Грузинская мифология

Aug 17, 2019 11:47


Грузия известна как одна из древнейших стран с многовековой христианской культурой. На фотографиях из Грузии пестрят древние храмы и монастыри, построенные еще в те далекие времена, когда большинства из современных стран не было еще и в зачатке.


Однако мало кто знает о дохристианской Грузии, ее языческих богах и ритуалах.
К сожалению, огромная часть дохристианской культуры была уничтожена еще на заре христианства, во время борьбы с языческим наследием, и сегодня явственно ощущается бедность этого пласта нашей культуры.
Однако, язычество в том или ином виде все же сохранилось, во многом приняв христианские черты. И по сей день во многих регионах страны можно наблюдать множество языческих ритуалов.


Гмерти (ღმერთი) - бог неба, отец богов, владыка мира, создавший мировой порядок, распоряжающийся жизнью и судьбой всех людей. Гмерти создал небо, землю и море, и осветила их его дочь - Мзекали (მზექალი), и создал остальных божеств, Хвтисшвилеби - (ხვთისშვილები), Копала, Иахсари и других.

Гмерти живет на девятом небе и сидит на золотом троне, распоряжаясь миром через Хвтисшвилеби. Он владыка неба, грома, и правосудия. Он везде и во всем, един, но может предстать в разных проявлениях. Однако основным проявлением все же был огромный бык.

Его везде сопровождают его слуги, волки, которых посылает к людям для помощи, или же для кары. Гмерти представлялся существом с золотым ртом, и горящими, страшными глазами. С распространением христианства, культ Гмерти слился с библейским Господом, и сегодня Гмерти означает Господь.

Квириа - предводитель Хвтисшвили, сынов Гмерти. По представлениям восточных горцев, бог справедливости и посредник между Гмерти и людьми. В его честь устраивались праздники Квирицховлоба и Халарджоба, с играми и жертвоприношениями. В Западной Грузии Квириа ярко выраженное фаллическое мужское божество, в чью честь устраивали весенние праздники, во время которых проводили различные ритуалы, состязания, пели гимны и устраивали сцены.

Иахсари - воинственное божество, сын Гмерти, который боролся со злыми силами - дэвами, каджи, эшмаки. Покровительствовал нуждающимся в помощи. Первоначально Иахсари поклонялись в Пшави-Хевсурети, но позднее его культ распространился на другие горные регионы. По легенде, притесненные злыми чудовищами, дэвами, пшав-хевсуры обратились к Гмерти за помощью. Чтобы выявить предводителя в войне с дэвами, провели состязания, на которых победили Иахсари и другой Хвтисшвили - Копала, которые и возглавили поход. Разгромив дэвов, братья убили их голиатов(великанов), Муза и Бегела. После чего дэвы навсегда убрались с гор.

Копала - один из Хвтисшвили, другой сын Гмерти. Первоначально его культ был в Пшави и Хевсурети, где и сейчас на горе Карати стоит его святилище, однако со временем распространился и в другие регионы. Покровительствовал людям, попавшим в лавину, утопающим и нуждающимся. Вместе со своим братом Иахсари победил и изгнал дэвов.

Верховным богом Картли с IV века до н.э. считался Армази, который был еще и богом войны.

Его идол стоял на одноименной горе Армази - грозный воин в оловянных доспехах, блестящем золотом шлеме, с огромным копьем в руке, Армази, владыка неба, грома и рода людского отождествлял силу и мощь.

Появление культа Армази связано с именем первого грузинского монарха, Фарнаваза I, который рядом со столичным городом Мцхета воздвиг его идол, и велел ему поклоняться.

В период становления централизованного государства культ единого и сильного бога поспособствовал укреплению государственной власти и ослаблению родовых и региональных божеств.

Летом, в дни празднований в честь Армази проводились многочисленные шествия, в которых участвовали члены монаршей семьи. Культ Армази был очень популярен, и в той или иной степени был распространен во всех частях Грузии, однако после объявления христианства государственной религией в IV веке нашей эры поклонение воинственному Армази прекратилось.

Одни из древнейших из известных грузинских языческих богов - это Гаци и Га, корни которых, по легенде, в историческом Квемо, или же Ариан Картли. Культ поклонения этим богам ввел Азон, предшественник Фарнаваза, установивший в 4 веке до нашей эры тираническую власть в Картли.

Идолы Гаци и Га находились на горе Армази рядом со Мцхета. Позднее между ними воздвигли и идол верховного бога Армази, справа от которого стоял золотой идол Гаци, а слева серебряный идол Га.

Предположительно, Гаци был мужским божеством, тогда как Га, или же Гаиси женским.

Согласно «Обращению Картли» идолам жертвовали младенцев монаршей крови, сжигая тело и обсыпая их пеплом - „შეიწირვოდა მათა ერთი სეფეწული ცეცხლითა დაწუვად და მტუერი გარდაბნევად თავსა კერპისასა“.

