Наши ошибки во Вьетнаме не являются чем-то новым или поразительным. Их нельзя списать на какие-то особые таинства военных действий. Это те же проблемы, которые преследовали командиров малых подразделений еще до Гидеона.[1] Ошибки, о которых мы говорим, скорее всего, не приведут к тому, что подразделение будет разгромлено; но они приведут к ненужным потерям. В мирное время или на войне эти ошибки определяют разницу между профессионализмом и посредственностью.
Многие молодые командиры, очарованные образом войны, формируемым Голливудом, подходят к бою с позиции «хороший парень против плохого парня». Но между тем, что сходит с рук Джону Уэйну на экране, и фактами жаркого ожесточенного огневого боя никакого сходства нет. Командир малого подразделения в бою не может позволить себе подобное «киногеройское» отношение к боевой подготовке, дисциплине и основам солдатской службы.
Главным ингредиентом в рецепте успешного, победного боя являются хорошо руководимые и дисциплинированные солдаты - солдаты, которых тщательная подготовка отучила реагировать по привычке, когда они сталкиваются с обжигающими реалиями боевых действий. Привычки, приобретаемые в ходе обучения - хорошие или плохие - это те же самые навыки, которые движут солдатом в бою. Поэтому командир должен убедиться, что каждый из его солдат хорошо обучен, натаскан, и выработал хорошие навыки - привычки, настолько глубоко укоренившиеся благодаря правильному обучению и интенсивной практике, что даже под давлением страха и внезапной опасности каждый военнослужащий «на автомате» будет поступать правильно.
Не существует волшебной формулы или решения, с помощью которых можно достичь этой цели без пóта. Командиры могут подходить к боевой подготовке только с глубокой самоотдачей, принимая как евангельскую истину, что лучше подготовленные люди дольше живут на поле боя.
Ни одно армейское подразделение никогда не бывает полностью подготовленным. Всегда найдется слабое место, требующее дополнительного времени и усилий. Мудрый командир использует для обучения своего подразделения все доступное время; он никогда не скажет: «Все, мы подготовлены остаточно хорошо». Во Вьетнаме он может продолжать тренироваться постоянно - в районе сбора, на запасной позиции, даже во время выполнения боевой задачи. Командиры должны вдолбить себе в голову старую, но абсолютную мáксиму: «Чем больше пóта на полигоне, тем меньше крови на поле боя».
Вдумчивый командир постоянно акцентирует внимание на основных боевых искусствах и навыках: огонь и маневр; меткая стрельба; применение к местности, маскировка и укрытие; связь; всестороннее обеспечение; звуко- и светомаскировка; разведка и патрулирование; полевая выучка; использование мин и ловушек; полевая гигиена и санитария, - и вносит коррективы в учебный процесс на месте с той же точностью, что и во время строевой подготовки в гарнизоне.
Если солдат стреляет не с той стороны дерева, командир объясняет ему, что он делает неправильно и почему. Если солдат во время учебного упражнения бродит без оружия, командир говорит ему, что его обстреливает вражеский снайпер и что он должен укрыться и открыть ответный огонь. Когда тот ошарашенно смотрит на него и отвечает: «Я не могу, потому что моя винтовка осталась там», - командир говорит ему, что он «мертв», и заставляет его пару часов лежать там, где его «убили».
Хороший командир формирует привычку к формированию контрольного перечня задач. Бой - слишком серьезное дело, чтобы с легкостью допускать оправдание даже одной ошибки. Если подразделение отправляется в патруль, устраивает засаду, занимает оборонительную позицию или высаживается с вертолетов, он должен достать свой контрольный перечень и убедиться, что в нем выполнен каждый пункт. В армии и во Вьетнаме существует множество контрольных перечней и списков, но в основном они слишком сложны и только загромождают проблему ненужными деталями.
Простой контрольный перечень вопросов, подчеркивающий основные моменты текущей боевой операции, будет стимулировать запоминание. Боевой опыт убедительно доказал, что усталость, испуг и озабоченность рутиной затуманивают и искажают память.
Хороший командир практикует отдачу боевого приказа по стандартной форме, состоящей из пяти пунктов. Он никогда не становится настолько «старым профессионалом», чтобы обходиться без этой проверенной и испытанной формы. Он следит за тем, чтобы его подчиненные тоже ее применяли, и слушает, как отдают приказы они. Если командир знает свое дело, то он будет знать, следуют ли они установленному порядку управления войсками и прислушиваются ли к урокам, извлеченным из собственного опыта. Планировать свою операцию и отдавать приказы так же подробно и точно, как если бы он сдавал свою первую проверку состояния боевой подготовки, и суровый судья дышал ему в затылок, - вот в чем должна заключаться цель. Голос опыта вполне может подсказать ему: «Никогда не переставай проверять. Проверяй все и всегда - оружие на чистоту, медиков на наличие медицинских средств, дозорных на бдительность, а полевой лагерь на санитарное состояние».
Многие молодые командиры во Вьетнаме думают, что если они захотят, то дело будет сделано. Мы редко встречали таких, кто должным образом проверял бы, исполняются ли его приказы. Процесс отдачи приказов состоит из трех основных элементов: (1) формулировка; (2) отдача; и (3) контроль. Все они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Успешный командир обратит внимание на все три элемента и убедится, что они находятся в равновесии, прежде чем сделать вывод, что его подразделение максимально подготовлено к предстоящим боевым действиям.
[1] Библейский персонаж, пятый по счету из судей израилевых; время деятельности - XI век до н.э.