Новый Афон никак не хотел пускать нас к себе. Трижды мы пытались, но не смогли: болели дети, резко портилась погода. В конце концов мы решились и поехали, несмотря на единственный дождливый и ветреный день. Если бы поехали назавтра, таким был бы день завтрашний. Не хотел центр кавказской духовности допускать до себя скептиков и агностиков.
Город Новый Афон
Новый Афон - небольшой городок в часе езды от Пицунды. Место наименее облюбовано туристами для проживания, хотя там имеется наибольшее число достопримечательностей и вполне неплохой пляж.
В древности именно здесь была Анакопи́я - столица Абхазского царства с одной из самых высокогорных крепостей в мире. (Потому римляне и не стали её завоёвывать, а создали свой форпост - Пицунду.)
В 1874 году русские монахи из Пантелеймонова монастыря с греческой горы Афон решили создать филиал своей обители в этих местах. Это официальная история. В действительности, греческий Афонский Пантелеймонов монастырь был чем-то вроде пансионата для престарелой российской аристократии XIX века. Но к концу столетия греческий Афон заполонили простолюдины со своими примитивными исканиями духовности - им нужны были многочасовые службы и запутанные ритуалы, а не вдохновенные и высокохудожественные проповеди и прогулки по аллеям с размышлениями о своих грехах. Потому староафонские монахи-аристократы решили создать себе ранчо на абхазском берегу Чёрного моря.
Они прибыли сюда с деньгами, много вложили и представили хорошую картину приехавшему сюда в 1888 году Александру III. «Русский царь», создававший новые, ультраконсервативные основания для своей «тюрьмы народов» был впечатлён размахом тогдашней «стройки века» и сам неплохо вложился в богоугодное предприятие. Это было сигналом «дают откаты!» для тогдашней буржуазии, хлынувшей впоследствии в дикую Абхазию и сделавшей из неё курорт.
Монахи-аристократы стремились сделать Новый Афон приятным для своих утончённых молитвенных созерцаний. Они, конечно, монахи, но не биться же бывшей княгине Волконской лбом об пол в едином молитвенном порыве с потными бывшими крепостными в душном храме. Этим монахам нужны были озёра и аллеи, чтобы размышлять о своих юношеских грешках с поручиками и балеринами.
Вот пруд с лебедями:
Вот и советчина примазалась:
Руины Нового Афона - наверное, самые живописные:
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь
Новоафонский монастырь - особый случай. Прежде всего, он приватизировал древнюю христианскую святыню - место жизни и смерти апостола Симона Кананита. Того самого, на свадьбе которого Исус Христос превратил воду в вино. Он был как враждебный элемент впоследствии сослан римскими властями в эти места, где прожил два года до своей кончины.
После прихода советской власти в эти места, монастырь, естественно, отобрали у попов и превратили в клуб. С 1994 года новоиспечённая Абхазская православная церковь вновь получила монастырь в свои немногочисленные руки.
Об Абхазской православной церкви стоит сказать особо. После грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. абхазское духовенство отказалось подчинять грузинскому патриарху и провозгласило собственную церковь. Эту церковь никто не признал в православном мире, кроме, разумеется, Русской православной церкви Московского патриархата и её сателлитов. Примечательно, что в этой церкви, как у староверов, нет епископата, и священников втихую рукополагают в РПЦ МП.
В 2011 г. «ради искоренения раскола» братия Новоафонский монастыря (главной житницы абхазского православия) в лице двух священников и кучки прихожан откололась уже от Абхазской православной церкви и присовокупилась к Константинопольскому патриархату (Стамбул, Турция). Так что получился раскол внутри раскола. Заботливые российские батюшки, узнав, что их паства намеревается посетить «Страну души», предостерегает от участия в таинствах и обрядах на территории этого монастыря. Однако обилие загорелых молящихся в Новом Афоне показывает тщетность усилий пастырей, ради государственного блага учащих: «раскол - хуже ереси».
Дорога к монастырю:
Всё для народа (ударение на "всё"):
Колоколенные часы подарены Александром Третьим:
Это вам не Троице-Сергиева лавра! Здешние монахи живут небогато (все пятеро):
Расписывали собор мастера знаменитого села Палех Владимирской губернии. Из-за хорошего климата фрески сохранились почти в первоначальном состоянии:
Загорелые и отмассажированные длани умело ставят свечки:
Очередь к иконе св. Пантелеймона обусловлена, наверное, эпидемией кишечной палочки. Примечательно, что среди молящихся почти нет абхазов - им чача позволяет не заражаться.
Символический пример того, как православие превращает мужиков в женщин. В православном государстве один мужик - государь! Остальные все бабы еси:
Просветлённые взоры:
Вокруг монастыря:
Храм Симона Кананита
Живописно руинированная дорога ведёт к подножию Иверской горы, на которой располагается Новоафонский монастырь. Наверху - развалины знаменитой Анакопии.
Это Царская аллея:
Прибыв сюда морем, «царь-мужик» Александр III не захотел долго подниматься серпантинной тропой и взбежал прямо по холму. В благодарность за этот героический поступок государя (а также за все его дары и льготы монастырю) монахи обсадили это место кипарисами и обозвали аллеей.