После принятия христианства идолы были разрушены, и поклонение Гаци и Га, так же, как и культ Армази, прекратилось.

Барбале - олицетворение солнца и богиня женского плодородия. По народным представлениям, Барбале покровительствовала роженицам, земледельцам и скотоводам. Ей были посвящены несколько праздников, один из которых совпадал с днем зимнего солнцестояния. В празднованиях и ритуалах использовались разные предметы, представляющие собой символы солнца.

Кроме того, Барбале поклонялись как божеству, которое может исцелить от множества болезней, уберечь от зла и бед.

Бочи - древнее грузинское языческое божество, покровительствующее скотоводству, зверям и птицам. Предположительно, это тотемное божество и его имя связано с козлом - ваци-вочи.

Очопинтре - покровитель диких зверей, владеющий душой каждого животного. Перед охотой охотники просили Очопинтре разрешения на охоту.

Культ Очопинтре пересекается с культом Бочи, и частично с греческим Паном.

Очокочи - божество леса, покровитель зверей и враг охотников. По преданию, Очокочи полукозел, получеловек, и не может говорить, но его голос пугает людей. Его тело покрыто густыми волосами, на руках длинные и острые когти, а на груди большой нарост, похожий на топор, которым встречного может разрубить на части.

Харале - божество урожая и плодородия. Предполагается, что восходит к урартскому божеству Арале, чей культ сохранился до наших дней в религиозных песнопениях.

Дали - богиня охоты, покровительница зверей и птиц. Ее культ пересекается с другим женским божеством, Мзетунахави. Дали обитает в недоступных скалах, откуда опускаются вниз ее золотые кудри. Она оборотень, способна предстать как животное, птица или человек. Страстная, может влюбляться, и, соблазнив охотника, помогает ему в охоте и покровительствует ему, но до тех пор, пока он скрывает это. Тот же, кто раскроет эту тайну, обязательно погибнет, как погиб охотник, отец известного мифического персонажа, героя Амирани.

Дали одна из древнейших божеств, и ее культ наибольшее распространение получил в Сванети, где и по сей день ее почитают.

Адгилис деда(ადგილის დედა) - одна из древнейших божеств, в далеком прошлом богиня плодородия, чей культ был распространен по всей Грузии. Позднее у каждого селения была своя Адгилис деда, которая заботилась о людях, и покровительствовала им. По представлениям хевсуров выглядела как прекрасная дева с серебряными украшениями. Горцы Восточной Грузии поклонялись ей, как покровительнице женщин, детей, охотников и скота. После распространения христианства ее культ смешался с культом Девы Марии.

Бери-Бера - божество плодородия и покровитель урожая в Восточной Грузии.

Берика - божество плодородия и весеннего пробуждения, представляющийся в виде козла. С культом Берика связаны дошедшие до наших дней ритуальные праздники - берикаоба, во время которых участники одевают на себя шкуры животных.

Босели - одно из древнейших божеств, покровительствовал животноводству. Представлялся в виде огромного быка, и со временем стал так же и покровителем земледелия, приняв человеческие черты, и превратился в бога, чей культ сложился как культ быка и культ солнца.

С развитием христианства культ Босели изменился, превратившись в полу языческий - полу христианский культ Басили, христианская часть которого связана с именем христианского деятеля Басили (Василий) Кесарийского.

С Босели связаны языческие празднования Бослоба, которые проводились в январе-феврале. Впрочем, и по сей день в Западной Грузии проводят ритуалы, связанные с древним божеством - глава семьи подносит зажженную свечу ко лбу быка, обмазывает его яйцом, и благословляет его вином, дабы живность плодилась и не переводилась.

Задени - языческий бог, культ которого появился во времена мепе Фарнаджома, в первой половине II века до н.э. Задени входил в пантеон т.н. фарнавазианских богов, и ему поклонялись вместе с Армази. Предположительно, имеет иранские корни. В окрестностях Мцхеты находилась крепость Задени, по видимому, место его поклонения.

Тевдоре - аграрное божество, чей культ со временем слился с культом христианского святого Тевдоре. Считался покровителем земледельцев и коневодов. Празднования в его честь проводились весной - пекли ритуальный хлеб с изображением различных сельскохозяйственных инструментов и коней, а так же устраивали ритуальный сев.

Мамбери - божество, повелитель волков, которому поклонялись в Западной Грузии.

Мзетунахави - златокудрая прекрасная женщина-богиня, которая чудесным образом рождается из растений. Она спрятана в неприступной крепости за девятью горами; герой должен найти ее и исполнить сложнейшие задания, дабы получить ее. Околдована злыми силами, и бывает в облике зверей или змеи. После спасения от злых чар возвращает себе красоту и выходит замуж за героя. Культ Мзетунахави иногда соприкасается с культом Дали, покровительницей зверей.

