Я решила сформулировать пару слов про Дездемону, и почему меня так печалит сферическая в вакууме страдающая пассивная Дездемона. Не потому, что это не феминизм (хотя оперная объективация налицо, о чём ниже :)). А потому, что это не Верди и не Шекспир, а чёрт знает бессмысленное что.
У Дездемоны шекспировской,
как я уже, будучи капитаном не Виром и не Кассио, отмечала довольно давно, характеризации много больше. Хотя бы потому, что там на один акт больше, и весь первый акт она активно добивается от жизни, чего хочет. И ведь преуспевает, что характерно! Джульетта - лузерша. Дездемона - вот Мисс Star-Crossed Love на все времена. Она в гробу видала социальные и расовые предрассудки. Попробовали бы вы в те времена выйти замуж, за кого вам хочется! А Дездемона может всё. Она даже умерла не одновременно с этим, а чуть позже.
У Верди/Бойто первого акта нет, препирательств с Яго и Эмилией нет. Сюжетная роль Дездемоны в опере сводится к тому, что Яго использовал её как инструмент, чтобы сделать Отелло плохо. Вообще-то он использует и Родериго, и Кассио, и (у Шекспира) Бьянку, и самого Отелло, потому что такое у него, Яго, увлечение - дёргать за верёвочки. Но Родериго в опере совсем мало, Кассио почти не почти пострадал и в итоге даже выиграл, а Дездемона вот мучилась и была удушена. Получается, что роль Дездемоны чисто объектная. Её оговорили, её терзали, её удушили, а сама она только арии пела и жаловалась на жизнь.
И сюжетно всё действительно так. Если прочитывать оперы сюжетно, то Эрда, например, вообще проспала всё "Кольцо". И сюжетостроение - это таки довольно важно, но это верхушка айсберга. Особенно в опере. Особенно в опере, композитор которой так глубоко переживал свой источник. Это вам не Дон Карлос, который живёт на крыше Шиллера (и местами чихать на него хотел); Верди и Шекспир - это всегда очень серьёзно. Первый акт не вырезан - он превращён в концентрат, превращён в дуэт Отелло и Дездемоны. "Ты полюбила меня за мои страдания, я полюбил тебя за твою жалость (или, точнее, сострадание)". Вердиевская pietà - это активная сила, которая движет вообще всем. То, что Дездемона куда больше, чем у Шекспира, переживает об Отелло до самого конца, не делает её в большей степени безответной голубкой, как
пишут некоторые. Это противостояние действиям, и противостояние отчаянное и героическое. Просто это та форма противостояния, которая возможна в рамках вердиевской оперы, в принципе склонной выкручивать контрасты и эмоции до абсолюта. Зачем Тосканини вытащил себе в студийку никому особенно не известную Эрву Нелли, обладательницу не самого большого и красивого голоса? С его статусом в музыкальном мире он мог бы заполучить кого угодно. Но у Нелли было то самое героическое, молодое и совершенно деэротизированное звучание, как потом у Аньи Сильи за Эльзу и Сенту. Я сначала думала, что Нелли так звучит в "Отелло", потому что сперва спела Аиду, а потом сработалась с Тосканини. Нет - Дездемона была её первой ролью в его записях.
И это правильно, чёрт побери. "Отелло" не про break the cutie, не про ревность, не про испорченные отношения. "Отелло" - про то, есть ли в бог, смысл, вечная жизнь и настоящая любовь. Ответ: да, есть, но мы всё испортили, потому что Яго с его Кредо разъедает нам мозги. Мы ведь все, в конце концов, немножко Яго. Я вам честно признаюсь: как увижу у кого-нибудь платок - руки чешутся.
Вот они у меня с воскресения чесались сделать вот так, потому что я совершенно не могу видеть все эти неубедительные эротичные удушения. Кто уже поставит "Отелло" со страшным концом? Ну пожааалуйста, там же ужасно, я после первого знакомства с песней про иву спать не могла.
![](https://i.imgflip.com/1rytlt.jpg)
"Никто... я это сделала сама" (с)
Будьте здоровы. С новым Отелло нас ещё раз. Хорошей ему Дездемоны в новых выступлениях.