ЛНБ им. М.МАЖВИДАСА. АРХИВ М.В.ДОБУЖИНСКОГО. НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ.

Nov 13, 2024 10:45





М.В. Добужинский. Эскиз из этого горького альбома. Каранд. 1901. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №116.

ГОДЫ УЧЕНИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ V.

В художественной жизни Мстислава Добужинского, ставшего молодым и заботливым отцом, дела обстояли так… В конце августа вернулся из Венгрии Холлоши, и Мстислав начал было работать в его мастерской, но в отличие от мастерской Антона Ашбе она была темная и тесная, и это заставило художника задуматься. В отличие от пленэра в Венгрии, в мюнхенской городской мастерской Холлоши все писали черно и тускло, и для Добужинского, как художника среди учеников не было примеров, за которыми хотелось бы следовать. У него вначале были мысли работать на дому, но с практической стороны нанимать модель было, гораздо дороже, чем учиться в школе, и после некоторых колебаний он решил ходить по вечерам к Ашбе, а днем заниматься у Холлоши. Ему, однако запомнился пример Садковского «работать у Ашбе по-своему» и Мстислав Валерианович решил ему следовать.

В набитой битком учениками школе Антона Ашбе, он сделал в октябре 1900 года красивый этюд - интерьер маслом, с огромным абажуром висячей лампы на первом плане и с высоким окном, за которым уже вовсю золотилась осенняя листва. Ашбе его одобрил.



М.В. Добужинский. Мастерская школы Ашбе. Октябрь 1900 г. Холст, масло. 52 х 35,8. Из книги: Г.И. Чугунов. Мстислав Валерианович Добужинский. 1875 - 1957. М. - СПб. 2008, Том 2. С.13, Опис., с.190

Примерно с октября 1900 года Добужинский начинает запоем читать номера дягилевского журнала «Мир искусства», которые ему давал читать уроженец Петербурга Вальтер Адольфович Локкенберг [18] с которым он познакомился в школе Ашбе, а с января 1901 года, он уже получает этот журнал в Мюхене, его выписал Мстиславу отец. В «Мире искусства» уже известный ему Игорь Грабарь печатал свои корреспонденции о мюнхенской художественной жизни и другие статьи. Добужинский в своей записной книжке вел учет изученных номеров журнала и отмечал интересные на данный момент темы по годам и номерам.



Лист из записной книжки М.В. Добужинского. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №81.

8 октября 1900 года он пишет отцу: <...>Малютка радует <...>, слава богу, здоров, в добрый час, даже полнеет, пытается уже улыбаться и голос уже наш узнает. Когда-то увидишь ты его? <...>

На дворе осень, настали дождливые дни, утром бегу в мастерскую по туману. Начались холода. Эта пора всегда особенно подмывает на работу, и работается хорошо и много. Вот теперь, папа, могу уже некоторые результаты подвести и выводы сделать за все время занятий художеством. Я подвинулся далеко, лето там <в Надибанья> огромную пользу принесло, вещи теперь у меня закончены, рисунок становится мягкий, и в своей собственной манере утверждаюсь. Я достиг, главное, вот чего: уверенности в своих силах. По крайней мере, я знаю, что я могу. Много еще осталось заниматься. Я похвал очень не люблю и, хотя хвалит Hollosy, хвалит Ашбе, очень хорошо знаю, чего мне не достает.[19]»



М.В. Добужинский. Улица Мюнхена. Ок. 1900 г. Public domain.

Мстислав Валерианович некоторое время ходил и к Холоши и к Ашбе, взвешивая, раздумывая и выбирая. В письме отцу от 3 ноября 1900 года, он пишет, что перешел в школу Холлоши, а у Ашбе занимается только по вечерам. И вновь хвалит Холлоши, называя его чудным учителем и художником до мозга костей, на которого молятся ученики.

