ЛНБ им. М.МАЖВИДАСА. АРХИВ М.В.ДОБУЖИНСКОГО. НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ.

Nov 09, 2024 20:00


                          ГОДЫ УЧЕНИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ IV.

На следующем рисунке из этой маленькой записной книжки (ежедневника) стоит остановиться поподробнее... В отличие от остальных рисунков карандашом, этот сделан пером и чернилами. Добужинский, в своих воспоминаниях (через 50 лет) дает понять, что он сделал его уже в Петербурге. Но вполне возможно, что рисунок был сделан и в Мюнхене, после того как художник вновь вернулся в школу Ашбе. Сначала, я покажу вам еще один рисунок с давно известным нам Алексеем Клементьевым, так как рисунок этот сделан в Nady Вапуа а Алексей в дальнейшем повествовании упоминается.



М.В. Добужинский. Ал. Клементьев и я. Nady Вапуа 1900 г. 12,5 х 19,5. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.

История эта прекрасно рассказана в «Воспоминаниях»: «Из России, кроме нас с Клементьевым и Садковского, училась маленькая армянка из Астрахани Сергеева, очень способный, веселый Гольдштейн и тот самый Зиновий Гржебин, который впоследствии совсем оставил живопись и который так много сделал замечательного в России в издательском деле («Жупел», «Шиповник» и т. д.). Тогда он очень усердно работал, был одним из самых любимых учеников у Холлоши. Гржебин принадлежал к школьной богеме и по вечерам постоянно сидел в ресторане в парке, слушая цыган, или в шумной компании в деревне распевал по ночам венгерские песни [ . . . ] . Гржебин был очень смешной со своим огромным носом, кудрявый, в очках и ходил в русской белой рубашке с горошинками.



Школа Холлоши в Nady Вапуа 1900 г. PUBLIC DOMAIN. К сожалению М.В. Добужинского на фото нет...

То лето было очень дружным и мирным в нашей школьной богеме, но, как я узнал впоследствии, после моего отъезда в Россию, у Гржебина произошла настоящая дуэль с Мессарошем, в которой была замешана одна из наших учениц - очень скромная девушка-венка. Гржебин был ее «рыцарем». Дрались на эспадронах, и накануне дуэли он всю ночь до зари упражнялся в фехтовании. Рассказывали, что во время дуэли Гржебин вошел в такой азарт и так искровянил противника, что его еле укротили, окатив водой из ведра. Это легендарное событие держалось втайне, и он сам никогда об этом не хотел вспоминать.[13]»



М.В. Добужинский. Дуэль Мессароша и Зиновия Гржебина в Nady Вапуа. 1900 г. Перо, чернила. 13 х 16. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.

Думаю на верхнем рисунке слева, с огромным носом Зиновий Гржебин, а справа, с эспадроном изображен Мессарош (по отзыву Добужинского весьма странно и уродливо рисовавший).

Что можно сказать о следующих набросках из ежедневника? Я надеюсь, что в огромном архиве художника найдутся добротные рисунки или акварели сделанные по ним, как это было ранее с циклом «Путешествие по Волге».



М.В. Добужинский. Городской пейзаж в Nady Вапуа. 1900 г. Каранд. 13 х 8. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.

Некоторые детали этого пейзажа узнаваемы. Мы видим слева, например, самую высокую в городе - башню Штефана.



М.В. Добужинский. Городской пейзаж в Nady Ваnуа. В центре композиции видна башня Штефана. 1900 г. Каранд. 13 х 16. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.

Нам известно, что воззрения Мстислава Валериановича всегда отличались определенной антиклерикальной направленностью, отражением которой и является следующий рисунок из этого же ежедневника. К сожалению, где он его сделал нам остается неизвестным. Это могло быть в Nady Ваnуа, проездом в Румынии когда он ехал в Вильно, в самом Вильно.



М.В. Добужинский. Поп в каше. Шарж. 1900 г. Каранд. 13 х 16. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.

Итак, Мстислав Добужинский, вдохновленный импонирующей ему новой средой и новой обстановкой, с рвением принялся за работу. Задачи поставленные Холлоши на пленэре были для него совершенно новы. Холлоши превосходно анализировал форму, особенно интересны были его схемы носа и глаза.



М.В. Добужинский. Рабочая страничка из альбома Nady Вапуа. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №77.

