С огромной благодарностью Николаю
Эндегору за постоянные консультации и
помощь по петербургской тематике.
ПЕТЕРБУРГ. 1901 - 1902 гг.
В самом начале цикла публикаций, связанных с работой Мстислава Валериановича Добужинского в России, хочу сразу внести ясность в цели и задачи поставленные мною. Моей целью не является создание более подробной биографии художника (хотя после публикации огромного количества документов наши представления о ней значительно расширяются), или составление каких либо каталогов его работ. Целью данной публикаций является лишь открытие неизвестных страниц жизни и творчества художника, а так же уменьшение темных пятен в его биографии, чему будет способствовать прочтение как можно большего количества страниц его дневников, а так же публикация неизвестных произведений художника. При сравнении новых, неизвестных ранее материалов с предыдущими ранее уже опубликованными, в будущем нас ждет немалое количество открытий.
Еще находясь в Олите, и в беседах с отцом подводя итоги своей заграничной жизни, Мстислав размышлял о том, как начнется его художественная жизнь в Петербурге. Будущее, пока что было для него туманным. После Мюнхена он чувствовал себя на перепутье и пока что понятия не имел с чего конкретно необходимо начинать. С присущей ему скромностью, и надо признать с такой же присущей ему в те времена неуверенностью, он очень скромно судил о своем даровании. Единственное, что вселяло в него некоторую уверенность, это были приобретенные им во время учебы в школах Ашбе и Холлоши знания, и немалый запас полученных за это время впечатлений. Не назначив себе пока, твердо выбранного пути в искусстве, Добужинский и не подозревал даже, что сам великий имперский Петербург скоро подскажет ему этот путь. И благодарный Мстислав Добужинский сохранит верность этому городу навсегда…
Вернувшись в Петербург в середине августа 1901 года, Мстислав Валерианович, будучи уже ранее «прикипевшим» к этому городу, поначалу некоторое время присматривался и прислушивался к его кипучей жизни и могучему дыханию. Многие, и порой противоречивые чувства овладевали им и боролись, в его чуткой и трепетной душе… Его руки самопроизвольно тянулись к карандашу, перу, кисти, вся его творческая натура жаждала работы. Не могу сказать, что в его душе было полное умиротворение и всплеск творческих эмоций, связанных с возвращением в Петербург. Очень мало времени (2 месяца) прошло со времени смерти сына Константина (Тинечки) а его любимая жена Елизавета Осиповна уже ждала второго ребенка, 30 августа 1901 года у них появится на свет дочь Вера. Существовал еще один немаловажный факт, семья художника существовала за счет помощи его отца Валериана Петровича Добужинского, а сам Мстислав Валерианович находился в поисках работы. Поэтому, его первый рисунок, сделанный в Петербурге, выглядит далеко не оптимистичным, очевидно даже мрачноватым, сделанным в процессе долгих раздумий, связанных с поисками дальнейшего творческого и жизненного пути… В нем явно ощущается зарождение будущего, очень известного в творчестве Добужинского цикла «Город».
М.В. Добужинский. Двор. Внизу рукой художника написано: 22 августа 1901 г. СПб. 20,8х13,3. Тушь, перо. Вверху рукой художника написано: «Первый петербургский рис<унок>». ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №112.
Но вскоре, буквально через два месяца, он нашел в себе и написал отцу слова, под которыми я думаю смог бы подписаться и в конце жизни:
«…Я держу свои экзамены в Академию [1], уже кончаются. Любопытно, попаду ли! Вместе со мной еще трое из Мюнхена держат [2].
Присматриваюсь теперь к Питеру, как совсем к новому для меня городу, пребывание за границей отучило глаз от всего того специфич<еского>, чем полон Питер. Вначале он меня неприятно ошеломил своей дикостью, теперь вижу страшно много характерного, нигде мною невиданного, ни в одном городе за границей. Каждый день я переезжаю Неву, и сколько в ней красоты и нового для глаза, эти ряды барок, живорыбные садки, курьезные набережные.
М.В. Добужинский. Барки на Фонтанке. Справа внизу рукой художника дата: 24 авг. 1901 г. 14,5х12. Санг., тушь, перо. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №113.
Ряды домов, самой нелепой окраски под серым небом, за пеленой тумана, в котором блестят искрами «иглы» и купола освещенные солнцем. Много просто фантастического, что так просится быть изображенным.