Добужинский продолжал общаться и с Садковским, ему нравились его интересные работы. В зиму 1900/1901 гг. Локенберг познакомил его наконец с Игорем Грабарем, и это знакомство стало одним из самых важных событий для всей его дальнейшей художественной жизни. Он познакомился и с живописью Грабаря, очень «пастозной» и красочной, но как позже напишет Добужинский в «Воспоминаниях», тот был в это время еще на «перепутье». Грабарю Мстислав Валерианович обязан своим знакомством с японскими гравюрами, у того была большая и очень хорошая коллекция. В 1900 году, Грабарь уже оставил преподавание у Ашбе и жил в Мюнхене рядом с князем Щербатовым и скульптором К. К. Рауш фон Траубенбергом. Ниже мы можем увидеть проспект школы Ашбе в последний год преподавания в ней Грабаря.



Проспект школы Антона Ашбе с фамилией Игоря Грабаря в последний год его преподавания. 1899 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2120.



Проспект школы Антона Ашбе с фамилией Игоря Грабаря в последний год его преподавания. 1899 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2120.



Проспект школы Антона Ашбе с фамилией Игоря Грабаря в последний год его преподавания. 1899 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2120.

Грабарь стал приходить к Добужинским, его заинтересовали работы молодого художника, и как позже вспоминал Мстислав Валерианович, по-видимому, уже тогда он в него поверил. Естественно, признание такого уже маститого в то время мэтра, прожившего к тому времени 5 лет в Мюнхене, окрыляло. В их беседах, для Добужинского порой открывалось много нового, и Грабарь постепенно становился для него настоящим авторитетом в искусстве. Но Грабарь вместе с друзьями уже собирался покидать Мюнхен, а у Добужинского не было пока еще никаких планов на дальнейшее. Он мечтал втайне о Париже, но обстоятельства складывались так, что у него родился сын, и эта мечта откладывалась. Надо было брать все, что можно, от Мюнхена.



Из книги: Г.И. Чугунов. Мстислав Валерианович Добужинский. 1875 - 1957. М. - СПб. 2008, Том 1. С.13, Опис., с.18.

Добужинский пишет в «Воспоминаниях», что весной 1900 года, он познакомился с ярким представителем, главного русского центра, в котором собиралось много художников, как русских, так и немецких - Алексеем Явленским [20]. Мстислав Валерианович был скромен, воспитан, стеснялся общества, был примерный семьянин, это и было главной причиной эдакой нелюдимости. Марианну Веревкину он тогда почти не знал. Основанное Явленским и Веревкиной общество художников «der Blaue Reiter» («Голубой всадник»), сыгравшее позже большую роль в современном немецком искусстве, тогда еще только задумывалось. Они сошлись поближе, гораздо позже, в 1913 г. Из примечательных знакомств зимы 1900/1901 гг., было знакомство с учеником и последователем Грабаря доктором философии и художником Рудольфом Трейманом и художником из круга Явленского бароном Николаем Зедделером [21].

Отдавая себе отчет, в том что отец не сможет долго финансово тянуть его семью и учебу за границей, в конце 1900 года, у Мстислава Валериановича появляются мысли о возвращении в Петербург, и он обсуждает это со своим дядей Евстафием, который был посаженным отцом, на их с Лизой свадьбе: «<...> Я никогда еще не испытывал в такой полноте равновесие душевное и нравственное удовлетворение, как теперь тут... А вот как я устроюсь в Петерб<урге> - до сих пор туман для меня. А не мешает уже думать об этом. Ведь, может быть, к будущей осени надо будет вернуться в Россию. Мало этого времени для моего худож<ественного> образования, но я возьму все, что только возможно с Мюнхена, занимаясь много, и увезу отсюда ценный запас того, что воспринимаю тут.

Я не боюсь, что потом, на службе сможет заглохнуть то, что развиваю в себе тут, под неизменным руководством моих учителей. Искусство мое я очень люблю, а в Петербурге будет у меня худож<ественная> среда непременно.

Конечно, я надеюсь, что можно будет, будучи на службе, продолжать учиться или упражняться; я думаю, что время будет можно найти, утренние часы - это довольно. <...> Если бы ты был уже в Питере, то, имея всю »бюрократическую машину» перед собой, мог бы дать мне добрый совет, а теперь трудно тебе посоветовать. Папа с граж<данской> службой не знаком - и он не может указать мне ничего.