Вся школа обожала Холлоши. Во всем, что он говорил и внушал, с искренним убеждением, чувствовался настоящий артист и естественно, все работали очень усердно. Его система была чужда академизму, так как в ней не было никаких готовых формул, Холлоши лишь призывал своих учеников вглядываться в характерное и индивидуальное.



М.В. Добужинский. Лист - конспект в школе Холлоши. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2120.

С удивлением Добужинский для себя открыл, что школа Ашбе, с его рецептами по сравнению со школой Холлоши была по-своему академической. Школа Ашбе третировалась у Холлоши и считалась гнездом «кича». Под этим словом понималась подделка под искусство, эффектничание и претенциозная «дешевка». О технических особенностях школы Холлоши в отличие от школы Антона Ашбе, Мстислав Добужинский подробно не пишет: «Я впервые у него понял значение тона в живописи. Чистые краски, которые процветали у Ашбе, тут были изгнаны, и то, что мой новый учитель мне говорил, было действительно освежающим. Технических указаний Холлоши почти не давал, предоставляя самим ученикам находить технику писания, и этому мы учились друг у друга. Кроме того же угля, которым рисовали у Ашбе, в школе было в ходу писание красками в одном каком-нибудь цвете (обычно бралась жженая умбра), и светлые места или вытирались тряпкой со скипидаром, или же это делалось с помощью белил. Такими приемами я сделал несколько голов.[14]»



М.В. Добужинский. Пейзаж в Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr. 1, №77.

Художник вспоминал, что, судя по пейзажам, которые мэтр ему показывал, Холлоши был наиболее близок к французам - скорее всего к импрессионисту и неоимпрессионисту Писсарро или преимпрессионисту Будену. Да и его наставления и представления о сущности искусства, более всего были близки к содержанию импрессионизма. Самым интересным был вывод его ученика Добужинского что то, что Холлоши сам писал, было гораздо ниже того, что он им давал, и носил в себе. Школу Холлоши, от школы Ашбе, отличало бережное отношение к натуре. Холлоши, настойчиво проповедовал, что форма должна восприниматься чувством, а не «холодным рассудком». У него было реальное любование индивидуальной формой и почти «интимное» углубление в натуру.



М.В. Добужинский. Домик в Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №77.

Мстислава Валериановича постоянно мучило некоторое чувство вины за разногласия с отцом, по поводу его раннего брака, да и тосковал он по взрастившему его отцу, которого не видел почти год. В итоге, он решил съездить к нему на побывку в Вильну, благо, что от Венгрии это было сравнительно близко. Ранее, в предыдущей публикации мы узнали, что это было примерно в 20-х числах июня. Там в Вильне Мстислав Валерианович сделал в своем ежедневнике три наброска, на которых изображены верующие, или как их еще называют ортодоксальные евреи, довольно привычные обитатели этого древнего города.



М.В. Добужинский. Верующий еврей. Каранд. 1900 г. 13х8. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.



М.В. Добужинский. Верующие евреи. Каранд. 1900 г. 13х8. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.



М.В. Добужинский. Верующий еврей. Каранд. 1900 г. 13х8. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.

Пробыл он у отца недолго, все разногласия были преодолены и забыты, отец видел, какой полной жизнью живет сын и как много ему дает учебу заграницей. Перед отъездом Валериан отпустил с Мстиславом младшего сына Игоря, кадетика. Переодетый в штатское, Игорек был очень смешной в большой соломенной шляпе.



М.В. Добужинский. Игоренок (брат Игорь). Вильно. 1906 г. Уг., кар. 11,5 х 17. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №88.

Во время этого путешествия произошло незабываемое приключение. Когда рано утром поезд остановился на станции в Галиции, Добужинский пошел на станционный телеграф дать телеграмму своей жене о часе приезда. Выйдя из телеграфа на платформу, он с ужасом увидел удаляющийся поезд, который увозил спящего кадетика, в чужеземную страну! Тут же на станции дали телеграмму вдогонку поезду и разбудили спящего мальчика, он, конечно, перепугался, но в конце концов понял, что ему надо ждать брата на узловой станции. Когда Мстислав Валерианович нашел брата, первое его слово было: «Есть!» Все это время он голодал. В Nady Вапуа они приехали на следующий день утром. С тех пор, Игоря встречали везде! Мой друг, известный специалист по истории фотографии Борис Терм, живущий в Тбилиси, зная о том, что я пишу о Добужинском, прислал мне недавно один документ.