Своим художеств<енным> идеалом я ставлю нечто выше жанра бытового и исторического, где все в содержании; не в этом вижу высшее искусство <…> Картина должна действовать, по-моему, не только на ум, а на душу, должна, как музыка содержать в себе нечто не сознательное <…>»[3].
Именно это несознательное (как музыка, играющая на струнах души), всегда пытался найти в каждой своей работе и передать нам, этот тонкий, талантливый и во многом выдающийся, часто балансирующий на грани гениальности, художник - Мстислав Валерианович Добужинский.
С ним всегда, бок о бок была его неразлучная спутница - Лиза, и даже отвлекаясь порой на совершенно отвлеченные, от, что называется «злобы дня» аллегорические рисунки, он всегда рисовал ее (порой украдкой)…
Добужинский. Рисунок пером. 18,0х11,5. Перо, чернила. На обороте, вверху рукой художника написано карандашом: 1901. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №117а.
М.В. Добужинский. Рисунок пером (оборот). 1901 г. 18,0х11,5. Перо, чернила. Вверху рукой художника написано карандашом: 1901. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №117а.
Хочется надеяться, что когда ни будь, может быть из переписки Мстислава Валериановича (которой из ЛНБ опубликовано 10-15%) мы узнаем что-то более подробно об этих двух рисунках, хотя бы их смысл, и тематику…
Следующая «довольно беглая зарисовка» похоже, «Вид Зимнего дворца с северо-западного угла» продолжает самую интересную в творчестве художника - петербургскую тему. Он, к сожалению, без даты, но судя по проставленному художником в верхнем правом углу номеру - 1, и находящемуся в альбоме 1901 - 1902 гг., может относиться к числу первых рисунков по этой теме. Думаю, его вполне можно отнести к октябрю 1901 года.
М.В. Добужинский. Рис. «Вид Зимнего дворца с северо-западного угла». Перо, тушь. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Обложка альбома М.В. Добужинского 1901 - 1902 гг., в котором находится рис. №1. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Рисунок, «Набережная Крюкова канала у Никольского рынка» также является продолжением петербургской тематики. Я долго ждал, приближения моих исследований к этому периоду и теперь с огромным удовольствием открываю наконец эту величественную а позже и трагическую страницу в творчестве художника. С сентября месяца 1901 года, Добужинский начал разрабатывать тему городского пейзажа и предлагаемый рисунок, является одним из первых примеров этого направления в петербургском периоде его творчества.
М.В. Добужинский. Рис. «Набережная Крюкова канала у Никольского рынка.» Слева внизу монограмма художника МД. Ниже дата: 14.XI.1901. 16,2х9,3. Тушь, перо. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №119.
Необходимо отметить, что виды и пейзажи связанные с Никольским рынком долго интриговали Мстислава Валериановича и он исполнил на эту тему в 1902 году еще один великолепный офорт. Раскрою секрет, почему художника так привлекало это место! Сзади, за рынком мы видим силуэт Собора Святой Живоначальной Троицы (или Троицкий собор) который был полковым храмом Лейб-Гвардии Измайловского полка. Здесь, 27 февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 18 ноября 1894 года - отпевание А. Г. Рубинштейна. Этот собор был любимым храмом М.В. Добужинского. В нем, 4 ноября 1901 года была крещена его дочь Вера. С октября 1901 по осень 1902 Добужинский проживал с семьей в 6-й роте Лейб-Гвардии Измайловского полка, а позднее, в 7-й роте того же полка.
М.В. Добужинский. Никольский рынок. Офорт. 1902. Public domain.
А чтобы мой читатель смог понять, откуда что бралось, и как поэтапно создавались эти произведения, нам необходимо открыть ежедневник Добужинского за 1901 - 1902 гг. Как ни странно, художник начал с решетки ограждающей набережную Крюкова канала. Если вы внимательно посмотрите, то увидите ее и на предыдущем рисунке и на офорте.
М.В. Добужинский. Рис. «Решетка ограждающая набережную Крюкова канала». 1902 г. Каранд. 14Х9. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr. 1, №81.
Затем, более детально и тщательно, было прорисовано само здание Никольского рынка, и облака...
М.В. Добужинский. «Здание Никольского рынка у набер. Крюкова канала». 1902 г. Каранд. 14Х9. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr. 1, №81.
После этого, Мстиславу Валериановичу захотелось еще раз зарисовать Никольский рынок на фоне все того же храма, но композиция уже была изменена и храм возвеличивался над рынком, выходя на первый план. Думаю изменение композиции было с прицелом на будущую новую работу.
