История одного воздушного сражения Первой мировой войны

Dec 03, 2019 21:10


Зарождение боевой авиации в начале прошлого века привело к появлению еще одного фронта, теперь уже воздушного. Первоначально летательные аппараты использовались в основном для ведения разведки, но вскоре их стали использовать в качестве штурмовиков и бомбардировщиков. Ввиду ограниченных возможностей самолетов противники в основном летали друг над другом и запускали мелкие бомбы.  Воздушные бои были редкостью, и как правило не приводили к результатам, а основной опасностью для экипажей были ломкие механизмы, что часто приводило к катастрофам. На Кавказском фронте российская авиация смогла сбить только один турецкий самолет за несколько лет войны, когда осенью 1917 года, штабс-капитан Михеил Мачавариани сбил турецкого летчика, будущего отца турецкой авиации и легендарного летчика Вечихи Хюркюша.



1917 году на Кавказском фронте авиация Российской империи состояла из четырех отрядов, в которых числились 104 самолета марки Nieuport, Farman, Caudron, Voisin и других производителей, однако из них в боеспособном состоянии находились лишь десяток летательных аппаратов.
Турецкая авиация на Кавказском фронте была представлена тремя авиационными сотнями, чей авиапарк состоял из 8-9 германских Albatros-ов.



Михеил Мачавариани родился 20 марта 1888 года в Кутаиси в офицерской семье. Закончил Суворовский кадетский корпус и артиллерийское училище, служил в артиллерийской бригаде. Позднее закончил Севастопольскую Военно-воздушную школу и стал военным летчиком. Помимо сбитого самолета противника, на его счету множество успешных боевых операций, в том числе военно-воздушная разведка и бомбардировка вражеских позиций. До победы в воздушном бою за проявленную храбрость в боевой обстановке получил множество орденов российской империи: орден Св. Станислава III и II степени, Св. Анны IV и III степени, Св. Владимира IV степени. в 1917 году Мачавариани руководил Вторым авиаотрядом Кавказского фронта в звании штабс-капитана.


Вечихи Хюркюш родился 9 января 1896 года в бывшем Константинополе. В начавшейся в 1912 году Балканской войне служил добровольцем. После окончания войны закончил курсы механика и с началом ПМВ отправился авиамехаником на Иракский фронт, где в результате авиакатастрофы получил ранение. После выздоровления окончил авиационную школу и в 1917 году в звании младшего лейтенанта  зачислился в Седьмой авиаотряд турецкой армии, действовавшей на Кавказском фронте.

Воздушный бой произошел близ Эрзинджана 25 сентября 1917 года. Турецкий летчик мл. Хюркюш и летчик-наблюдатель лейтенант Бахатин осуществляли разведку окрестностей на германском Albatros C.III. В задачу экипажа входила воздушная разведка и бомбардировка вражеского аэродрома.


Albatros C.III:
экипаж - 2 человека
масса - 851 кг
максимальная взлетная масса - 1353 кг.
максимальная скорость - 145 км./ч.
максимальная высота - 3350 м.
время для взлета на 1000 метров - 11,5 минут
максимальное время в воздухе - 4 часа 30 минут
Двигатель - 180 л.с.
Вооружение - 1 пулемет системы Parabellum MG14 7,92 мм в кабине наблюдателя и 1 фиксированный пулемет системы LMG 08\15 в носовой части; до 91 кг. бомб

При их приближении к аэродрому на перехват вылетел штабс-капитан Михеил Мачавариани на французском Nieuport XXI


Nieuport XXI:
экипаж - 1 человек
масса - 350 кг
максимальная взлетная масса - 530 кг,
максимальная скорость - 140 км./ч.,
максимальная высота - 5200 м.
максимальное время в воздухе - 2 часа
двигатель - 80 л.с.,
время для взлета на 1000 метров - 4 мин. 20 сек.
вооружение - 1 пулемет системы Vickers 7.7 мм.

К моменту взлета Мачавариани турецкий экипаж был в более выгодном положении для атаки, находясь на высоте 1600 метров, и имел более мощное вооружение и возможность вести прицельный огонь. Однако в первую очередь было решено осуществить бомбежку аэродрома как основной цели. Но до того, как это удалось, легкий самолет Мачавариани набрал высоту и оказался над турками. Разгорелся воздушный бой, в котором оба летчика пытались занять удобные боевые позиции для поражения противника. Тем не менее, воспользовавшись большей маневренностью своей машины, Мачавариани мастерски удалось массированным пулеметным огнем сбить турков. Однако турецкие летчики спаслись, хотя и попали в плен.



После победы Мачавариани и другие члены его отряда навестили пленных и осмотрели их разбившийся самолет. Турецкие летчики вскоре были переведены в лагерь для военнопленных на Каспийском море, откуда вскоре сбежали. После побега Хуркюш вновь вернулся в армию, а позднее разработал самолет-истребитель, но не смог завершить проект из-за условий, содержащихся в Соглашении о прекращении огня в Монтрё .
Во время турецкой войны за независимость сбил греческий самолет, и совершил первый и последний полеты той войны. После войны он спроектировал и построил свой первый самолет, став тем самим родоначальником турецкого авиастроения.

Иначе сложилась жизнь Михеила Мачавариани. Получив за победу в воздушном бою Орден Св. Георгия IV степени, после восстановления независимости Страны Картвелов продолжил службу уже в картвельской авиации, возглавив ведомство в чине полковника. Под его руководством картвельские летчики принимали участие в отражении армянского вторжения в 1918 году и в Первой русско-картвельской войне в 1921 году.

С именем Мачавариани связана история приобретения 10 новейших летательных аппаратов Ansaldo SVA-10, которых планировалось закупить в итальянском Турине. С этой целью в 1920 году Мачавариани отправился в Италию. И хотя самолеты были приобретены, их транспортировка была сорвана из-за забастовки итальянских портовых рабочих, поэтому в упакованные в коробки аэропланы были сухопутным путем отправлены в Марсель.  К сожалению, компании-перевозчики не только задержали перевозку, но и не позаботились о сохранности груза, который долгое время находился в марсельском порту без всякой защиты от дождя, что являлось огромным риском для драгоценного оборудования.



Невозможность повлиять не сложившуюся ситуацию привела сильнейшему эмоциональному срыву, и Михеила Мачавариани почти на месяц попал в марсельскую клинику. Его дело завершил находившийся в Париже картвельский дипломат и политик Сосипатре Асатиани. Поправившись, Мачавариани вернулся на родину, где сделал доклад о перспективах развития авиации в Европе.

После аннексии Страны Картвелов Советской Россией в 1921 году Мачавариани был назначен руководителем авиадивизиона уже Красной Армии, а в последующем руководил и другими авиационными подразделениями. В 1929 году ввиду болезни вышел в отставку, хотя все равно не смог оставить любимое дело, и до 1960 года служил в гражданской авиации. Последние годы жизни Михеил Мачавариани прожил в родном Кутаиси.

По материалу Dimitri Silakadze

Cакартвело, персона, Кавказ, world war i, военная история

Previous post Next post
Up