10 ЭЛЕМЕНТОВ ВСЕЛЕННОЙ КРАПИВИНА

Nov 15, 2024 15:16






Полет
Все дети умеют летать. Хотя бы во сне. Ощущение полета пронизывает многие произведения Крапивина. Полет лиричный в сказке «Летчик для особых поручений», залихватский и задорный - в «Ковре-самолете», невесомый - в «Тополиной рубашке», фантасмагоричный - в «Лунной рыбке». Иногда полет сопряжен с опасностью, как в «Лоцмане» или «Детях синего фламинго», но и восторг, и волшебство также всегда присутствуют в нем.


Барабанщики и горнисты
Барабанщики и горнисты появлялись в книгах Крапивина на протяжении многих лет. Значительная роль отведена им в советском периоде его творчества. Тогда героями книг были пионеры, а барабан и горн - непременные атрибуты пионерской организации. Барабан как инструмент тесно связан с войной и религией. Барабанщики у Крапивина иногда становятся исполнителями почти священных ритуалов.

Трубачи и барабанщики у Крапивина - персонажи всегда положительные. Они готовы защитить друзей и сразиться с врагом, будь этим врагом средневековые воины или нелюбимые писателем тетушки-чиновницы из различных инстанций.


Вера
В произведениях советского периода о религии Крапивин по понятным причинам не упоминал. Однако в повестях и романах, написанных после развала Советского Союза, вопросам веры и Бога нашлось место. Писатель далек от догматов. Религиозный аспект в книгах Крапивина представлен, пожалуй, самой лучшей своей стороной: постулатом «Бог есть любовь».

Так, в повести «Лоцман» Владислав Петрович касается образа Богородицы не как сакрального объекта, а как матери, которая тревожится за своего сына и хочет заслонить его от грядущих бед. Вера у Крапивина не разъединяет, а объединяет людей. «Она общая. Церковь Матери Всех Живущих… Мать была у каждого, хоть он христианин, хоть язычник... Говорят, кто в эту церковь приходит, будто на какое-то время со своей матерью встречается», - говорит герой повести «Крик петуха» Юр-Танка.

Касается Крапивин и тезиса о перерождении и бессмертии человеческой души. Например, в романе-трилогии «Голубятня на желтой поляне» Гелька Травушкин погибает при взрыве моста в одном мире, но возрождается как Мальчик с ящеркой - в другом. «Да иначе и быть не могло. Потому что человеческая душа бессмертна. Это и есть самое фантастическое чудо во Вселенной. И в то же время - нерушимая реальность», - писал Крапивин в одном из своих послесловий к этой книге.


Взрослый/наставник
Главные крапивинские герои - конечно, дети, но и без взрослых в его книгах никуда. Владислав Петрович основал детский отряд «Каравелла», и этот опыт - неотъемлемая часть его книг.

Взрослый наставник у Крапивина - молодой человек с активной жизненной позицией, романтик, еще помнящий, какового это - быть мальчишкой. Взрослый - это старший брат. Немного ехидный и снисходительный, но всегда готовый защитить или помочь советом. («Каникулы Вершинина-младшего», «Наследники»).

Функция взрослого наставника у Крапивина в том, чтобы оберегать и защищать детство, ведь мир, к сожалению, иногда враждебен к тем, кто слабее и наивнее.


Время
Время - один постоянных символов в творчестве Крапивина. Хронометр (в романе «Наследники» - заключительной части трилогии «Острова и капитаны») становится одной из ниточек, которая связывает циничного поначалу подростка из 80-х Егора Петрова и жившего в 40-х годах писателя Курганова. Ходики в заброшенном доме («Ковер-самолет») идут в память о когда-то живших в этом доме людях. Песочные часы, перевернутые шаловливым героем повести «Выстрел с монитора» запускают цепь фантастических событий. Солнечные часы в парке («Крик петуха») являются временным вектором многих миров. Время у Крапивина - связь прошлого и будущего, мгновенного и вечного, человека и Вселенной.


Война
Владислава Крапивина можно назвать гуманистом, поэтому романтизации войны вы в его богатом литературном наследии не найдете. Напротив, к стремлению людей истреблять друг друга он относится с глубоким неприятием. Многие персонажи Крапивина ради спасения чужой жизни идут на военные преступления, на то, что вояки расценивают как предательство.

«Основное дело на войне - не побеждать. А убивать и умирать. Зачем?», - рассуждает барабанщик Даниэль («Рассекающий пенные гребни») и вскоре освобождает захваченных в плен и приговоренных к расстрелу вражеских солдат.


Дорога/путь
У каждого из крапивинских героев своя дорога и вместе с тем путь отдельного персонажа переплетается с дорогами многих других героев писательской Вселенной. Образ дороги - один из ключевых в цикле фантастических повестей «В глубине Великого Кристалла», где события в одном пространстве оказывают непосредственное влияние на события в другом. Дорога - символ поиска. Каждый герой ищет и находит на ней что-то свое. Мальчик Юкки ищет свою сестренку, Ежики - маму, барабанщик Юрка - отца. Проходя по своему пути, герои меняются, приобретают опыт, в конце дороги они уже совсем не такие, как в начале.

Дорога у Крапивина может быть не только благословением, но и проклятием: капрал Дуго Лобман («Крик петуха»), который по приказу стрелял в ребенка, обречен бесконечно странствовать по дороге, до тех пор, пока не осознает свой грех.


Парусники
Владислав Крапивин с детства мечтал о морских путешествиях, хотел поступать в мореходное училище.

Корабли присутствуют почти в каждом произведении Крапивина. И это, конечно же, парусники. На страницах крапивинских книг описаны бригантины, бриги, гафельные кечи, баркентины и клипера. Место парусам найдется даже если действие книги разворачивается далеко от моря. Персонаж повести «Та сторона, где ветер» Яшка Воробьев делает паруса из простыней, за что получает нагоняй от матери. Ребята из «Колыбельной для брата» строят парусник в сухопутном, похожем на уральский, городке.

Еще один морской атрибут - якорь - иногда выступает в книгах как ребячий талисман на удачу. Якорь - символ надежности и безопасности. В повести «Застава на якорном поле» якорное поле - мирное, дружественное пространство, куда попадает мальчик Ежики, ищущий свою маму. В «Голубятне на желтой поляне" якорь - магический ингредиент: металлический порошок, соскобленный с якоря, становится одной из составляющих целой галактики.


Севастополь
Сам Крапивин не раз говорил, что считает Севастополь своей второй родиной. «У меня там много близких людей, много читателей. Я влюблен в этот город всем сердцем, много времени провел там, написал о детях, о защитниках города-героя несколько книг», - рассказывал Владислав Петрович.

Севастополь Крапивина - Белый город с синими-синим морем, лестницами и карронадами. Для многих крапивинских героев Севастополь - город мечты. У кого-то она сбывается, как у пятиклассника Славы Семибратова («Трое с площади Карронад»), который вместе с мамой переезжает в Севастополь жить. Некоторые герои вынуждены временно поступиться своей мечтой ради принципов, как Сергей Каховский («Мальчик со шпагой») или ради дружбы, как Джонни Воробьев («Мушкетер и фея»).


Шпага
Шпага или рапира - одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании фамилии Крапивин. «Мальчик со шпагой» или просто «крапивинский мальчик» - два названия одного архетипа. Шпага символизирует все то, с чем принято соотносить крапивинских героев: честность, открытость, искренность, смелость, умение идти наперекор обстоятельствам и противостоять врагу.

Ирина Щербак

Крапивин, Литература, Дети

Previous post Next post
Up