Шагал и немного антирекламы

Aug 16, 2019 02:47



Не ходите в Ницце в музей Библейского послания М. Шагала.

Лучше уж дойдите до музея Матисса, где тоже экспонатов очень мало, но они все же разные и, если читать информацию на стендах, можно узнать много интересного.

Вообще, Ницца это совсем не город музеев. Это город-набережная, где и происходят все самые важные события (теперь включая и знаменитый теракт, который, в итоге, публику от города не отпугнул, как не отпугнуло множество терактов турпотоки от Парижа).

Но это шаг в сторону. Вынужден сказать несколько слов о Шагале. В музее выдают аудиогид, и есть на русском (а в Лувре до сих пор нет, позор!).

Так вот, работы мэтра я смотрю не первый раз. Но тут еще послушал разборы.

В каждом многозначительная фраза - художник отразил все страдания еврейского народа.

Вот говорят сейчас о такой масштабной вещи, как «торговля холокостом». Надо сказать, что Шагал переплюнул всех мастеров этого жанра. Он, если верить аудиогиду, невероятно прибыльно поторговал всеми «страданиями еврейского народа» скопом.

Потому что чем еще объяснить, что абсолютно одинаковые, написанные явно не знакомым с азами живописи и тем более рисунка человеком, имели такой грандиозный, колоссальный успех, к тому же при жизни?

Вообще, даже те, кто знает Шагала мало, легко представят его стандартную картину: убогая деревенька (это Витебск). Летящий по небу ангел с кривыми руками и ногами. Бородатый мужик, задравший голову и скосивший глаз. Тетка, сжимающая огромное лиловое дитятко. По вкусу - детали: цветочки, львиные головы, летающие козлы, ведро, распятие.

Конечно же, живопись после импрессионистов это не рисунок, а цвет. Да, да. В музее Библейского послания есть все цвета. Даже есть белая радуга, а вокруг все ее цвета на предметах. Мэтр знал кое-что о радугах и белый цвет добавил не случайно.

Но все же отнимите «страдания еврейского народа». И попробуйте поставить рядом хотя бы Пикассо, хотя бы того же Матисса. Или Кандинского, или Малевича. Я уже не говорю - Сальвадора Дали.

Я не специалист в истории живописи, но изучаю живопись всю свою жизнь. Если я не прав, то дайте ссылочку на яркий разбор того, почему же еще юноша из местечка так очаровал французов, а за ними и весь мир. Почему ему доверили витражи в католических церквях, плафон в Опере Гарнье и при жизни построили для довольно скромного числа полотен целый музей?

Кстати, в Опере шо, тоже страдания еврейского народа на потолке?

Наверное, мне все же придется добавить, хотя я уже предвижу чей-то гнев в любом случае. Так вот, никаких страданий еврейского народа я у мэтра не вижу. Вижу, что человек классно прикалывался. И делал это вполне жизнерадостно и бодро. Но удивительно прямолинейно и однообразно, учитывая столько лет творческой биографии (в отличие от того же Пикассо).

Поэтому я не о страданиях. Я о неслыханно удачной торговле.

Витебск, Опера Гарнье, Ницца, церковь, Франция, Париж, искусство, живопись, Марк Шагал

Previous post Next post
Up