Гагра как монумент сталинизму в его прошлом и как социальный пунктир его будущего

Sep 04, 2016 05:00

С Гагры в начале ХХ века началась курортная история Абхазии. Российский и германский дворянин высшего порядка принц Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932) получил огромные откаты субсидии на устройство в Гаграх «климатической станции» - так, чтобы было лучше чем в Ницце. Неча по заграницам шарахаться! Это был комплекс санаториев для высшей российской аристократии, даже Николай II тут недолго отдыхал.
Принц Ольденбургский разбил здесь чудесный парк, построил несколько пансионатов и ныне действующий ресторан «Гагрипш».
После 1917 года, после победы бандитов-сталинистов над идеалистами-троцкистами, воцарившаяся шодла старательно имитировала царскую аристократию. В том числе в манере отдыха - только с быдляческой неуёмностью и кавказским размахом. Гагры превратились в способ вознаграждения за отречения от отцов, за доносы на друзей, за травлю сослуживцев. Побывать здесь в 1940-1950-е гг. значило продемонстрировать свою принадлежность к сообществу неподсудных небожителей. Тропическая атмосфера, сальная сталинская имперская архитектура, каменная память о сливках империи - всё это создавало ощущение земного рая - того самого, на который быдлокоммунисты променяли бесплодные мечты Плеханова, Ленина и Троцкого. Некоторые считают, что мода на курорты - дело сегодняшнее. Нет, как раз в советское время отпускная показуха стала способом самоутверждения и даже дальнейшей карьеры (в Гагры кого попало не пускают!). А сегодняшняя массовая движуха на курорты - уже подражание коммунякам, которые подражали имперской элите. Копия с копии - симулякр (оригинал утерян).
Вот это здесь и происходит. Российский саложирокомбинат, оккупировавший эти места напоминает то ли нашествие варваров на Римскую империю, то ли налёт саранчи на сады Семирамиды. Море отступило от набережной; сама набережная и вся санаторная инфраструктура в руинах; заросшие и загаженные аллеи парка принца Ольденбургского напоминают джунгли; самодовольные пузаны в купальных трусах и с пивом в татуированных руках сменили чахоточных интеллигентов в льняных пиджаках и с тросточками; орды купающихся обитают не в дворцеподобных ныне разрушенных пансионатах, а в ульеподобных хижинах предприимчивых абхазов, спустившихся ради этого с гор. Официальное население Гагры - порядка 10 000 чел., но в отпускное сезон численность увеличивается почти вдесятеро. Но о населении - после; сейчас -  о живописной разрухе. Своей живописностью разруха может соперничать с имперской вычурностью сталинской архитектуры.

Обо всё по порядку. Гагра выгодно отличается от прочих курортов Абхазии своими чудесными отрогами Кавказа, нависающими над морем. Город располагался на горах, пока деятельность русских курортологов и ирригаторов не позволила горцам и отдыхающим спуститься к морю:




Как это было:







Сам прынц:




Главная точка - быв. площадь Гагарина, нынешняя площадь Нарта:




(Пощему ни в одном городе России нет плащади Русских?..)




Руины недостроенного дворца молодёжи - единственное здание в Гагре, выбивавшееся бы из архитектурного имперского ансамбля:




Начну того, что символически являлось в советское время прививкой сухопутной империи к скоротечным реалиям приморских земель, - с железнодорожной станции Гагры. Точнее, с её развалин. Некоторые искусствоведы полагают, что абхазская железная дорога - самая красивая в мире. Не знаю, так ли это, но то, что она замечательно иллюстрирует кризис и нерушимость империи - очевидно:































Истинный индастриэл:













Тоннель снова в работе, пропуская российские поезда до Сухума:







Ещё одна ж/д станция в Гагре, сейчас не используется:










Гагринское водоснабжение:




Даже вентиляционная станция - шедевр сталинского ампира:




О благочестивые абхазы!




Вся суть Абхазии - в этом снимке:




Крепость Абаата (II в.):







От крепости доныне остались только камешки в основании стен. Сегоня стены окружают стильный ресторан. Заходя в крепость, сразу попадаешь вресторан - воистину,кавказский стиль достопримечательностей.