Малютка наш растет исправно. С тех пор, как начал я это письмо, он успел округлиться, научился смеяться и начал разговаривать, лежит себе и говорит «а» на всякие лады, или «ррр», или «агы», «ара» - можешь себе представить, как торжествует Лиза. И такая радость нам, когда глядит, глядит на нас он по очереди и улыбнется. А смотрит он пристально, прямо в глаза разумным взглядом.

Все находят, что он похож на меня. Нос фамильный!<...>[22]»



Из книги: Г.И. Чугунов. Мстислав Валерианович Добужинский. 1875 - 1957. М. - СПб. 2008, Том 1. С.13, Опис., с.22.

Главным же итогом мюнхенской жизни Мстислава Добужинского было то, что именно там в Мюнхене, он решил окончательно стать художником, и ощутил в себе призвание и необыкновенную тягу к творчествус (которая всегда восхищала всех близко знавших его), сознавая это уже тогда: «В нашем милом Мюнхене я занят впервые делом, которое действительно люблю. Только теперь, когда у меня раскрылись глаза на чудную область искусства, которое таким родным уже стало мне, я знаю сладость труда, труда не по обязанности и необходимости, а труда по любви, и знаю, что искусство останется со мной, оно всегда будет освещать мою жизнь, даже при постороннем труде [. . .] Во мне выросла вера в мой собственные силы, которой только и недоставало для жизни» (письмо к отцу от января-февраля 1901 г. из Мюнхена)[23].

По окончании второй мюнхенской зимы, после многих поисков, встреч и колебаний Добужинский решает вновь поехать на летний сезон со школой Холлоши в Надибанью. Его постоянно грели воспоминания о прошлом пленэре в Венгрии, где работалось с большим вдохновением и он до сих пор ценил все то, что приобрел там. Главным же было, что добряк Холлоши брал его с собой.

Весной 1901 года в жизни Мстислава Добужинского, произошло еще одно яркое событие. Его отец Валериан Петрович Добужинский прислал небольшую сумму денег на путешествие в Венецию и Париж, которое, по его мнению, было Мстиславу, как художнику совершенно необходимо. Елизавета Осиповна тоже настаивала на этом, сама же поехать вместе отказалась. Ее можно было понять, Тиничка был еще очень мал... Мстислав Валерианович поблагодарил отца письмом и написал, что эту большую радость в его стремлении к постижению всех тайн искусства, с ним разделяет верный друг Лиза. И в этой ее поддержке и в совместной гармонии взаимопонимания - есть великая сила!

Попросив отца писать им, Мстислав заключает: «Всей душой я чувствую - нет чувства святее чувства единства семьи, Божие благословение тут.»

Описание путешествия Мстислава Валериановича, в Венецию и Париж, за неимением материалов мы пока отложим, скажем лишь главное, что впечатления от него затмили все увиденное ранее в Германии и Венгрии.

Второй раз в Венгрию, чета Добужинских, включая их малолетнего 9 месячного сына Тиничку, поехала в конце мая. Они и не предполагали, что больше не вернутся в Мюнхен. В Надьбанье они устроились в том же домике и наняли в помощь Елизавете Осиповне местную, веселую и расторопную деревенскую девушку по имени Тёрчи. Мстислав Валерианович рисуя ее добродушно подшучивал над тем, что работа у Тёрчи была довольно разнообразная... Тиничка часто «грязнил»!



М.В. Добужинский. Тёрчи стирает. Каранд. 1901. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №116.

Добужинский работал с упоением, исключительно маслом, и Шимон Холлоши хвалил его работы (может быть вскоре мы найдем и портрет Тёрчи маслом или акварелью).



М.В. Добужинский. Тёрчи стирает. Каранд. 1901. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №116.

Добужинский также вспоминает, что он успевал и рисовать в их шахтерской деревушке, написал несколько пейзажей, пробовал работать и пастелью (где они теперь, эти пейзажи и пастели?). Еще он выучился хорошо грунтовать холсты и занимался этим делом на заросшей виноградом веранде.

К ним опять приехал погостить Игорь Добужинский, в этот раз, он путешествовал один, и справился с этим, но (от греха), его встречали...



М.В. Добужинский. Портрет бр. Игоря в белой летней рубахе и погонах портупей-юнкера. 24.02.1905 г. В 1905г., Игорь заканчивал Павловское ВУ. Из кн. Мстислав Добужинский. Изд. Михаил Царев. М. 2012.

