В Израиле очень много стрессов. Особенно, если ты приехала из медленного и чопорного Петербурга. Даже если оставить в стороне регулярные (раз в два года) войны, постоянные теракты и безумную дороговизну жизни, которые я ставлю в одну линию не от того, что легкомысленно отношусь к ножам и пулям, а потому, что только о дороговизне могу хоть что-то говорить на основе личного опыта. И на том спасибо судьбе.
Сесть в автобус - стресс.
Все толкаются, категорически не желают проходить вглубь вагона и все одновременно тянут проездные к электронному компостеру. Так можно и остаться на остановке, глядя на свободные сиденья в салоне, если не использовать локти.
Ждать в любой очереди - стресс. Не потому, что долго или непонятно, куда и зачем стоишь, а потому, что вокруг тебя постоянный уровень децибел, превышающий любой грохот, знакомый по прежней жизни в мегаполисе. Просто все вокруг орут, постоянно.
Выспаться просто невозможно. Жизнь начинается непривычно рано, и в пять утра под окнами уже могут грузить мусорные баки с всеми признаками разрушения вавилонской башни: с грохотом и криками на разных языках. Если не будут орать мусорщики, помогут проснуться иерусалимские коты: наглые и вечно якобы голодные твари с лоснящейся шерстью.
Принять душ - стресс. Надо включить бойлер, рассчитать время нагрева воды в зависимости от количества людей, желающих помыться и, если дело происходит зимой, приготовить в ванной комнате парочку шерстяных свитеров.
Но в мире должна быть гармония - согласно закону сохранения массы, поэтому многих других, привычных мне с детства, поводов для беспокойства в Израиле просто нет.
Что надеть? Да какая разница. Наденешь платье ниже колена и чулки - подходят свататься, надеваешь шорты - обращаются на английском, залезешь с утра в брюки или леггинсы с какой-то рубашкой - вообще никто внимания не обратит. Если шпильки - значит, на свадьбу едешь в трамвае, если треккинговые ботинки - значит, до дома еще не доехала после выходных, если все остальное на плоское подошве - ну и славно.
Какой носишь размер? Кажется, не очень-то важно. Я всегда считала себя полноватой, нормальный такой женской комплекс с детства. На днях пришлось пойти к врачу и взвеситься. Доктор израильтянин внес мой рост и вес в компьютер, а я по привычке промямлила «ну да, есть немного лишнего, понимаю…». Надо было видеть его искреннее недоумение: Что? Лишний вес? Ты хорошо себя чувствуешь? Тогда какая разница, сколько ты весишь!!!
Прилично ли ночевать в гостях? А у незнакомых людей? Конечно, прилично. Страна маленькая, но бензин дорогой, так зачем куда-то ехать на ночь глядя? Даже если нет лишней кровати, то либо уложат к себе, либо на пол, и никто не будет напрягаться, что гостю неудобно.
И вообще, эти странные понятия «неудобно», «так не делают» и «что будет говорит княгиня Марья Алексевна?» исчезли из моей жизни. На днях возвращалась субботним вечером на автобусе в родной Иерусалим. Конец выходных, транспорт только начал работать, все маршруты переполнены. Междугородний автобус вроде бы не имеет право брать пассажиров свыше числа сидячих мест, но ему же нас всех жалко - солдатики, студенты... на работу, в военную часть, всем надо ехать. Залезаем.
Ехать долго, стоять сил нет, многие сразу садятся на пол. Меня укачивает, поэтому без колебаний я спрашиваю у арабской девушки, можно ли воспользоваться ее большим рюкзаком, что стоит в проходе. Конечно! Не думая ни минуты, я ложусь в проходе на спину, кладу голову на ее рюкзак, вытягиваю ноги до ближайшего пассажира и засыпаю.
Только дома я заметила, что на мне была в тот день белая рубашка. Белая, чистая рубашка. И даже юбка. И я просто легла на пол в автобусе, и не было у меня ни сомнений, ни тревог, ни мыслей - прилично ли так делать, останется ли рубашка белой…
Это свобода? Не уверена. Но эта легкость в движениях примиряет меня с шумными мусорщиками.