М.В. Добужинский. «Здание Никольского рынка на фоне Троицкого Собора..» 1902 г. Каранд. 14Х9. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr. 1, №81.
Для этой же работы, был более тщательно набросан Троицкий Собор (впрок).
М.В. Добужинский. «Троицкий Собор в Санкт-Петербурге.» 1902 г. Каранд. 14Х9. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr. 1, №81.
На следующем рисунке, в канун Нового 1902 года, Добужинский возможно запечатлел сарайчик во дворе дома №21, по 6-й роте (ныне 6-я Красноармейская ул.), где в то время проживал художник.
М.В. Добужинский. Рис. «Деревянный домик в снегу.» Слева внизу рукой художника дата: 26 дек. 1901. В правом углу карандашом: 1901. 14,2х9. Тушь, перо. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №119а.
Еще один рисунок 1901 года «Город», похоже сделан в окрестностях 6-й роты и является вполне возможно одним из первых (если не первым) из рисунков Добужинского с изображением городских кварталов Петербурга. Т.е. настоящим воплощением зарождающейся в его творчестве тематики городского пейзажа.
М.В. Добужинский. Город. 1901 г. 22,2х20,4. Каранд. Внизу рукой художника написано: «1901». ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №114.
Не могу не предоставить читателю возможность полюбоваться весьма талантливо и тщательно сделанным офортом «Крыши домов», хранящимся в ГРМ. Он относится к периоду занятий художником в офортной мастерской профессора В.В. Матэ [5], с сентября 1901 г.
М.В. Добужинский. Крыши домов.1901, ГРМ. СПб.
В том же альбоме 1901 - 1902 годов находится рисунок без даты, с короткой надписью рукой художника: «К Бесам Достоевского». Думаю, что это будет интересно биографам художника, как начало его работы (или его размышлений) над произведениями Ф.М. Достоевского.
М.В. Добужинский. Рис. «К Бесам Достоевского». Сангина, итал. каранд. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Далее, уже в записной книжке-ежедневнике 1901 - 1902 годов, мы видим небольшой рисунок, напоминающий архитектурный фрагмент павильона Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села. Это тоже весьма интересный факт, так как нам известно, что Мстислав Валерианович в Царском Селе в 1903 году работал, и когда наше повествование подойдет к этому периоду творчества художника, мы увидим два его великолепных произведения, одно из которых «Китайский театр».
М.В. Добужинский. Рис. «Архитектурный фрагмент павильона Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села». 1902 г. Итал. каранд., уголь. 11,8Х17,3. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
В «Воспоминаниях» Мстислав Валерианович описывает свои творческие поиски и размышления во время этого важного периода в его становлении как художника, так:
«За мюнхенское время я почти совсем забыл то, к чему так начало меня тянуть еще в Петербурге - к иллюстрации и стилю (мое увлечение прерафаэлитами и одновременно русским лубком, когда я был студентом). В Мюнхене же я лишь между делом и скорее для забавы жены, если вообще стоит упомянуть об этом, придумывал иногда виньетки, делая невольно еще в стиле «Jugend». В конце же мюнхенского пребывания начал на память делать (пастелью и углем) городские мотивы (помню- сделал дом на окраине ночью и Siegestor (Триумфальная арка, нем.) с тополями), т. е. возвращался к тому, что началось еще в студенческие годы (мои первые петербургские мотивы). Но и это будущее увлечение тогда еще дремало во мне.
