Операции южноафриканского спецназа. Операция "Бугенвиллея", июнь 1984 г.

Oct 10, 2024 13:09


Предисловие. Операция «АЛЬФРЕД», январь 1984 г.

По состоянию на 1984 год крайним диверсионным нападением, проведенным с моря против ангольских объектов, стала операция «СИМПЛ» - уничтожение мостов через реку Жираул в ноябре 1982 года, - и тем не менее, планирование дальнейших боевых действий продолжалось. После успешно проведенных операций в районе Лобито и Мосамедеш (Намибе) стало очевидно, что уничтожение целей в районе Луанды, столицы страны, окажет бóльшее влияние на экономику и моральный дух населения. Будучи главной базой ангольского флота, а также пунктом базирования советских военных кораблей 30-й оперативной эскадры, город также представлял большую угрозу для морских операций южноафриканского спецназа, поэтому для уточнения потенциальных мест высадки, уточнения характера судоходства, а также передвижения военных кораблей, необходимо было провести скрытную разведку в гавани. Эта операция первоначально получила кодовое название «АЛКМААР», и должна была состояться в конце января 1984 года.



Одновременно с этим силы специального назначения планировали операцию по уничтожению участка железной дороги между Лобито и Бенгелой, а также дизельных локомотивов в железнодорожном депо в Лобито. Эту диверсию должен был проводить 4-й разведывательный полк, он же должен был и выделять личный состав не только для экипажей катеров, но и для подрывных групп на берегу. Вскоре стало очевидно, что сил и средств полка недостаточно и что предстоящая разведывательная операция в Луанде негативно повлияет на подготовку к новой диверсии, поэтому в итоге решили ограничиться только разведкой со стороны моря, без высадки на берег. Операция получила новое кодовое название «АЛЬФРЕД». Разведка, проведенная подводной лодкой «Эмили Хобхаус», оказалась очень успешной, и в середине февраля субмарина вернулась в Саймонстаун. Полученные важные разведданные легли в основу планирования двух последующих операций, намеченных на конец года. Они получили кодовые названия  «БУГЕНВИЛЛЕЯ» и «НОБИЛИС».

Продолжение. Операция «БУГЕНВИЛЛЕЯ», июнь 1984 г.

В начале 1984 года командующему силами специального назначения было поручено изучить возможность вывода из строя главной водонасосной станции, снабжающей город Луанда. Сама станция была построена на реке Бенго в городке Кифангондо, расположенном к северу от Луанды, и являлась основным источником водоснабжения города. Находилась она в ведении Государственного водоканала Луанды (Empresa Pública de Águas de Luanda или сокращенно EPAL) и стояла на южном берегу реки примерно в 2,5 км к юго-востоку от ее устья. Несмотря на то, что это был основной источник водоснабжения, станция была рассчитана на подачу воды населению численностью в 500 000 человек и обслуживала лишь небольшую часть разросшегося города. Гражданская война привела к наплыву беженцев, население увеличилось почти вдвое, и на открытых пространствах выросли огромные трущобы, известные как «мусеки», в которых не было предусмотрено никакого водопровода. Утрата технических специалистов, когда большинство португальцев покинуло город в 1975 году, привела к ухудшению качества обслуживания; частично это компенсировалось кубинским техническим персоналом, который поддерживал ограниченное водоснабжение старых районов города, известных как Байшу-де-Луанда. Таким образом, новые коммунальные службы не создавались, и для большинства населения единственным источником воды были частные предприниматели, имевшие парк автоцистерн, и доставлявшие воду прямо из рек Бенго и Кванза (в большинстве своем неочищенную) для продажи в пунктах водоснабжения по сильно завышенным ценам. Таким образом, разрушение водонасосной станции затронуло бы в основном правительственные, военные и промышленные учреждения, практически не оказав непосредственного влияния на бедствующее гражданское население, живущее в разросшихся «мусеках» и страдающее от регулярных эпидемий холеры.

