Современная азербайджанская историография большое внимание уделяет процессу виртуальной албанизации христианских памятников на территории исторического мхаре Эрети, который в рамках децентрализации Страны Картвелов был передан Азербайджану после советско-картвельской войны 1921 года и аннексии страны.
Это внимание затронуло практически все христианские памятники, начиная от почти что разрушенных комплекса Лекарти и открываемого лишь дважды в год Курмухи. Однако острее прочего азербайджанская сторона оспаривает принадлежность грандиозного монастырского комплекса Давид Гареджи, который растянут на десятки километров вдоль современной картвело-азербайджанской границы.
В рамках этих попыток проводятся международные конференции, пишутся книги, искусственно культивируется тюркское название, а главное, в самом Азербайджане прививается мысль, что это именно албанский, значит, и азербайджанский, а не картвельский памятник. Что в будущем не раз приведет к серьезнейшим конфликтам.
Однако, на территории исторической Албании, на наследие которой претендует современный Азербайджан, так и не сложилась традиция строительства христианских памятников подобного рода и масштаба. Подобные поистине грандиозные объекты не появляются на пустом месте. Как правило, им предшествует множество схожих, меньших по масштабу комплексов, которых так же не имеется вне территории исторической восточной части Страны Картвелов.
Между тем, в самой Сакартвело традиция строительства пещерных монастырей и отдельных храмов имеет многовековую историю, и затронула практически все регионы страны. Помимо общеизвестных Давид Гареджи, Вардзиа и Ванис Квабеби, пещерные монастыри были построены (и сохранились до наших дней) в Аргвети, Хеви и во многих других местах.
Одним из таких мест является заброшенный ныне пещерный монастырь близ Гомборского перевала, чье название утрачено в веках. Сохранились лишь скальный храм, кельи и руины вокруг.
Фотографии
Гиорги Месхи