить да рядить, когда слышала очень плохо. Рассказ Вотана тоже пострадал, что было мне ещё жальче Фрикки. К счастью, Вотан Томаса Стюарта хорошо сохранился в студийке Караяна и живой записи Булёза из Осаки. Я всё равно послушала всё целиком, потому что не могла оторваться от безумия в оркестре, но если вас не заколдует, имеет смысл пропустить начало первого акта и перейти сразу к Raste nun hier! для Звёздного Фестиваля Кабалье.
8 валькирий в списках не значатся, и кто их поёт, я понятия не имею. К сожалению, так иногда случается на операдепоте: помню, я скачала "Электру" с совершенно гениальными, стервознейшими служанками Клитемнестры. Мне даже приснилось после прослушивания, что я Клитемнестра. Но кто они? Может быть, некоторые из тех служанок тут - сёстры Брунгильды! Славьтесь, безымянные девочки!
UPD согласно wagnerdisco.net, это K. Middleton, Melinda Liebermann, L. Johnson, Doris Soffel, Marita Dubbers, Anna Portika, D. Brown, Erni Togl. Я хотела пошутить про Кейт Миддлтон, ныне Кэтрин, Герцогиню Кэмбриджскую, но шутки не придумала.
Теперь плохое. Я уже написала пару раз, что звук так себе, да? У меня есть подозрение, что эта запись - монтаж разных записей, сделанных на одном выступлении, или же записывающий в процессе вымолил у консьержа лучшее место, но потом пришёл настоящий обладатель билета и пр. Оркестр звучит довольно ясно, что очень круто, а вот голоса иногда пропадают или звучат как из-под воды. Это куда меньший кошмар аудиофила, чем некоторые пропагандируемые мною Тоски-с-Корелли, но всё-таки будьте предупреждены.
Вот я вам загрузила Du bist der Lenz:
А вот запись целиком. Валькирия (Валлат, Барселона 1977): Нильссон, Стюарт, Кабалье
https://yadi.sk/d/unM3GxQR3WKcm3