Кауфман определённо второй Корелли - если не стилистически, то в том отношении, что он тоже Mr. Sold Out. Я достаточно сильно люблю Верди, чтобы ради "Отелло" с по-настоящему хорошим тенором ехать в Лондон вечерним автобусом и до утра тусовать у касс, но проблема в том, что "выбрасываемые" билеты продаются теперь только онлайн, что тут же ставит тебя в зависимость от провайдера и рандома. Дважды билеты расходились за те 15 секунд, что открытый мною сайт висел. В следующую пятницу будет ещё один шанс, а пока что я в кино на трансляцию сходила.
Герой дня был очень крут. Потрясающий Отелло, и очень современный; это было давно нужно музыкальному миру, и теперь у него это есть. Как мы все знаем, он не такой блистательный вокальный эксгибиционист, как, скажем, дель Монако - но зато прекрасный музыкант, актёр и вообще умный человек с хорошим вкусом. Даже не верится, что такое возможно =) К сожалению, хороший Отелло ещё не ведёт к хорошему "Отелло", но в случае
каста я как-то стесняюсь жаловаться на мелкий жемчуг, понимая, как трудно найти Кауфману достойных партнёров.
А хотя, впрочем, не стесняюсь, потому что, как говорил Яго, хорошо быть честным. У исполнителя Яго должен быть голос, подходящий для партии Яго. Да, конечно, это всего лишь трансляция, но... но не верю, что может потеряться столько. Пластика и мимика - это классно, интонирование - ещё лучше, но вся суть Яго в вокальной изменчивости его музыки, в стилистическом контрастном душе, которым он нас окатывает. Если этого нет, Кредо превращается в пустой китч, а вся деятельность этого персонажа - в деятельность мышей, которые чисто фофан решили испортить Коту Леопольду настроение. Не поймите неправильно: я получила от исполнения Вратоньи немалое удовольствие, потому что он пел Верди, будучи, вообще говоря, хорош. Но с Кауфманом они в разных вселенных. Такая премьера - и без Яго подстать, очень жаль!
Марию Агресту я слышала уже как Леонору в спектакле, купить на который билеты было проще, потому что там был другой тенор :) Впечатление очень схожее с тем "Трубадуром": вроде особо и не придерёшься, но как-то неровно, а актёрски совсем невнятно. Что Леонора, что Дездемона - как будто один и тот же персонаж, и совершенно не интересный... Конечно, многие скажут, что она и у Верди неинтересная, но у меня-то травма Эрвой Нелли. А сценическая имитация рыданий лучше бы осталась в 1960х вместе с хорошими и плохими вещами, присущими 1960м, и особенно на песне про иву, но что-то я совсем бубубу.
Но, это, Кассио был диво как хорош. Канадец, зовут Фредерик Антун, буду стараться следить за его дальнейшими достижениями, среди которых уже Тамино, граф Альмавива и всё такое.
Я про Паппано, оркестр и хор специально ничего не говорю, потому что я человек простой: играет оркестр ROH, дирижирует Паппано - я и счастлива. Даже когда они рвут "Валькирию", как тузик грелку, это весело. Ооочень постараюсь купить всё-таки даже и более дорогой билет, потому что слишком уж хочется послушать по-настоящему этот оркестр и Кауфмана.
Что касается сопрано с баритоном - наверно, слишком хороший тенор заставляет желать слишком многого. Вообще я всегда считала, что когда рядовой спектакль находится не на уровне "вызывает ужас", а на уровне "не вызывает восхищения", это значит, что театр отличный. Истинно грустное было одно, и это постановка. Кит Ворнер, ааааа, что же ты делаешь, зачем ты так демотивируешь меня смотреть своё "Кольцо". Всё недурное было где-то ещё, да и является в большей мере достижением работников сцены, чем режиссёрским решением (качающиеся стены на Innaffia l'ugola, например, или массивно выплывающий белый лев в точности как гробница в "Карлосе" Хайтнера). Но Яго, который буквально носит в руках две маски! Бросает на пол одну - и ПЫЩЬ МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ! Была бы это школьная постановка - я бы даже похлопала, молодцы, прочитали Шекспира и предисловие к школьному изданию. Но тут-то вроде приличная сцена, аудитория вроде как выше уровня "зацените, Яго же манипулятор с проблематикой самости/идентичности". Эта Дездемона, которая только появилась - и в руках платок, сколько ж можно. И эти мизансцены, это же боль. Бедняга Кауфман играл как мог, но, наверно, если тебе предписали хвататься за голову, как Доминго - приходится так делать. А ведь после, скажем, "Силы судьбы" ясно, каковы на самом деле его возможности.
Ну и зыс:
дер йонас: Зацените, я её убил, но она сама напросилась, платок, все дела.
компримерии: О ужас! Какой кошмар! Мы за кадром всё выяснили, это Яго виноват, а няшка не виновата!
дер йонас: Блин. Пойду зарежусь.
(пролезает в узкую щель между кроватью и стенкой)
(встаёт спиной к зрителям, лицом к стене)
(краска из пакета со сценической кровью брызжет и заливает ВСЁ)
(ПРОСТО РЕАЛЬНО ВСЁ, КАК В "КРИМИНАЛЬНОМ ЧТИВЕ")
дер йонас: (ползёт, придерживая пакет с краской рукой)
Я примерно так однажды на ролевой игре сделала, потому что у меня кровь в сумке была, надо было её как-то беспалевно достать. Но это-то постановка оперы вроде как, а не ролевая игра. Причём постановка в абстрактном стиле, как бы играющем (?) с традицией. Если уж хочется псевдографичной крови в огромных количествах, надо и весь спектакль делать в стиле "Отелло, венецианский ниггер", набить её аллюзиями на Тарантино - будет хотя бы прикольно. Только делать эти спецэффекты придётся хорошо. А как часть собранного в итоге винегрета такое производит в лучшем случае комический эффект. Что для финала "Отелло", наверно, не лучшее.
А так - что же, fingers crossed, что удастся взять-таки билет, хотя мне уже не очень верится. Когда мою любимую партию поют так круто, мне уже всё равно, что там на сцене. Я даже смогу, наверное, забить на #платок во всех ранних появлениях Дездемоны, послушно сочтя его иронической отсылкам к десятилетиям Дездемон прошлого, а не измозолившим глаза штампом.
Рантик закончен, наверно. Йонас - бох, или полубох, мне всё равно. Я надеюсь, что он будет беречь свой голос, не мучить себя новыми тяжёлыми партиями какое-то время, а уделит время своим Радамесу и Отелло. Может быть, запишет студийного "Отелло" с Паппано, как "Аиду". Съездит в отпуск, я не знаю. Всё-таки талант талантом, голос голосом, а чтобы был такой результат - надо выкладываться на тысячу процентов, и вот это вызывает больше восхищения, чем любая одарённость.
Я не могла не переслушать Яго на все времена и вообще всех на все времена. В моих глазах давно уже нет Дездемоны кроме Нелли и Яго кроме Вальденго, а вот с Отелло, при всём моём обожании Виная, всё не так - и недавно конкуренция расширилась.
Click to view