Планирование операции

Целью операции было максимальное уничтожение как можно бóльшей части водонасосной станции, но поскольку на ней находилось несколько крупных насосов и располагалось вспомогательное оборудование, для ее эффективного вывода из строя обычными средствами потребовалась бы большая диверсионная группа со значительным количеством взрывчатки. Кроме того, станция находилась на окраине, недалеко от столицы, местность к северу от реки заросла плотным кустарником, и проникнуть туда достаточно большой группе за относительно короткое время, отводимое для действий на берегу, было бы крайне сложно. Хотя сама река представляла собой идеальный маршрут для вывода диверсионной группы, местами она была довольно узкой, и кое-где слишком близко подходила к населенным пунктам и возможным армейским постам, что не давало возможности использовать лодки с подвесными моторами. Стало очевидно, что требуются нестандартные идеи. После изучения объекта и консультаций со специалистами, было установлено, что уязвимым местом являются два водозабора на берегу, уничтожив которые можно на некоторое время вывести объект из строя. Это давало возможность ограничить количество необходимой взрывчатки, а также снизить численность группы, требуемой для проведения операции.

Кроме того, стало очевидно, что река - это единственный безопасный путь к цели, однако стандартные лодки типа «Барракуда» и «Зодиак» исключались ввиду того, что для передвижения на них использовались подвесные моторы. Хотя на надувных лодках можно было ходить на веслах на небольшие расстояния, сам их вес и большая ширина делали семимильный переход по реке против течения за имеющееся время практически невозможным. Тем не менее, существовал вполне рабочий вариант - традиционное плавсредство, используемое спецназом с момента его создания, - каяки «Клеппер», на которых обучались все операторы и которые до сих пор иногда использовались для проведения разведки на берегу. С учетом низкой посадки, и с двумя гребцами на каждом, заметить их в темноте было крайне сложно.

Но несмотря на то, что диверсионная группа могла подойти на каяках к объекту, для полного разрушения каждого из двух больших водозаборов требовался мощный подрывной заряд, а для того, чтобы заряд оказался эффективным, его нужно было поместить в них довольно глубоко - очень рискованная затея, поскольку водозаборы постоянно принимали большой объем воды, делая любое приближение к ним со стороны реки крайне опасным. Эта проблема была озвучена экспертам по взрывчатым веществам из специализированного подразделения сил специального назначения - компании EMLC, которые вскоре предложили простое решение, которое также упрощало транспортировку подрывных зарядов к цели на легких каяках. Оно заключалось в создании миниатюрных радиоуправляемых вариантов взрывающихся лодок «Линзе», использовавшихся в Германии в 1944 году.[1] Вскоре в компании EMLC построили две небольшие лодки с необходимым подрывным зарядом и ударным взрывателем, каждая из которых весила всего 20 кг, и позволявшие диверсионной группе, направив их в водозабор, оставаться под прикрытием северного берега - река в этом месте была достаточно широкой, чтобы спецназовцы не подвергались опасности. Таким образом, план был признан осуществимым, и командующему силами спецназа теперь было официально приказано провести операцию под кодовым названием «БУГЕНВИЛЛЕЯ». В связи с высокими рисками она должна была проводиться последовательно в два этапа: сначала будет проведена рекогносцировка маршрута, чтобы убедиться, что задача выполнима; а затем, когда руководитель операции сочтет ее таковой, будет осуществлена сама диверсия.

В конце апреля 1984 года 4-му разведывательному полку спецназа была поставлена задача в период с 4-го по 8-е июня провести диверсию на водонасосной станции. Руководителем операции был назначен полковник Ханнес Фентер, а командиром разведывательно-диверсионной группы - капитан Доу Штейн. В рамках обеспечения операции из состава ВМС выделялась подводная лодка для проведения перископной разведки в районе устья реки Бенго, а также для высадки разведывательной и диверсионной групп. Из-за большого расстояния до целевого района, для переброски в него групп 4-го полка задействовались два ракетных корабля, чтобы при выполнении задания разведчики были свежими и отдохнувшими. Хотя численность группы спецназовцев была небольшой, в соответствии с порядком действий в потенциально враждебных водах ракетные корабли всегда развертывались парами для взаимной поддержки. С учетом поступления на вооружение ангольских ВМС ракетных катеров класса «Оса-2», а также постоянного присутствия в ангольских водах советских военных кораблей, ракетные корабли во время проведения этой операции должны были оставаться в нейтральных водах.