Церковь V в.:







Это не только старейший храм, виденный мной. Это ещё и образец современной неоправославной мифологии. Сам храм - типичный пример церковки для христианских «низов» римской армии: скромный, серый, функциональный.







Типичный приер грузинского христианского искусства (о да простят меня абхазы!):




А это уже византийщина:







"Аз есмь Альфа и Омега," - рече Спаситель. А посередине что, кто наполняет остальные буквы? Правильно, Церковь. Во главе с императором - наместником Бога на земле.




Вообще-то храм был посвящён Богоматери - говорят, что празднику Покрова, хотя это событие начали отмечать гораздо позже. В конце ХХ века, в наши дни кто-то ошибочно переименовал турецкого раннесредневекового епископа Ипатия Гангрского в «Ипатия Гагрского». И началось… Фантазия религиозно человека, являющаяся замещение реального мира, в котором жертва не смогла успешно устроиться, допридумывала всё остальное. Сперва церковь «переименовали» в память Ипатия «Гагрского». Священноначалие позже узнало о подмене, но ради уважения к вере и кошелькам туристов ничего менять не стали - русская икона Ипатия (уже Гангрского) встречает посетителей и молящихся, храм официально носит его имя, занесённое на все карты и во все реестры достопримечательностей.
Ипатий Га(н)грский. Славянские титлы спасают положение:




Дальше произошло самое интересное. В горах над Гагрой есть интересные пещеры. Какой-то предприимчивый церковник ухитрился их «передать в пользование» св. Ипатию - дескать, тут молился-постился-преставился (хотя на деле Ипатий не выезжал из своей родной Италии). И эта фикция уже является официальным топонимом, нанесённым на карты!
То-то я удивился, когда искал «пещеры св. Ипатия», и ни один из стариков, живших у подножия тех гор, не ведал про них. Одна 90-летняя бабка заявила: «80 лет живу тут: пещеры знаю, про пещеры святого Ипатия - впервые слышу!».



















Вот так и строится религия. Её главный двигатель - сам человек. Утомлённые совесть, память и самооценка сами подскажут выдумки, наиболее приемлемые в конкретной ситуации. Подлить к этому иезуитскую концепцию «лжи во имя спасения», всыпать стакан туманного блудословия каких-нибудь «святых отцов», добавить щепотку экстаза каких-нибудь юродивых местного розлива, протомить на медленном огне «освящённости веками» и подавать в сосуде, запечатанном акцизной маркой благорасположения официальных властей. И всё, религиозный фантазм готов - можно запускать его массовое производство (что в эру Интернета сделать запросто).
Так и строилось всё объёмное здание христианско-православной мифологии. Я семиотик, для меня «миф» - не «ложь». Миф - это установка, в которую верят и не критикуют. Миф - это то, что принимается большинством некритично. В основе любого мифа непременно присутствует зерно истины. Но в данный момент я обращаю внимание на толстую кожу выдумки, лжи, ошибок, правдоподобия и заблуждения, окружающую косточку правды. Когда трудно в чём-то разобраться, надо вернуться к началу. И старейшая виденная мной церковь помогла мне на трудном поприще саркастической христианопатии.
Хотя вообще-то это была пещера Крубера-Воронина, самая глубокая в мире. Но гораздо благочестивее направлять помыслы не к низу, а ввысь, как учил Авва Дорофей... ))

Ладно, вернёмся к общедоступной святости. Возле храма она представлена двумя святынями: пластиковой бочкой со святой водой и бюстом Ленина. Судя по всему, обе вещи реально бессмертны:







Кусочек принцева замка или санатория:




Сама Гагра. Первое фото - специально для сахалинцев:










Сюда причаливает морской транспорт из Сочи:




Гагринский пляж:







Ещё замок принца, вид с причала (объект зависти для новорусской клептократии):

























Парк принца Ольденбургского:




Когда-то море облизывало эту набережную:




Потом море и аристократия отступили, наступла охлократия, затем - клептократия. И россиянский саложирокомбинат прогресает свой целлюлит на том месте, где было море. Символично...