Записка Владимира Левестама брату Михаилу. 03.IX.1912 г. Частный архив Бориса Терма, Тбилиси.

Миша!

Будь добр, поезжай на вокзал и встреть Московский поезд, приезжает сын папиного друга генерала Добужинского, И. Добужинский, окажи ему внимание. Вольдемар 3.IX.1912 г.



Левестам Михаил Михайлович, 8.11.1877 - ?), воспитанник Павловского ВУ, воевал в ПМВ, был в немецком плену, после ПМВ жил в Тифлисе, попал под раздачу в 1937 г. По некоторым сведениям погиб в лагерях, по другим был расстрелян в 1937 г.

Миша (Левестам Михаил Михайлович, 8.11.1877 - после 1937) и Вольдемар (Левестам Владимир Михайлович, 08.11.1877 - ?), это братья близнецы, сыновья Михаиила Юльевича Левестама (1847 - 1906) - русского генерала от инфантерии, участника русско-турецкой 1877-1878 гг. и русско-японской войн. Михаил и встречал Игоря на вокзале в Тифлисе (от греха!), это конечно в шутку. Эта записка (документ времени), говорит только об одном, что этот наш мир, стал очень хрупок и мал, мы должны это понимать, и его беречь…



Левестам Владимир Михайлович, 08.11.1877 - ?). Public domain.

Бедному отцу семейства приходилось кропотливо считать деньги, даже на внутренней стороне задней обложки альбома 1900 года...

Сверху вниз, мы видим подробный список расходов, включая кофе.



А жизнь то была тяжела! ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.

Итого в банке осталось 250 марок. Летом по 175 м<арок> в месяц. 3 месяца = 525 марок. Дорога в Вильно 100, обратно 100 = 200.  525 - 200 = 325. На начало осени пред. ок 600 (575) <марок>. Нелегка жизнь студента.

Чета Добужинских вернулась в Мюнхен в начале августа, до конца занятий в Венгрии на пленэре, в школе Холлоши. Причина была прозаичной - Лиза ждала ребенка! Эта часть моей публикации будет самой трудной, так как мне надо будет читать дневник молодого отца… Итак, едва они успели найти небольшую квартиру, снова в том же Швабинге, и взять напрокат кой-какую мебель, как 14 августа (по новому стилю) родился Тиничка, которого крестили Константином. Примерно к этому периоду относятся эксперименты «молодого отца», в создании подходящей монограммы для матери его сына.



М.В. Добужинский. Монограмма Елизаветы Добужинской. 1900 г. Каранд. 13х8. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.



М.В. Добужинский. Эскизы монограммы Елизаветы Добужинской. 1900 г. Каранд. 12,5х19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.

Интерсено в этой истории то, что Добужинский продолжал разрабатывать монограмму жены и позже. Ниже мы видим ее в альбоме 1900 - 1901 годов на внутренней части задней обложки.



М.В. Добужинский. Эскизы монограммы Елизаветы Добужинской. 1900 - 1901 гг. Каранд. 11,8х17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.

Естественно, перед родами молодые не находили себе места, т.к. все было впервые, и никакой русской бабки под боком не было! Как пишет в «Воспоминаниях» Мстислав Валерианович, они «оба были беспомощные и глупые», но нашли правильный выход. Немедленно была «выписана» их Швейцарии сестра Елизаветы (скорее всего Эмилия, т.к. Клара в 1893 году в Вильно вышла замуж), хотя тоже неопытная, но она очень помогла им в первые трудные дни… Скоро у молодой семьи все пришло в норму, хозяйство наладилось, а затем они наняли и прислугу, Марианну. Как вспоминал художник, «это была настоящая немецкая «Гретхен», с косами вокруг головы, а затем появился у нее и жених - Schatz (Сокровище!) - аккуратный немецкий солдатик, который, когда я невзначай заходил в кухню, вскакивал и щелкал каблуками, становясь «во фрунт».