Для проведения операции «БУГЕНВИЛЛЕЯ» выделялись подводная лодка «Эмили Хобхаус» (командир корабля - коммодор Питер Кин) и два ракетных корабля - «Хендрик Ментц» (командир - коммодор Ян Форстер) и «Коби Кутзее» (командир - коммодор Леон Ридерс) под общим командованием командующего корабельной группировкой коммодора Боба Харрисона. Материально-техническое и медицинское обеспечение развертываемых сил и средств осуществлял вспомогательный корабль «Протеа» (командир - коммодор Билл Рашби), остававшийся чуть южнее тогдашней границы Юго-восточной Африки (Намибии) с Анголой.

Подготовка к проведению операции

Одной из первоочередных задач в Донкергате был отбор наиболее подготовленных к выполнению задачи спецназовцев, что повлекло за собой длительные марши на выносливость и заплывы на веслах, в которых за право попасть в финальную шестерку операторов соревновался весь личный состав. В то время как доразведка объекта будет проводиться на одном двухместном каяке, сама диверсия должна была осуществляться четырьмя разведчиками на двух каяках с двумя военнослужащими разведывательной группы, остававшимися в резерве.

Одновременно с этим для диверсии готовились две байдарки: на них, за вторым гребцом, были установлены кронштейны для буксировки каждой из двух взрывающихся лодок. В попытке сэкономить время и силы были проведены эксперименты с установкой на каяк двух 15-сильных подвесных моторов для помощи гребцам при подходе со стороны моря и при прохождении безлюдных участков серпантина реки с его протяженными, крутыми поворотами через кустарник - эксперименты, закончившиеся неудачей, поскольку такие моторы сильно затрудняли управление и оказались неэффективными в борьбе с течением на тяжело нагруженных байдарках. Более мощные моторы не подходили из-за своего дополнительного веса, поэтому идея была отброшена в пользу мускульной силы гребцов и дополнительной практики. Чтобы подготовиться к предполагаемому течению в реке Бенго, спецназовцы тренировались на быстром течении в мелководной лагуне Лангебаана во время приливов и отливов.

На капитана Штейна, как на командира всех наземных сил в операции, ложилась бóльшая нагрузка, чем на других участников группы, ведь ему предстояло себя проявить. После прибытия взрывающихся лодок настало время окончательного отбора людей, и капитан Штейн смог отобрать в свою группу пятерых разведчиков. В состав разведывательной группы вошли капрал Франсуа Беккер и капрал Таблаи; подгруппа подрыва №1 состояла из командира диверсионной группы и капрала «Родса» Родригеса, подгруппа подрыва №2 - из сержанта «Мэддиса» Адама и капрала Мануэля. Хотя отбор разведчиков проводился в основном исходя из требований физической выносливости, в каждую подгруппу вошел оператор, говорящий на португальском языке. Только один из пяти человек превзошел командира группы в гребле, да и то с очень небольшим отрывом.

После того как отбор личного состава в разведывательно-диверсионную группу был завершен, настало время приступить к обучению разведчиков особенностям управления взрывающимися лодками. Для всех операторов это была новая концепция, поэтому на освоение новых навыков были затрачены многие часы, сначала в светлое время суток, пока они не привыкли к управлению, а затем ночью, когда им нужно было четко определять дальность видимости в темноте, что было очень важно для выполнения запланированной задачи, когда лодки должны были нести взрывчатку.

Взрывающиеся лодки оказались довольно большими, так как помимо подрывного заряда они имели довольно мощный мотор и аккумулятор, чтобы противостоять сильному течению реки. При этом дальность хода у них была небольшая. При хорошей маскировке, чтобы не быть замеченными во время проникновения разведгруппы, уследить за ними было довольно сложно. Для того, чтобы это не помешало успеху операции, на маленьких лодках были опробованы химические источники света, при этом наиболее эффективными оказались инфракрасные. Решение оказалось удачным, и во время многочисленных тренировочных подходов на расстояние, равное ширине реки у цели, операторы смогли добиться устойчивых хороших результатов. После этого к предстоящей операции подготовили «Клепперы»: их тщательно замаскировали и покрыли матовой краской, чтобы свести к минимуму любое отражение света. Все было готово к контрольным учениям с подводной лодкой.