Лето в ту пору стояло жаркое, они купались в горном ручье, всей их создавшейся дружной компанией, с Гржебиным и Садковским. Клементьевы к тому времени уже уехали на родину, в Рыбинск. Придет время когда я опубликую письма Игоря брату Мстиславу, в которых он рассказывает о себе, учебе в корпусе, интересуется жизнью всех друзей, и передает им приветы.



М.В. Добужинский. Пейзаж в Надьбанья. Каранд. 1901. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №116.

Как и в прошлом году, по вечерам, они ходили всей их маленькой компанией в городской парк слушать душещипательные мелодии и песни цыганского оркестра. Это была настоящая идиллия жизни!



М.В. Добужинский. Лиза, Тёрчи и Бубушечка (справа - налево). 1901. Летом в Венгрии. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №116.

На этом листе альбома, вверху, Мстислав Валерианович написал: «Лиза, Тёрчи и Бубушечка», очевидно маленький Тиничка уже постоянно бубнил...

Внезапно случилась катастрофа - Бубушечка скончался. Росший на искусственном питании ребеночек, заболел желудком. Причины могли быть разные, подкисшее местное молоко, стоявшая в это время сильная летняя жара. Неопытные родители, поначалу не придавали этому значения, затем оба растерялись и не приняли никаких мер, а когда спохватились, было уже совсем поздно. Вызванный среди ночи доктор, помочь уже не смог. одиннадцати месячный ребенок, спокойный и с милой улыбкой «в гробике среди цветов лежал, как маленький ангелочек.» Им помогали и поддерживали все тамошние друзья, и такой же как и они несчастный Игорь. Убитые горем родители не захотели похоронить Тиничку на чужбине и решили везти его в Вильну... Об этом читайте здесь: https://brodiaga64.livejournal.com/57643.html#t152619

Трудно сейчас утверждать к какому периоду относится этот автопортрет, сделанный художником в этом непростом для него 1901 году. Главное, что мы видим в этом произведении значительное увеличение мастерства Мстислава Добужинского, и твердую решимость двигаться далее по выбранному им пути...



М.В. Добужинский. Автопортрет. 1901 г. Х.м. ГРМ, СПб. Public domain.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ: https://brodiaga64.livejournal.com/59583.html

КОММЕНТАРИИ: [18]. Локкенберг Вальтер Адольфович (1875, СПб - 1921, Харбин) - Живописец, график, сценограф. Учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (конец 1890-х), Одесском художественном училище (1899, 1902-1903), где занимался в натурном классе, школе А. Ашбе в Мюнхене. (1903-1906) - учеба в Высшем художественном училище при ИАХ, отчислен за непосещение классов. В октябре 1901 г., Локкенберг и Добужинский будут пуступать в Академию художеств в Петербурге. Оба провалятся.; [19]. М.В. Добужинский. Письма. Под ред. Г.И. Чугунова. СПб. 2001. С.60-61 (письмо отцу 8. окт. 1900 г.); [20]. Явленский Алексей Георгиевич фон (Alexej von Jawlensky; 1864, Торжок - 1941, Висбаден) - русско-немецкий художник-экспрессионист. Входил в группы художников «Синий всадник» и «Синяя четвёрка». На протяжении 30 лет состоял в гражданском браке с Марианной Верёвкиной; Марианна Владимировна Верёвкина (Marianne von Werefkin; 1860, Тула -1938, Аскона) - русская художница, представительница экспрессионистского течения в живописи;  [21]. Трейман Рудольф-немецкий юрист, живописец, член «Мира искусства»; Зедделер Николай Николаевич (1876 - 1937), барон, художник-живописец и график, революционер, советский разведчик; [22]. М.В. Добужинский. Письма. Под ред. Г.И. Чугунова. СПб. 2001. С.62 (письмо Е.П.Добужинскому кон. 1900 г. Мюнхен). [23]. М.В. Добужинский. Воспоминания. Подг. изд. Г.И. Чугунов. М. «Наука». Серия ЛП. 1987. С.403



М.В. Добужинский. Эскиз из альбома. Каранд. 1901. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №116.

©V.Naboichenko
Previous post Next post
Up