Попытка сказать о Париже-2019 без банальностей

Aug 17, 2019 01:35



Хочется о Париже написать не банально, но сама тема такова, что не получится.

Я думаю, что любой человек, собирающийся совершить заграничную поездку, если отмести понятие «курорт» и если дать только один вариант, скажет: Париж.

При этом, если спросить, почему, последует ряд довольно странных ответов.

Рестораны - скорее всего, турист попадет в самые отвратительные и при этом дорогие.

Одежда - тут не о чем больше говорить, как и об индустрии европейской моды в целом.

Кабаре Мулен Руж и канкан - дешевый развод с очень дорогой ценой за билет. Причем, сколько лет канкан танцуется в нижнем белье, я даже не знаю.

Лувр. Об этом напишу отдельно, но нынешняя поэтапная, через три этажа очередь за заграждениями, примерно как к паспортному контролю в Шарль де Голь, к улыбке Моне Лизы, у которой происходят истеричные попытки сделать как можно больше селфи, - просто верх цинизма по отношению к искусству живописи.

Нотр Дам. О нем мы все наслышаны. Он сгорел, теперь нельзя подойти даже близко. К тому же оказалось, что он не такой уж старый.

Эйфелева башня? Да, та самая, которую интеллигенция 19 века очень просила не оставлять. Да, это выдающаяся куча железа. Но вполне сопоставимая с нашей Шуховской… К которой ноль внимания в обществе и у специалистов, как мы тоже знаем.

Может быть, Монмартр? Все, что вы там увидите, можно было видеть с конца 80-ых на нашем Арбате, как впрочем, на любой туристической улице мира. Это тоже не имеет никакого отношения к живописи.

Воздух Парижа? Какой же у него аромат? Особенно на набережных? Часто в скверах? Нередко просто на старых улочках? О да, тот же запах радует и жителей Санкт-Петербурга. И я бы не сказал, что кто-то за этим запахом добровольно отправится в столь не дешевое путешествие.

Так вот - Париж это воплощение мифа, который существует абсолютно самостоятельно от вех перечисленных категорий и объектов. И каждая встреча с городом заставляет это почувствовать особенно остро.

Я не знаю, как это происходит. Но само наблюдение за людьми, которых ты видишь в Париже в самых разных кварталах, представляет собой неповторимое и уникальное приключение. Сейчас активно работает новый анти-миф - о том, что Париж это негры и арабы, причем самого худшего пошиба. Да, прямо скажем, традиционно французского Парижа я уже не видел практически нигде. Но ощущение было такое, что вся Земля, причем почти в тех пропорциях, в которых на ней и существуют разные народы, отражена в парижской толпе. Исключение составляют индусы. Это вообще гипернация, которая до сих пор в большей мере живет в своей многонациональной стране, так же представляющей мир в мире. Но даже индусов здесь встречаешь очень много.

Опять же, просто встретить на одной улице дородную черную-причерную африканку в чем-то пестром и сугубо национальном, рядом толпу японцев с фотоаппаратами, а за ними следом очередного саудовского многоженца с гаремом, это мало. Это случается и в некоторых международных аэропортах.

В Париже есть ощущение, что вся эта масса здесь или на самом деле живет, или абсолютно гармонично вписывается в существующий пейзаж.

Сам же пейзаж это не столько Сена, как непосредственно река или Елисейские поля как реальная улица. Это бесконечные цитаты. О великих с архитектурной точки зрения городах - Риме, Флоренции, Праге (я уже не говорю о Питере и Москве) не снято и сотой доли тех фильмов, которые мифологизировали Париж просто по ходу дела, без специально поставленной цели. Именно поэтому специальные попытки, вроде сборника «Париж. Я люблю тебя», оправдали себя менее всего. Хотя и они легли в копилку.

Но и цитаты это тоже не все. Париж это не постмодернистский город, хотя легче всего было бы оправдать все именно этим тезисом.

Предположу, что это город, где человеку с подвижным, мобильным сознанием и состоянием души открываются неожиданные перспективы. Конечно, для мигранта из Сирии это одна перспектива, а для начинающей американской писательницы совсем другая. Но еще и столкновение, даже конфликт этих перспектив составляют особую драму.

Вот отсюда то ли исполненное ложного пафоса, то ли иногда пугающе реальное (а я знаю примеры) - «Увидеть Париж и умереть». Но может и умереть так, чтобы увидеть новый Париж новыми глазами, если выдастся шанс попасть сюда еще раз.

Монмартр, современность, Сена, Джоконда, Флоренция, Рим, Париж, искусство, Африка, Сирия, Эйфелева башня, Лувр, Прага, Мона Лиза, литература, американцы, кино, Франция, notre dame, мигранты, Москва, негры, живопись, Санкт-Петербург, город, арабы

Previous post Next post
Up