Тиничка рос спокойным и здоровым ребенком, радовал родителей, а счастливый дедушка Валериан прислал свое благословление и подарок. А сейчас я предлагаю ознакомиться с записями счастливого отца, которые тот вел довольно импульсивно и можно сказать сумбурно (порой), про почерк лишний раз упоминать не буду. Строки из дневника я буду приводить дословно, там, где это возможно, там же где иногда текст написан абсолютно несвязно, и порой неразборчиво, будет мой пересказ.

13 августа. Лиза чувствовала особую усталость при ходьбе, особенно при вставании с места. С утра стал болеть крестец. Сидел успокаивал.

В 1 час ночи разбудила Лизуша, у нее частые схватки. Тогда вставала и держалась за подоконник, стояла. Вызвали доктора, вскоре пришла sage femme (акушерка) (Schorz), она сказала, что роды наступят к полудню или позже. Успокоила и ушла.

Я не спал <…> потом сделались страшные спазмы и Лизуша сильно <…> и стонала, как от натуральных болей, <когда кажется, что кишки выпадут>. Ощущение вроде холерины [15] при пустом желудке.

Побежал за акушеркой, 2-й раз, в 4 часа уже, светало. Долго не приходила, была наготове, принесла все. Лизуша легла головой к свету, я нагрел воду. Я не мог (!) Лизуша слушалась акушерку, та командовала - Ruhe, ruhe (спокойно, спокойно - нем.). Лизуша спрашивала auch ruhe? (Еще тот немецкий, у МВД!).

14 августа, 5 ¼ утра. Велела кричать - «а» и одновременно я услышал долгожданный крик новорожденного, как только головка вышла. Позвали помыть, взять ребеночка. Сказали, что мальчик, и спросили имя. Тиничка.

Боли сразу успокоились, только слышен был иногда стон. В ванночку положил ребеночка, спал. Лизуше 2 часа нельзя спать. Все успокоились. У Лизы болей нет. Ребеночка кормили 3 раза. И поили ромашковым раствором.

15 авг. (2-й день). Был доктор Hauschold, наложил швы Лизуше, стонала. Кормили ребеночка молочком из соски. 1 ванночка утром и вечером, подмывать. Ребенок долго спал, проснувшись пищал как мышка.

16 авг. (3-й день). Молозиво показалось. Лизушка вспотела, боялась, что жар или простуда. Давали ребеночку сосать <грудь>. Спит отлично. Прорез глаз смешной, носик большой, ротик крошечный, мое фото. Нижняя губка толстенная.



Вот он, предмет любви отцовской! М.В. Добужинский. Портрет сына Тинички. Кон. августа - сентябрь 1900 г. Рис., кар. 11,8х18,2. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №77.

Питается молоком стерилизованным, из соски. Пробовали прикладывать к груди.

17 авг. (4-й день). 1-й раз к груди приложили через стеклянную штучку, сосет усердно. Швы заживают.

18 авг. (5-й день). Сосал единственный раз, прямо грудку. <…> Жадненько сосет, ищет сосочку со страстью. По вечерам мучаемся, прислуга уходит домой а Тиня просыпается и жаждет ухода. Пробовал перепеленать, плохо.

19 авг. Суббота (6-й день). Упал пупочек (в ванночке), теперь не новорожденный, а уже младенец. Днем великолепно спал. Лизуша сегодня чувствует головную боль и нервничает, кружилась голова, 1-й раз. Ночь у ребеночка беспокойная, молока у Лизы много, слава богу. Пришло письмо и благословление от папы.

20 авг. (7-й день). Тинюша похорошел, вроде улыбка является. У Лизы меньше молока, акушерка говорит, что не будет больше. Доктор надеется. Мы в отчаянии. <…>

21 авг. Понедельник (8-й день). Ребеночек тихенький <…> много спит. Молока у Лизы почти нет, доктор отчаялся. Покупаю у М<арианны>. Вечером ушла прислуга и на ночь не пришла. Тяжелая ночь, Тиничка плачет, соска не течет. Прорвали - хуже. Приспосабливался, делал молочко. Керосинка, кухня испортилась, руки опускались. Из ложечки кормили. До 1 часу ночи не спали, и в 5-ть часов не спали.

22 авг. (9-й день). Лиза хочет лежать (1-й час <ночи>).

25 авг. (13-й день). Тиня следил за свечкой.

28-е Лиза встала!

21 сент. (4 окт.). От папы письмо ко мне и Лизуше с благословлением Божьим.