Храм Симона Кананита был построен в IХ веке:
Типичный ранневизантийский храм, отражающий своими формами память о воинском духе ранних христиан - ещё не оскотинившихся на государевой службе и не выродившихся в патриотов
Под храмом захоронены мощи Симона Кананита, но не под алтарём, как обычно, а где-то сбоку. Говорят, специально - чтобы вандалы и антихристиане не смогли отыскать. Место захоонения апостола вообще долгие годы было тайной. Дохристианский Рим тщательно искоренял предметы культа всех альтернативных идеологий, в особенности плебейских. Пока Константин ни придумал свой вечно актуальный византийский проект.
Многими хвалимый Музей Абхазского царства:
Рядышком расположена Псырцхинская гидроэлектростанция (1919) - одна из старейших в России:
Вот только ни проводов, ни подстанций не видать...
Место, где был прикован Прометей:
Сейча оковы массово напяливают на себя желающие сфотографироваться - почти исключительно женщины. Мужикам достаточно семейной жизни...
Форель:
Псырцха
Платформа Псырцха Абхазской железной дороги:
Красивейшая из всех станций Абхазии. Некоторые полагают, что и самая красивая в мире. Была построена - примечательно - в 1944 году, во время Войны.
Это уже не сталинский ампир - это сталинское барокко, один из лучших его образцов:
Ещё один интересный символ, сочленяющий сталинщину с византийщиной:
Эхо войны:
У Симона Кананита
Вход в Псырцхинское ущелье, где находятся пещера и место смерти апостола Симона Кананита:
Вход официально платный, не как в храмах:
Красочный лесопарк:
Наскальный след стопы апостола Симона - одна из величайших христианских святынь Кавказа:
Тут же была соружена гидроэлектростанция со святой водой и святым электричеством:
Лобное место - здесь апостол Симон Кананит был казнён римскими (дохристианскими) властями:
Камни в реке слегка красноватые - верующие говорят, что это несмываемые отпечатки крови апостола. Если поверить, вообще все камни станут красными. Химической экспертизы не предполагается:
Подъём к пещере апостола Симона:
Лжепещера:
Она образовалась относительно недавно, но предприимчивые абхазы и в ней продают свечки. И в прошлый приезд именно в ней проникался атмосферой «апостольских мест», пока случайно не обнаружил подъём в настоящую пещеру. Тех, кто продаёт свечки, тоже можно понять: не все в силах залезть в верхний храм, а прикоснуться к благодати охота всем. "По вере вашей да будет вам!"
Настоящий грот Симона Кананита:
Место было обустроено монахами Новоафонского монастыря, превратившими каменный мешок во вполне презентабельную церковку.
Благочестивая фотосессия:
Сам апостол был более скромным и аскетичным - лазал через эту дыру в потолке по верёвке:
Всё - как положено в православных храмах:
Не угасает курортная молитва:
Советский ход вовне, подальше от святынь "старого мира":
Ну ооочень ёмкие руины:
Абхазам никто не пишет:
Анакопия
На соседней горе находятся руины Анакопийской крепости - символа и средства абхазской независимости:
Вот почему никто не мог взять крепость даже измором:
Развалины христианского храма. Частично восстановлено - на современный лад:
Останки древнехристианской культуры:
Эта глава была почти без комментариев - фото говорили сами за себя. Римляне вынуждены были основать Пицунду, чтобы постепено подчинить себе Абхазию. Ибо эта горная толица была неприступна. А ещё римляне использовали замечательную стратегию завоевания, оправдавшую себя и продемонстрированную здесь, - христианство.
Новоафонская пещера
Новоафонская пещера была открыта в 1961 году спелеологом Гиви Смыром, а уже несколько лет спустя была открыта для туристов. Этакие «адские красоты» - нейтрализация рядом расположенных руин монастыря. Сделано всё было стильно, даже многие заборы города украшают логотипы пещеры:
Сказочный вестибюль:
В пещеру туристов везёт специальный поезд - один из самых маленьких в мире:
Граждане спускаются, не оставляя наджежд на возвращение (как в вообще в абхазском отпуске):
Неприличные сталактиты и ещё более непристойные сталагмиты:
Примечательно, что Гиви Смыр до сих является главой всего этого музея, а у большинства жителей этой горы фамилия Смыр. Какие-то кавказские социальные экзерсисы, неведомые нам.
Заключение
Часовня, построенная на месте прибытия Александра Третьего:
Именно в Новом Афоне, наблюдая, как загорелые дамочки, прикрыв платками свой пирсинг и татуировки, старательно ставили свечки, писали поминальные записки, вдохновенно крестились и молились. Их спутники, большей частью обёрнутые юбками (что символично!), ненадолго выпущенные из-под каблука, с нейтральным интересом разглядывали фрески и иконы. Есть глубочайшая связь между осёдлостью, матриархатом, государственной религией (в нашем случае - православием) и ментальной кастрацией мужчин. Православие - как женственная религия - вообще особо удобно для превращения мужчин в бесполых государевых рабов. В православном государстве один мужик - царь-батюшка. Эти мысли я не буду подробно развивать здесь, читатель, я оскверню ими твою голову их другого источника.
И я убыл бы из Нового Афона только с этими мыслями, если бы они ни были частично нейтрализованы прекрасным памятником племенного мужества - Анакопией. И пустопорожней советской дырой в земле - Новоафонской пещерой, несущей никакое эстетическое содержание. Целых три модели духовности. Целых три уицраора!
Какие уицраоры правят этими местами?
Мы есть тот, кто нас ест.