Довольно забавно наблюдать, как наши современные представления о жизни вписываются в произведения искусства, созданные давно и про другое. Например, я недавно видела интервью Деборы Войт, такое для широкой публики. Ей там надо сюжет "Валькирии" быстренько изложить, и Хундинг по ходу дела характеризуется как abusive. Если бы подобное сегодня произошло, это было бы, конечно, не просто abusive, а много какая статья (
хотя, ради справедливости, не одному только Хундингу и ему в последнюю очередь). Но в "Кольцо" такое отношение тянет за собой, как шлейф, современный правовой подход, который там не работает. Чтобы понять происходящее, надо принять новую систему ценностей, в которой мы можем сочувствовать персонажу, который припёрся на чужую свадьбу и всех там к чертям убил. (Или не принимать и считать всех действующих лиц ужасными людьми и нелюдьми; об этой интересной границе я, в общем-то, и пытаюсь рассуждать). Что касается Хундинга - помните, мы с вами как раз недавно беседовали о том,
что он с собственной точки зрения совершенно делает смысл. Что, конечно, не делает его героем "положительным". Но сложность действию придаёт.
Я не сомневаюсь, что лично Войт прекрасно себе представляет сложность философской системы "Кольца". Тем не менее, многие оперы, а особенно вагнеровские, а особенно "Кольцо", ощутимо страдают от непонимания, вызванного несовпадением горизонта ожидания у большинства людей с - ну, тем, что мы видим и слышим. Мне аж родная мать говорила "инцест, какой кошмар". Я вот думаю - может, всякая антилогика типа копенгагенского "Кольца" - следствие этой ситуации? Если история не складывается в смысл для человека, который её видит, надо создать визуальными и актёрскими средствами дискурс, который как-то отзовётся. Например, рожающая в финале Брунгильда, мимими, новая жизнь - это любому ясно и понятно, и даже на музыку эмоционально может лечь. То, что само по себе это чушь - разговор отдельный...