Абсолютные записи

Jan 26, 2015 06:23

Иногда случается так, что какая-то запись оперы - это для тебя запись с артиклем the. Вроде как много слышал их хороших, некоторые, может, и превосходят в чём-то твою совершенную - а она всё равно особенная, ложится таинственным образом на мельчайшие неровности души и долгие годы места в сердце ничему не уступает.
Наверное, это искривление восприятия. Со многими операми у меня такого нет, и я не могу выбрать лучшего. Буду говорить, что с одной стороны - да с другой стороны - а ещё вот это на первое место впихнуть бы. Но иногда со мной бывает такое, что вот это - (например) настоящая "Травиата", а остальное так, разные "Травиаты". А у вас бывает? ("Травиаты" такой у меня как раз нет).

У меня сегодня по разным причинам было отвратительное настроение, и я решила переслушать кнаппертсбушевского "Голландца". Это, конечно, иррационально любимейшая запись номер один для меня. Может, потому, что с неё, как я люблю рассказывать, началась моя любовь к опере в принципе. Чёрт знает что, конечно: вроде бы столько на свете интерпретаторов Вагнера, но вот у всех ноты, а у Кнаппертсбуша - шторм. Почему у него, притом что для многих людей его дирижирование наоборот недостаток записи? То ли первое впечатление, то ли мистическое единство!

На самом деле, таких точек отсчёта получилось не так уж много. Например, вот эта "Аида". Причём не в Радамесе дело, как ни странно. Остальные уж мне и машут не так, и Амнерис неправильная, и даже (о шведский ужас) Аида неправильная, вот до чего дошло. Хотя я много "Аид" очень люблю. Но вот никакую так - особенная.
Или вот эта "Саломея" (я ссылаюсь на рандомные сайтики - главное, чтобы каст был). Я "Саломею" буду слушать какую угодно и радоваться, если совсем музыку не угробили, но даже у самых лучших - всё не то, голову Хоттера хочу, дайте мне голову Хоттера.
Или вот "Трубадур", в котором (согласно моим странным заклинам) Караян, чью "Аиду" я за что-то так невзлюбила, единственный всё понял. Ну, не единственный. Но понял так, что никто другой так не цеплял. Вообще, интересно, думал ли Корелли о Манрико хоть долю той противоречивой сложноты, которую думаю о его трактовке я. Чего-то он много думал: если сравнить эту запись с 1960, он добавил в рисунок роли ровно то, что делает мне так хорошо. Но из каких соображений? От его интервью не дождёшься толка. Неважно, потому что это мой личный "Трубадур" номер раз.
Ну и "Отелло" Тосканини и всё такое. "Риголетто", как ни странно, Бонинга, но это понятно, почему.
Но вот насколько люблю "Тоску", скажем - выбрать не могу, embarrassment of riches, слишком многое разное ультимативно нравится.
А "Карлоса" не могу, потому что ничего не нравится вполне.

Тоска, Саломея, Корелли, Отелло, Аида, Вагнер, Летучий Голландец, Трубадур, Пуччини, Дон Карлос, Рихард Штраус, Верди

Previous post Next post
Up