<…> Бинт наложили только в пятки на 19-й день.

На 5-й неделе изменился голос. Кричит с озлоблением. (Миля, (Эмилия) уехала на 5-й неделе). Начинает узнавать голос мамы. Цвет глаз определился - зеленый! Очень милый, смирный, ножки кривые, кладет их на стол и поднимает к животику. <…> Следит за голосом, соску ловит сам.

27 и 28 сент. (7-я неделя). Желудочек. <…>

29 сент. Объяснилось это явление. Был доктор и обратил внимание на то, что мало даем <питания> и потому такой худой. Оказалось, уже 3-ю неделю даем на 3 ложки меньше, чем нужно. <…> Лизуша плакала.

Клокачева [16] уже неделю в Мюнхене и согласилась быть кумой. <Отступление автора публикации… А это уже факт исторический!Клокачева была крестной Тинечки! Через год, уже в Петербурге, E.Н. Клокачева, служившая в Академии, на конкурсе, помогла ему устроиться частным образом заниматься в батальной мастерской профессора П.О. Ковалевского>.

30 (12) сент. Суббота. Вчера же улеглись поздно. Вот почему, <Тиня> 1 раз ходил <…> потому и так морщился, и так страшно кричал, и так много соску сосал. Сегодня сделали все в пропорции. Натопили комнату и Тинечка блаженствует. Пускает слюнки, пузыри, улыбки все нету.



М.В. Добужинский. Сын Тиничка. 1900 г. Рис., кар. 11,8х18,2. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №77.

Следующая неделя, даем много еды и кутаем, ест неаккуратно, были тяжелые ночи. Страшно часто мочится и грязит. Лиза выбилась из сил.

5 (18) окт. Был доктор. Нашел мальца здоровым. Вырос и пополнил желудочный регулярий.

7 и 8 окт. Лизе стало неожиданно нехорошо утром. Когда Лизуша спала я заботился о Тиничке, и у меня на руках он улыбнулся, раскрыв ротик, конечно, бессознательно. Лиза проснулась и позвала его тихо. Он лежал у нее в ногах, и он повернул к ней медленно головку. Ножки выпрямляет уже сам. На голове появляется сыпка <сыпь>, обычное явление.



Из книги: Мстислав Добужинский. Изд. Михаил Царев. М. 2012.

В начале ноября в одно воскресенье произнес «а - грю», это было первое слово… Постепенно полюбил болтать, говорил - «а - гы», «а - грь», в декабре любимым звуком стало гортанное «рр», которое произносил на все лады.

Развивает слух и зрение, берет ручку в ручку и смотрит на них скосив глазки и выпятив губы. Наблюдает кружево, которым обшиты борта колясочки. Любуется ножкой, когда ее высунет.

Декабрь. Трет глазки, очень много смеется. Однажды оставили голеньким, он стал танцевать от радости, дрыгал ногами и руками и хохоча. Когда пьет держится за бутылочку или за головку.

На 2-м и 4-м месяце заметили за правым ухом шишечку. Доктору все еще не сказали. Затылок все красный, точно накусанный, и там тоже под кожей шишечка. Правое ушко оттопырено, потому что большей частью спит на правом боку. И ничего не поделать, все переворачивается. Головка очень плоская, справа и сзади. Ок<оло> середины 5-го месяца (начало декабря) удержал головку прямо. Несколько раз пробует: держится и поворачивается. Совсем сознательный взгляд. Смотрит по ½ часа на меня или маму.

Если кормим его или разговариваем: он громко пускает слюнки и пузыри. Оно время донимал этим весь день, проснется и делает эти звуки. Один раз измерил <его> - 58 сантиметров. Около русского Рождества - уже 62 см. Лиза боится, что он будет гигант: очень розовые щечки. Новые волосики ежиком и блондинистые, тонкие тонкие ручки, почему-то темно красные. Личико чистенькое и пристальный прямой чистый взгляд. Если что его удивляет, верхнее веко - изумляется!

24 (11) янв. 1901 г. Малютка уже давно не проявляет ничего нового, только сегодня сам хотел сесть, поднимая головку, но неудачно. Губками пузыри уже давно не пускает. Три дня ночью спал по 5 - 6 часов подряд (кончается пятый месяц). Кричит страшно, когда хочет есть. Часто очень скоро балуется и «горгоризирует» молочком держа соску во рту. Красные пятна на затылке вероятно не пройдут, думаю это от первых горячих ванн, а может быть от рождения.