Вечером 24-го мая к берегам Донкергата прибыла «Эмили Хобхаус», и той же ночью на ней был отработан порядок спуска и подъема каяков, включая их буксировку на перископной глубине. Поскольку после проведения трех подобных операций у Лобито и Луанды за предыдущие двенадцать месяцев командир субмарины обладал большим опытом, а сам экипаж хорошо сработался, все снаряжение было загружено в ту же ночь. В его состав также входила надувная лодка «Зодиак» с подвесным мотором для экстренной эвакуации на случай, если маленькие байдарки будут повреждены и операторы окажутся в воде. После того как все лодки, оружие и подрывные заряды были погружены на борт, «Эмили Хобхаус» с первыми лучами Солнца удалилась от побережья, и взяла курс на север.

Тридцать первого мая прибыли два ракетных корабля, и той же ночью разведчики 4-го полка, включая медицинскую группу, поднялись на борт «Коби Кутзее», имея только свое личное снаряжение, после чего направились на рандеву с подводной лодкой у Луанды. Сам корабль был оборудован специальным модулем под названием «Купе», который устанавливался в кормовом отсеке вместо 76-мм артиллерийской установки, и включал в себя помещения для размещения, инструктажа и отдыха личного состава спецназа, так что жизнь разведчиков, хотя и была несколько тесноватой и неудобной в неблагоприятных погодных условиях, оказалась более комфортной, с физическими упражнениями или просто загоранием на верхней палубе, а также полуприватной, со значительной свободой передвижения. Поскольку время, затраченное на переход кораблей в целевой район, составляло одну треть от времени, затраченного подводной лодкой, все спецназовцы были значительно лучше подготовлены к операции, и в то же время экипаж подводной лодки мог нормально жить в своих кубриках, пока к ним не присоединятся разведчики. Головной корабль «Хендрик Ментц» имел оба 76-мм артиллерийские установки и выполнял функции корабля охранения. Ни на одном из кораблей не имелось сходней, поскольку они являлись демаскирующими признаками, но на «Коби Кутзее» была надувная лодка «Зодиак» для переброски личного состава в море.

Проведение операции

В понедельник 4-го июня в 16:00 оба ракетных корабля начали приближаться к побережью, чтобы после наступления темноты встретиться с «Эмили Хобхаус» примерно в 50 милях от побережья в районе Луанды. В условиях жары и повышенной влажности, сохраняющихся даже в это время суток, разведчики 4-го полка были переброшены на «Зодиаке» с «Коби Кутзее» на подлодку. Около 05:00 оба ракетных корабля вернулись на свою выжидательную позицию в 100 милях от побережья, где они могли находиться вдали от судоходных путей, но в пределах 4-часовой досягаемости от подводной лодки, если потребуется эвакуация или другая экстренная поддержка.

После этого подводная лодка начала приближаться к Луанде с вест-норд-веста и позже тем же утром, держась в стороне от районов интенсивного судоходства, подошла к устью реки Бенго, чтобы провести перископную разведку. Это позволило обеим диверсионным подгруппам определить и уточнить расположение навигационных знаков на берегу, что было крайне важно, поскольку чтобы уложиться в установленные сроки им нужно было иметь возможность непосредственного выхода к устью. К северо-востоку от фарватера гавани Луанды, кроме лодок-макорро, занимавшихся рыбной ловлей и отмеченных небольшими навигационными огнями на борту, было выявлено лишь небольшое количество судов. После того как все разведчики изучили побережье и все возможные навигационные знаки, «Эмили Хобхаус» провела общую разведку фарватера, а затем ушла в море, чтобы зарядить аккумуляторные батареи. Основываясь на полученных результатах, руководитель операции принял решение провести разведку этой же ночью.

С заходом Солнца в 17:54 году подводная лодка смогла достичь окрестностей исходной позиции сразу после наступления темноты и, чтобы сократить расстояние до реки, продолжила движение вдоль песчаного дна, пока не достигла линии глубин в 20 метров. После того, как «Клеппер» был спущен на воду, а капралы Беккер и Таблаи после проверки связи исчезли в ночи, подводная лодка отошла от берега на северо-запад, чтобы дождаться их возвращения. Рано утром капрал Беккер сообщил на субмарину о том, что они приближаются к предполагаемому месту встречи и подъема на борт и включил пингер. С помощью пингера и огня стробоскопа для опознания разведгруппы обоих разведчиков удалось обнаружить, «Эмили Хобхаус» оставила побережье и продолжила движение в сторону моря.

