ГОДЫ УЧЕНИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ III.
Nady Вапуа, в переводе Большая Шахта (на ней добывали золото), был маленьким старинным и уютным городком у самой границы Румынии, в предгорьях Карпат. Окружающий пейзаж был самый очаровательный, с севера вздымались поросшие лесом горы, а к югу открывалась бесконечная степная даль, вокруг же городка было сплошное буйство растительности.
М.В. Добужинский. Пейзаж к северу от Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. 12,5х19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Добужинский. Пейзаж. Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Мстислав Валерианович собиравший в детстве гербарии, был поражен буством и разнообразием растительности и рисовал, листочек, за листочком...
М.В. Добужинский. Растительность в Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
М.В. Добужинский. Растительность в Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
М.В. Добужинский. Растительность в Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Художник не мог удержаться, что бы не выхватить цепким взглядом силуэт Лизы гуляющей в диковинных зарослях (на воздухе).
Добужинский. Этюд с Лизой гуляющей в окресностях Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
И совсем уже, крик отчаяния очевидно переполненного чувствами и эмоциями художника. Ничего! Не могу! А может, что то не получалось!
Добужинский. Растительность в Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Все ученики школы Холлоши, приехавшие из Мюнхена, поселились за мелкой и быстрой рекой бирюзового цвета, в небольшой деревне под горой, в которой жили шахтеры. Домики были как в Малороссии, разноцветные мазанки (голубые, желтые, розовые), с благоухающими зеленью и цветами палисадниками.
О шахтерах, на стр. 162, «Воспоминаний», Добужинский вспоминал так: «Из любопытства мы побывали вместе с учениками школы в шахтах, где добывалось золото. На нас надели непромокаемые плащи - всюду текло.
М.В. Добужинский. Набросок. Шахтеры в Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Мы слышали гулкие взрывы, и оказалось потом, что в это время мы беззаботно сидели на ящиках с динамитом. Видели голых рабочих, работавших кирками в туннелях при свете горных ламп, совсем картина Менье. Мы видели также, как промывают золото в весьма примитивных корытах.»
Добужинский. Деревенская церковь в окресностях Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Возле дома, который сняли Добужинские, был хозяйский огород, в котором росла необычайной высоты кукуруза, а за огородом бежал горный ручей с ледяной водой, в котором Мстислав купался по утрам. Рядом, работала лесопилка, и ее визжавшая и гудевшая на все лады пила днем не давала покоя. Но потом к ней привыкли. Тут же, рядом, у мельницы, деревенские девушки стирали белье, и пели неповторимо красивые песни!
Добужинский. Лесопилка. Бревна. Nady Вапуа. Каранд. 1901 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №116.
Добужинский. Домик в Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №77.
Неподалеку, за городом был цыганский табор, цыгане жили в нем в землянках, как пещерные люди. Они (естественно за плату) приходили позировать, и это были интереснейшие модели. Часто приходила позировать удивительная молоденькая красавица, Эстерка, которая непонятным образом, через год превратилась в толстую бабу!
М.В. Добужинский. Цыганская землянка в окресностях Nady Вапуа. Уг., Кар. 12.V.1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Этот рисунок с цыганской землянкой в некотором смысле особенный. Если верить дате вверху - 12.V.1900, получется что это самый ранний рисунок сделанный в Nady Вапуа! До этого мы не знали точной даты приезда туда Добужинских. Или же остается принять возможность того, что художник просто не поставил палочку после буквы - V, но увы, на Мстислава Валериановича это было совсем непохоже. Главным же аргументом того, что рисунок был сделан в Nady Вапуа, стоящие рядом с датой буквы - NB, как на многих рисунках в этом альбоме.
Еще один рисунок - этюд, был подтверждением того, что мои «майские» подозрения совсем не фантазия... В нижнем правом углу ясно написано: Май <1>900 г., N. Вапуа. От города налево? (неразб.).
М.В. Добужинский. Этюд.. Уг., Кар. Mai. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Но, мои подозрения, или прозрения, подтвердила следующая акварель, на которой я думаю и изображен домик в котором поселились счастливые Мстислав и Елизавета. Он тоже датируется маем месяцем (вернее его концом). Он написан так любовно, что любой взглянувший на него, произнесет одно слово - гнездышко!
Добужинский. Уютный домик в Nady Вапуа. Акв., кар. 30.V.1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Следующей в альбоме была акварель, которую я решил назвать «Длинная дорога к дому», разумеется по мотивам... И первый вопрос, который хочется задать глядя на эту акварель - не тот ли это домик в конце дороги? У Мстислава Валериановича так практиковалось, он любил походить вокруг!