За годы учения в Мюнхене, делая бесконечное количество голов сначала углем, потом маслом, я, собственно, продолжал мои портретные упражнения, которыми давно занимался, особенно в деревне летом у моей матери. Я подготовлял себя к портретной живописи, но в душе считал себя больше пейзажистом. Меня мучило, что многого в рисунке я еще не успел достичь, и, главное, я видел, что далеко еще не овладел техникой масляной живописи и не мог найти за столь недолгий срок - что естественно - своих собственных приемов. Кому-либо подражать сознательно - мне претило; мюнхенская тяжелая живопись и красочная яркость, как я уже упоминал, тоже была не по душе, не удовлетворяла меня и тусклая живопись у Холлоши. Я все еще находился под гипнозом идеи, что только в масляной живописи «настоящее» искусство, но уже японцы Хокусай и Хирошиге и французы - особенно Дега, картины которого сделаны и маслом, и пастелью, и «неизвестно как», - все мне начинало открывать совершенно иные горизонты. И я грустил, что мало глотнул парижского воздуха, что нельзя было дольше остаться в Европе, чтобы живописью заняться серьезно. Я знал, что в Петербурге началось нечто очень большое и новое в искусстве. Знал я это уже давно, и в Мюнхене меня это все время волновало, это же и утешало при отъезде из-за границы. Я все время был в курсе того, что там делалось и чем «горели» в «Мире искусства» (журнал в Мюнхене я читал, как уже говорил, с великим увлечением), и незаметно для себя (и это было, пожалуй, самым серьезным приобретением за мюнхенские годы) я проникался его вкусом и чувствовал и верил, что для меня именно оттуда, как ex oriente lux (Свет с востока, лат.) [4]»
Думаю, прочтя эти строки и поняв, и осознав творческую концепцию художника, а также его поиски в определенных им направлениях, нам будет легче более осознанно идти дальше. Кстати, творческие поиски, а также сами истоки этих поисков у Мстислава Валериановича хорошо прослеживаются по его записным книжкам и альбомам. И надо сказать, чем дальше - тем лучше и более организованной становилась его работа. Добужинский рано понял бесспорную пользу и важность личного архива для творческой личности и пользовался своими записями (т.е. когда-то записанными наблюдениями и впечатлениями) и зарисовками (этюдами и набросками) постоянно, возвращаясь к тем или иным темам. Особенно это было важно для него при работе над театральными произведениями, к постановкам которых приходилось (или хотелось) порой возвращаться.
Возвратившись в Петербург, он с первых дней своего пребывания, попутно занимаясь текущими делами, часто бродил по улочкам великого города и рисовал, рисовал, рисовал… В этой его творческой скрупулезной деятельности прослеживаются ярко выраженные исследовательские мотивы и заинтересованность, присущие настоящему мастеру. Мстислав Добужинский всегда изучал предмет досконально, в большинстве случаев на уровне настоящего ученого. Неудивительно, что в большом портовом городе, такого пытливого исследователя и художника заинтересовала корабельная тема.
М.В. Добужинский. Рис. «Поплавок. Средство». 1902 г. Каранд. 14Х9. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №81.
На следующем рисунке, на очевидно особенно любимой Добужинским Университетской набережной перед Академией Художеств - «У Сфинксов», он вновь нарисовал тот же «Поплавок», и добавил еще несколько барок впереди. Сделал он также «вид сбоку» и самого сфинкса (по привычке, попутно подсчитывая текущие расходы... тяжела жизнь свободного художника!)
Добужинский. Рис. «Сфинкс на Университетской набережной». 1902 г. Каранд. 14Х9. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №81.
На Университетской набережной, художник часто бывал, начиная с экзаменов в Академию Художеств (1-я половина октября 1901 г.), а также занимаясь в гравировальной мастерской у профессора В.В. Матэ (с сентября 1901 г.), которая помещалась при его казенной квартире в здании Академии художеств. Еще это могло происходить в период занятий в батальной мастерской у профессора П.О. Ковалевского (с января 1902) [6].
М.В. Добужинский. Рис. «Поплавок и барки. Университетская набережная». 1902 г. Каранд. 14Х9. ЛНБ им. М. Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №81.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:
КОММЕНТАРИИ:
[1]. Экзамены проходили в первой половине октября.
[2]. Средин них был В.А. Локкенберг, его старый приятель по Мюнхену.
[3]. М.В. Добужинский. Письма. Под ред. Г.И. Чугунова. СПб. 2001. С.64,332 (письмо отцу конец октяб. 1901 г. СПб.)
[4]. М.В. Добужинский. Воспоминания. Подг. изд. Г.И. Чугунов. М. «Наука». Серия ЛП. 1987. С.172.
[5]. Матэ Василий Васильевич (Wilhelm Johann Mathé, 1856 - 1917) - русский гравёр немецкого происхождения, ксилограф и офортист, один из последних крупных мастеров русской дореволюционной школы репродукционной гравюры, педагог; наставник многочисленной группы учеников, известной под его именем - так называемой «школы Матэ». Действительный член (с 1893) и академик (с 1899) Императорской Академии художеств, профессор-руководитель гравировальной мастерской Высшего художественного училища (с 1894), действительный статский советник (1913).
[6]. Ковалевский Павел Осипович (1843 - 1903) - русский живописец, баталист и жанрист, представитель петербургского академизма пореформенной эпохи. Сын востоковеда Осипа Ковалевского, ученик Богдана Виллевальде. Академик (с 1876), профессор (с 1881) и действительный член (с 1898; по новому уставу) Императорской Академии художеств.
©V.Naboichenko