После прибытия на борт разведгруппа была опрошена руководителем операции и командиром разведывательно-диверсионной группы. Они достигли устья реки и после трудного пути по извилистому руслу против быстрого течения, которое местами переходило в перекаты, добрались до двух мостов, связывающих Луанду с северной частью страны, причем железнодорожный мост представлял собой арочную бетонную конструкцию. Подобравшись к первому мосту, который частично освещался, они заметили на нем большую активность. Понаблюдав некоторое время, и даже подкравшись туда поближе по берегу, разведчики установили, что на мосту выставлены часовые, и, поскольку время уже поджимало, вернулись после этого вниз по реке обратно к подводной лодке. После длительного обсуждения все пришли к выводу, что, возможно, это была специальная операция или учения, которые заставили часовых быть начеку. После того, как все силы проделали такой долгий путь, было решено все-таки попытаться провести операцию следующей ночью, учитывая при этом, что река течет гораздо сильнее, чем предполагалось изначально, и сильнее, чем даже во время тренировок на приливах и отливах в Донкергате.

Таким образом, вечером в среду, 5-го июня, подводная лодка, следуя тому же порядку действий, без каких-либо проблем вышла на исходную позицию. С учетом того, что необходимо было спустить на воду две байдарки, а также лодки со взрывчаткой, это заняло немного больше времени, чем в предыдущую ночь. Помимо зарядов взрывчатого вещества, в каждом каяке находилось то же самое снаряжение, что и у разведчиков накануне вечером: очки ночного видения, автомат АК-47 и пистолет-пулемет Стирлинг-Пэтчетт, два пистолета, рации, аварийные комплекты для уклонения и выживания, а также ласты - на случай, если придется плыть в поисках укрытия. После спуска на воду и закрепления взрывающихся лодок обе диверсионные подгруппы сели в каяки и быстро отправились в путь. Достигнув устья реки, вторая байдарка заняла позицию в 20 метрах позади командира группы, разведчики осторожно преодолели легкий прибой и, держась по центру русла, осторожно проплыли между несколькими домами, стоящими вдоль берега, а затем спрятались под укрытие заросшего берега, где их вряд ли могли заметить.

Достигнув после крайне утомительной гребли обоих мостов, две байдарки незаметно приблизились к ним, и спецназовцы сразу же заметили движение, различив очертания вооруженных часовых. Их опасения подтвердились: на автомобильном мосту, судя по всему, находился контрольно-пропускной пункт, присутствие которого препятствовало возможному обходу мостов по суше. Понимая, что переход через мосты не гарантирует потом успешного отхода, поскольку придется возвращаться тем же путем, а часовые после взрывов, скорее всего, будут настороже, особого выбора у операторов не было.

Времени оставалось в обрез, поэтому командир группы с неохотой отменил попытку осуществления диверсии и, уведомив руководителя операции, спецназовцы начали обратный путь - гораздо более быстрый, поскольку теперь они шли по течению. Снова наведясь на сигнал пингеров, но оставаясь на перископной глубине, коммандер Кин медленно и аккуратно провел свою субмарину между двумя каяками, зацепил натянутый между ними линь и отбуксировал обе байдарки на бóльшую глубину, где они могли быть безопасно подняты на борт вместе с подрывными зарядами. Оказавшись на чистой воде, «Эмили Хобхаус» всплыла на поверхность, и обе байдарки оказались рядом для подъема на борт. Капитан Штейн, немного окоченевший после долгого сидения, ждал, пока его напарник вылезет и подержит каяк, прежде чем будет выходить он, но споткнулся о мокрую цистерну главного балласта и свалился в море между корпусом субмарины и каяком. Обремененный личным снаряжением, включая винтовку и пистолет, он быстро погрузился в воду, однако его успел схватить вовремя прыгнувший капрал Родригес, - как раз в тот момент, когда капитан пытался освободиться от винтовки и ремней, - после чего очень довольный, но все еще хрипящий офицер с помощью остальных членов экипажа был вытащен на борт. Такие самоотверженные поступки, иллюстрирующие крепкие связи, возникающие между боевыми товарищами во время операций, были нормой в южноафриканском спецназе.