М.В. Добужинский. Nady Вапуа. Длинная дорога к дому. Акв., кар. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Буквально на следующем листе художником сделан еще один этюд акварелью, который я думаю тоже связан с этим красивым местом.
М.В. Добужинский. Пейзаж в Nady Вапуа. Акв., кар. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Через много лет, Мстислав Валерианович с ностальгией вспоминал их счастливую жизнь в Nady Вапуа: «В городок мы порой ходили кое-что купить (помню замечательную салями, которая продавалась в лавке вместе с веревками и сбруей). Или посидеть в кофейной на тенистой площади, возле старинной башни. Из маленьких домов иногда слышались цимбалы, что бывало по вечерам очень поэтично.
Добужинский. Nady Вапуа. Каранд. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
В городе была старая гостиница с большим двором и решетчатыми балконами. Оттуда одно время нам домой доставляли очень вкусные обеды, настоящие венгерские, - гуляш с паприкой, лапшу с орехами и шафраном и другие удивительные пряные и медовые блюда. [11]»
Добужинский. Nady Вапуа. Каранд., чернила, перо. 1900 г. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
«В парке был ресторан, по вечерам освещенный лампионами, где мы иногда слушали музыку цыганского оркестра. Цыган-дирижер (с розовым галстуком!) играл на скрипке и, когда видел, что кто-нибудь задумается, заслушавшись его игры, приближался к слушателю и наигрывал над его ухом.
Добужинский. Цыган. Чернила, перо. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.
Иногда же садился в цветочную клумбу и там заливался на скрипке. Цыгане тянули свои бесконечные «сердцещипательные» мотивы, порой действительно очаровательные, подобные, может быть, тем, что слышал Брамс. Играли без нот, по слуху и импровизировали.
М.В. Добужинский. Улочка в Nady Вапуа. 1900 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №77.
Среди этих музыкантов один отличался удивительной игрой на цимбалах; свой инструмент он ставил на пустой бочонок для резонанса. Все это было самое подлинное - мы были в сердце Венгрии! [12]» Тут, Мстислав Валерианович ошибался, город в 1918 году отойдет к Румынии.
Следующей в некотором роде загадкой для меня, являются три женских портрета сделанные в этот период в этом «сердце Венгрии» как говорил наш странствующий этузиаст!
М.В. Добужинский. Женский портрет. 10.VI.1900 г. Уг., кар. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Первый я бы назвал так: «Портрет решительной, но не очень счастливой женщины», и кто на нем изображен из обитателей школы Холлоши или городка Nady Вапуа остается только гадать.
М.В. Добужинский. Женский портрет. 13.VI<1900> г.Уг., кар. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Второй портрет, не отличается от предыдущего внутренним содержанием, отличие есть только во внешнем его содержании. Загадка остается лишь в одном - кто?
М.В. Добужинский. Портрет Е.О. Добужинской. 17.VI<1900> г.Уг., кар. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Третий портрет, несомненно Елизаветы Осиповны Добужинской, в котором есть некоторые изменения, если сравнивать его с предыдущими изображениями. Она готовится стать матерью! Тиничка родится через два месяца и два дня. Материнское чувство внутренней сосредоточенности в нем несомненно присутствует!
М.В. Добужинский. Лиза наблюдает. 16.VI<1900> г.Уг., кар. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
И наконец четвертый, не портрет а этюд, я бы его назвал «Лиза наблюдает»... Справа от нее, бредут две фигуры, кто это, нам пока неизвестно...
Следующая вырванная из контекста работа Добужинского интересна для нас только датой и местом где она сделана.
М.В. Добужинский. Этюд. Олита. 22.VI.1900 г.Уг., кар. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Этот этюд, сделанный в Олите 22 июня 1900 года, говорит нам о том, что в это время, его в Nady Ваnуа уже не было, а был он в Олите у своего отца.
Весьма интересны наброски, или зарисовки Добужинского из его карманной записной книжки, сделанные в Nady Ваnуа, в ней же художник делал торопливые записи о своих выводах, планах, идеях полученных или созревших во время занятий у Hollo'sy.
Лист из записной книжки М.В. Добужинского 1900 - 1901 гг. 13х8. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.
Утренний кофе от Лизы.
М.В. Добужинский. Лиза. Утренний кофе. Вверху написано: "С добрым утром мой дорогой." 1900 - 1901 гг. Рис., кар. 13 х 8. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.
М.В. Добужинский. Церковь в Nady Вапуа. 1900 г. Каранд. 13 х 8. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №78.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:
https://brodiaga64.livejournal.com/59044.html КОММЕНТАРИИ: [11]. М.В. Добужинский. Воспоминания… С.159; [12]. М.В. Добужинский. Воспоминания… С.160;
©V.Naboichenko