Пиркуши - божественный кузнец, которого пленили дэвы, для которых он ковал тяжелое оружие и прекрасные сосуды из золота и серебра. Из плена Пиркуши спасает Иахсари, которому кузнец кует огромный колокол. Святилища Пиркуши и сегодня есть в Пшав-Хевсурети.

Рокапи - злое божество, предводитель Кудианеби, злых колдуний, которому они приносят человеческие сердца, и которого Гмерти приковал к глубоко посаженному в землю столбу. Каждый год Рокапи старается вырвать столб из земли, и когда ему вот-вот это удается, на столб садится птичка, которую он ударяет палкой - птичка улетает, а столб еще глубже садится в землю.

Амирани - мифологический герой, сведения о котором есть во всех уголках Грузии, во всех диалектах, что свидетельствует о формировании этого мифа на ранних стадиях этногенеза грузинского народа. Различные вариации мифа об Амирани имеются у некоторых родственных грузинам кавказских народов. Амирани изображен на многих археологических находках в Мцхета, Казбеги, Триалети, датируемых не позже 3 тыс. до н.э.

Амирани сын богини Дали и охотника Дарджелани.

По преданию, охотник по имени Сулкалмахи охотился в непроходимых лесах, где услышал женский крик. На вершине скалы, в огромной пещере лежала прекрасная златокудрая Дали, мучаясь от невыносимых болей. Рассказала она Сулкалмахи, что влюбилась в охотника Дарджелани, и зачала от него, но хромая жена Дарджелани нашла их, и у спящей Дали отрезала ее прекрасные локоны, отобрав божественную силу.

Дали была беременна, но не могла родить, и тогда велела она Сулкалмахи алмазным ножом вспороть ей живот и извлечь ребенка. Так появился на свет Амирани.

Позднее его усыновил некий Иамани, и рос он вместе с его сыновьями Усупи и Бадри. Сильны были сыновья Иамани, но сильнее всех был Амирани, неустанный, быстрее лавины и в руках имел силу двенадцати пар быков.

На его плечах были изображены солнце и луна, а некоторые части его тела были из чистого золота, что говорило о его божественном происхождении. Был он так велик, что Земля с трудом его выдерживала. Амирани, вместе со своими братьями Бадри и Усупи защищал людей, бился со злыми духами, дэвами и чудовищем Гвелешапи, который проглотил героя, но все равно был убит им изнутри.

Амирани, вооруженный огромным мечом, который сам же и выковал, похищает небесную деву Камару, олицетворяющую огонь, которая жила в высокой башне, нависающей над морем, и побеждает ее отца, повелителя погоды и облаков. Дает людям огонь, учит кузнечному делу и спасает их от чудовищ.

Отдав людям огонь, Амирани восстал против власти Гмерти, но был побежден, и прикован к Кавказским горам огромной цепью. Его печень ежедневно грызет орел, а верная собака лижет цепь, дабы его порвать, но ежегодно кузнецы, посылаемые Гмерти, вновь возобновляют цепь.

По древнему преданию, раз в семь лет пещера, в которой скрыт герой, открывается, и тогда можно узреть храброго и благородного Амирани. Легенда об Амирани тесно переплетена с мифом о Прометее.

Амбри - мифологический герой с исполинской силой, ростом и массой. Он упомянут в легенде об Амирани, как сильнейший исполин. Легенда о нем неразрывно связана с земледелием.

Бакбак-Дэви - лесное злое чудовище, со многими головами, которое пожирает людей. Сильнейший из всех прочих дэви.

Дэви - огромные злые зооморфные многоголовые существа с рогами, сплошь покрытые шерстью. Обитают под землей, но часто выходят на поверхность и враждуют с людьми, людоеды, похищают женщин и скот.

Деви физически очень сильные, но глупые существа, олицетворяющие тупую физическую силу. Мифы о дэвах родом из Индии, где они предстают в виде божеств, однако под влиянием иранской традиции в Грузии трансформировались в злых и жестоких существ.

Вешапи, Гвелешапи - чудовища, зооморфные существа в виде огромных рыб. Часто предстают в виде многоголовых страшных существ. Различали белых, красных и самых опасных черных.

Фаскунджи - огромная летающая птица, неизменный былинный персонаж, обитает высоко в горах, или под землей, может говорить как человек, и покровительствует героям.

Каджи - страшные антропоморфные существа, живущие в Каджети. Могут обратить день в ночь и наоборот, вызывать бури, топить корабли, враждуют с людьми. Женщины - каджи наоборот, очень красивы, обитают в ручьях, реках и озерах, спасают рыбаков, и часто становятся их женами.

Ввиду древности грузинской мифологии, и обилия персонажей, отобразить их всех в одном посте не представляется возможным, и удалось коснуться лишь наиболее известных и распространенных. Грузинская мифология неразрывная часть грузинской культуры. Она не умерла, а по сей день присутствует в нашей жизни, в многочисленных ритуальных празднествах и сказках.

традиционная культура, мифология, заметка, Сакартвело

Previous post Next post
Up