Возвращение

Сразу же после возвращения был проведен разбор операции, и вскоре стало ясно, что охрана на мостах выставлена на постоянной основе, и что эти посты в сочетании с освещаемой по обе стороны рекой будут почти непреодолимым препятствием. Учитывая, что сроки выхода на объект были и без того растянуты из-за дополнительного времени, необходимого для преодоления сильного течения, и с учетом вероятной повторной задержки при возвращении на побережье, успешное выполнение плана операции теперь можно было исключить - особенно принимая во внимание то, что ее необходимо было провести скрытно и не оставляя следов, которые могли бы навести на Южную Африку. Был рассмотрен вариант подхода к водонасосной станции с позиции у моста, но все разведчики подтвердили, что единственный проходимый маршрут от моста к объекту пролегает через застроенную часть Кифангонды, и риск быть замеченным, учитывая ограниченное время, был слишком велик. Поэтому руководитель операции проинформировал командующего силами специального назначения о том, что операция отменяются и все силы возвращаются домой.

На следующую ночь «Эмили Хобхаус» снова встретилась с «Хендриком Ментцем» и «Коби Кутзее» для перевода на них операторов. За прошедшие дни ракетные корабли провели несколько ночных стрельб, что вызвало недоумение «сильных мира сего» после их возвращения, но экипажам удалось объяснить это тем, что они проводились в штормовую погоду, сопровождавшейся громом и молниями - Бог и человек объединились для получения нужного результата. Через четыре дня военнослужащие 4-го полка высадились в Донкергате. Прошло еще шесть дней, прежде чем поздно вечером в бухту Салданья вошла подводная лодка. В темноте с нее было выгружено все снаряжение и взрывчатка, и вскоре субмарина смогла уйти домой.

Хотя операция и не увенчалась успехом, спланирована она была с новаторским подходом и проведена исключительно профессионально. Одновременно со снаряжением, применявшимся 42-мя годами ранее первым спецназом во время Второй мировой войны, - складной байдаркой или каяком - были опробованы новые и уникальные оперативные концепции, доказавшие в наши дни свою жизнеспособность. Это была также первая операция с использованием ракетных кораблей с установленным модулем «Купе», способных доставить спецназ в целевой район, откуда они переводились на подводную лодку. Это был важный шаг в обеспечении скрытного проведения морских операций на севере Анголы, где растущее присутствие советских и ангольских военных кораблей, а также базовых патрульных самолетов, таких как «Медведь-D» советского ВМФ, или F27 ангольских ВВС, делало надводные операции потенциально опасными. Спецназовцы с энтузиазмом подтвердили, что это обеспечивало им лучшую физическую и психологическую подготовку к выполнению задания, чем после девяти дней, проведенных в носовом отсеке подводной лодки. Подобная практика применялась и во время следующей операции шесть недель спустя, хотя в том случае ракетный корабль не смог взять на борт «Купе», и операторы делили кубрики с экипажем, - но, тем не менее, они высоко оценили более короткое время пребывания на борту, свободу передвижения и улучшенные условия проживания по сравнению с подводной лодкой.

[1] Нем. Linse (Чечевица) - взрывающийся катер-брандер, использовавшийся подразделением спецназа германского флота (т.н. «Соединением К», или K-Verbände) для проведения диверсионных актов. В зависимости от модификации, водоизмещение катера составляло 1,8 - 1,85 тонн, длина от 5,5 до 5,98 метра, ширина от 1,58 до 1,75 метра, высота борта от 65 до 80 сантиметров и заряд взрывчатого вещества от 300 до 480 кг.



Карта района операции. Кружком отмечены те самые мосты через реку Бенга.



Железнодорожный мост через реку Бенга.

история, Боевые операции, спецназ, Доу Штейн, Африка, войны и конфликты, Противоповстанчество, прошлое и настоящее, переводы, Южная Африка, Боевой опыт

Previous post Next post
Up