Зооуголок. Расчёт на киндероцентризм современной публики парка оказывается выгоднее, чем верность историческому предназначению этого когда-то одухотворённого ландшафта:



















Вот оно, вот оно:































Шикарные руины изысканных кабинок для переодевания:







Руины парка соперничают по стильности разрухи с растительностью, старающейся вернуть сквер в первобытное состояние:







Сегодняшний график дел:







Культурная программа:




«Визитная карточка» Гагры - Колоннада, около которой происходили решающие действия в триллере «Зимний вечер в Гаграх». Колоннада - сплав кавказского стиля и ампира, один из самых удачных:
















Дальше следуют виды разных уголков Гагры, отражающих разные эпохи, разные степени разрухи:




Театр:
















Недостроеный гигантский туристический центр:










Просто улица:



















Осколки прошлого, совкового стиля:










Эвкалипты - моя самая большая любовь в Абхазии. Этим чудо-деревом, которым купец Игумнов создал нынешнее государство «Абхазия», в Гагре обсажена главная (и в общем-то единственная) улица. Невыразимый аромат до середины лета встречает пешеходов, замедляет их шаг, путает мысли…










Абхазия также славилась вычурностью и неповтормостью своих автобусных остановок:







Особая гордость Гагры - руины советских санаториев. В них можно с любовью наблюдать, как природа возвращает себе своё, обращая в ничто тщету человеческого ума:











































Кусочек современности. Должны же и богачи где-то жить!













А это уже из 1980-х:




Завершу фотографией типичной гагринской окраины. Сюда я попал, как только приехал впервые в непризнанную республику. В этом фото - вся суть абхазской ментальности (sapienti sat!):




Несомненно, критичный читатель, я не отразил очень многих сторон гагринской действительности. Мне это стоило труда: я ведь очеркист, а очеркист всегда принципиально поверхностен, однобок и субъективен. Поэтому фото и комментарии подобраны так, чтобы никоим образом не создать в твоём уме цельную и достоверную картину города-курорта, реальной столицы гордой горной страны. Всё здесь прерывисто, легкомысленно и непонятно. Зачем же тогда этот очерк был написан? Естественно, только для одной цели - для моей самореализации как очеркиста.

Не приезжайте в Гагру и в Абхазию: здесь всё дорого, неудобно, примитивно, претенциозно, а дети беспрерывно дрищут. Море отличное, но пограничники скоро будут впускать, замеряя штангенциркулем толщину твоего кошелька. А абхазы никогда не будут говорить тебе «пожалуйста», всем своим видом стараясь показать, что ты для них - не клиент, а незваный гость.
Но если тебе охота пошлёпать в кроксах по бывшим аллеям аристократического парка, окунуть в голубые и тёплые воды целлюлитную задницу, опрометчиво подчёркнутую стрингами, сожрать в шашлы́чке сомнительную форель под визги местного шансона (русскоязычного!), запив её ещё более сомнительным винным напитком, пожить в комнатушке, возможно, отобранной нынешним хозяином у нехорошего грузина, стремительно и бессмысленно объехать все экскурсионные маршруты - тогда Абхазия воистину для тебя. А Гагра - сердцевина и средоточие именно такой Абхазии - приятной и понятной современному потребителю.

Колхида, СССР, Абхазия, Мордор, Северное причерноморье, храмы Абхазии, православные храмы, российские туристы, Апсны, постсоветское пространство, сталинизм, путевые заметки, Чёрное море, пляжи Абхазии, скептицизм, выпендрёж как образ жизни, россияне на отдыхе, Гагрский район, религия как сублимация, сталинское барокко, христианские храмы, принц Ольденбургский, Абхазская железная дорога, кросс-культурные исследования, Кавказ, сахалинские культурологи, Золотое руно, неоправославное мифотворчество, пещеры, руины, путешествия, Братья Забадай, сталинский ампир, непризнанная республика, Гагра, тоннели

Previous post Next post
Up