25 (12). Начал особенно смеяться, то нежно поет голоском «и - ха». Уже несколько дней усердно занимается втихомолку тем, что снимает с себя кофточку и рубашечку тяня за рукав и остается голеньким.

29 янв. Сосет кулачок. Уже давно, с месяц трет глазки кулачками, когда хочет спать.

30 янв. Сосет пальчики.

1 февр. (13). Не обнаруживал ничего нового. Разучился говорить «а» и «р» и только мычит «ы». Вероятно, скоро зубки начнут <лезть>. Желудок часто расстроен. Вечно хочет есть и кричит весь день. Лизу мучает ежедневно с 12 до 5 или 6, пока не заснет. Часто по ночам очень трудно, но бывает, что по одному разу ест. Сам сидеть не может, но очень любит, когда его держим в спальне потом. Кончается 6-й месяц.

6 февр. (19). Снова говорит «а». Начал есть пальчики очень усердно. Начали лезть резцовые <зубы>, беловатые десны <…>.

24 февр. Воскресенье. Очень доволен Тиничка молочком <…>. Всегда рад поесть - веселый, даем 4-й день уже.

Март. Испытал один раз боль. Прищемили ему ручку крышкой коляски, очень плакал «охи - ах». Прекратил снимать кофточку <...>. Улыбается если просит, смотрит и улыбается.

- Все лежит на правом боку и головка кривая. Поднимать стал головку лежа на <…> и очень крепко держит и ворочает ею. Опирался на сложенные ручки, пускает слюнку от усердия.

- Начал лежа на спине кричать, освобождался от мокрого, очень сильно стуча и двигая головой назад, путешествуя таким оригинальным способом.

- Стал сам поворачиваться на бок.

- Колотит уже давно ручкой по краю коляски, иногда себя и сосочку ритмично. <…>

Слюнки совсем не пускает и не плюется. Звуков новых не произносит. Кладем на диван приставляя стул и подстелив большой клеенкой. Пытается садиться без помощи рук - не понимает еще что ими надо пользоваться. Научил его хватать за руки и подниматься сидеть. Ручки его стали полные <словно с> перевязочками, наконец. Очень развился слух, если говорят в другой комнате - прислушивается. Шутки начал понимать. В начале марта Лиза закрывала ему занавески <перед сном> и открывая заговаривала, он лопотал с нею.

- Зубки все не идут, хотя уже давно обрисовались два резца под кожей десен.

- Весь месяц уже держит себя за ножки. Последнее время держится и за пятку.

Апрель <1901 г.>. Сидит хорошо, если помочь сесть, только что дать ему уцепиться за два пальца. Сам держится за край колясочки. Мало-помалу, учится держаться и без ручек. Слух удивительно развивается. Колотит ногой, правой - без числа. Выдумал новый <метод>, скрестит ноги и колотит, правой - левой.

5 (18) апреля. Сидит, крепко держась за колясочку или сам на подушке, за пеленкой и раскачивается всем корпусом очень сильно, что очень забавно. Вероятно вспоминает, что он раскачивает, если двигать колясочку или что Лиза с ним качается на пружинном диване.[17]»

На этом ежедневник 1900 - 1901 гг. заканчивается. Думаю эти записи вне всякого сомнения, есть лучшая характеристика М.В. Добужинского как человека и как чуткого и любящего отца, ловящего каждое мгновение в жизни своего взрослеющего младенца...

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ: https://brodiaga64.livejournal.com/59201.html

КОММЕНТАРИИ: [13]. М.В. Добужинский. Воспоминания… С.161-162; [14]. Воспоминания… С.160-161; [15]. Острое желудочнокишечное расстройство, по внешним проявлениям сходное с холерой; [16]. Елена Никандровна Клокачёва (также известная как Клакачёва или Клокачова); (СПб, 13 (25) ноября 1871 - не ранее 1943) российская художница, рисовальщик, известная, прежде всего, своим портретом Григория Распутина, хранящимся в настоящее время в Эрмитаже; [17]. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78. L.32-45.



М.В. Добужинский. Фантазии после рождения сына Тинички (Константина). ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.

©V.Naboichenko
Previous post Next post
Up