Новый Афон как ex-духовный центр Кавказа, или Черноморское ранчо для монахов из благородных семей

Sep 04, 2016 23:59


Новый Афон никак не хотел пускать нас к себе. Трижды мы пытались, но не смогли: болели дети, резко портилась погода. В конце концов мы решились и поехали, несмотря на единственный дождливый и ветреный день. Если бы поехали назавтра, таким был бы день завтрашний. Не хотел центр кавказской духовности допускать до себя скептиков и агностиков.

Город Новый Афон

Новый Афон - небольшой городок в часе езды от Пицунды. Место наименее облюбовано туристами для проживания, хотя там имеется наибольшее число достопримечательностей и вполне неплохой пляж.

В древности именно здесь была Анакопи́я - столица Абхазского царства с одной из самых высокогорных крепостей в мире. (Потому римляне и не стали её завоёвывать, а создали свой форпост - Пицунду.)

В 1874 году русские монахи из Пантелеймонова монастыря с греческой горы Афон решили создать филиал своей обители в этих местах. Это официальная история. В действительности, греческий Афонский Пантелеймонов монастырь был чем-то вроде пансионата для престарелой российской аристократии XIX века. Но к концу столетия греческий Афон заполонили простолюдины со своими примитивными исканиями духовности - им нужны были многочасовые службы и запутанные ритуалы, а не вдохновенные и высокохудожественные проповеди и прогулки по аллеям с размышлениями о своих грехах. Потому староафонские монахи-аристократы решили создать себе ранчо на абхазском берегу Чёрного моря.

Они прибыли сюда с деньгами, много вложили и представили хорошую картину приехавшему сюда в 1888 году Александру III. «Русский царь», создававший новые, ультраконсервативные основания для своей «тюрьмы народов» был впечатлён размахом тогдашней «стройки века» и сам неплохо вложился в богоугодное предприятие. Это было сигналом «дают откаты!» для тогдашней буржуазии, хлынувшей впоследствии в дикую Абхазию и сделавшей из неё курорт.







Монахи-аристократы стремились сделать Новый Афон приятным для своих утончённых молитвенных созерцаний. Они, конечно, монахи, но не биться же бывшей княгине Волконской лбом об пол в едином молитвенном порыве с потными бывшими крепостными в душном храме. Этим монахам нужны были озёра и аллеи, чтобы размышлять о своих юношеских грешках с поручиками и балеринами.
Вот пруд с лебедями:













Вот и советчина примазалась:




Руины Нового Афона - наверное, самые живописные:







Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь

Новоафонский монастырь - особый случай. Прежде всего, он приватизировал древнюю христианскую святыню - место жизни и смерти апостола Симона Кананита. Того самого, на свадьбе которого Исус Христос превратил воду в вино. Он был как враждебный элемент впоследствии сослан римскими властями в эти места, где прожил два года до своей кончины.

После прихода советской власти в эти места, монастырь, естественно, отобрали у попов и превратили в клуб. С 1994 года новоиспечённая Абхазская православная церковь вновь получила монастырь в свои немногочисленные руки.

Об Абхазской православной церкви стоит сказать особо. После грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. абхазское духовенство отказалось подчинять грузинскому патриарху и провозгласило собственную церковь. Эту церковь никто не признал в православном мире, кроме, разумеется, Русской православной церкви Московского патриархата и её сателлитов. Примечательно, что в этой церкви, как у староверов, нет епископата, и священников втихую рукополагают в РПЦ МП.

В 2011 г. «ради искоренения раскола» братия Новоафонский монастыря (главной житницы абхазского православия) в лице двух священников и кучки прихожан откололась уже от Абхазской православной церкви и присовокупилась к Константинопольскому патриархату (Стамбул, Турция). Так что получился раскол внутри раскола. Заботливые российские батюшки, узнав, что их паства намеревается посетить «Страну души», предостерегает от участия в таинствах и обрядах на территории этого монастыря. Однако обилие загорелых молящихся в Новом Афоне показывает тщетность усилий пастырей, ради государственного блага учащих: «раскол - хуже ереси».

Дорога к монастырю:













Всё для народа (ударение на "всё"):






















Колоколенные часы подарены Александром Третьим:







Это вам не Троице-Сергиева лавра! Здешние монахи живут небогато (все пятеро):










Расписывали собор мастера знаменитого села Палех Владимирской губернии. Из-за хорошего климата фрески сохранились почти в первоначальном состоянии:










Загорелые и отмассажированные длани умело ставят свечки:

























Очередь к иконе св. Пантелеймона обусловлена, наверное, эпидемией кишечной палочки. Примечательно, что среди молящихся почти нет абхазов - им чача позволяет не заражаться.




Символический пример того, как православие превращает мужиков в женщин. В православном государстве один мужик - государь! Остальные все бабы еси:













Просветлённые взоры:










Вокруг монастыря:










Храм Симона Кананита

Живописно руинированная дорога ведёт к подножию Иверской горы, на которой располагается Новоафонский монастырь. Наверху - развалины знаменитой Анакопии.

Это Царская аллея:



Прибыв сюда морем, «царь-мужик» Александр III не захотел долго подниматься серпантинной тропой и взбежал прямо по холму. В благодарность за этот героический поступок государя (а также за все его дары и льготы монастырю) монахи обсадили это место кипарисами и обозвали аллеей.

Храм Симона Кананита был построен в IХ веке:







Типичный ранневизантийский храм, отражающий своими формами память о воинском духе ранних христиан - ещё не оскотинившихся на государевой службе и не выродившихся в патриотов
Под храмом захоронены мощи Симона Кананита, но не под алтарём, как обычно, а где-то сбоку. Говорят, специально - чтобы вандалы и антихристиане не смогли отыскать. Место захоонения апостола вообще долгие годы было тайной. Дохристианский Рим тщательно искоренял предметы культа всех альтернативных идеологий, в особенности плебейских. Пока Константин ни придумал свой вечно актуальный византийский проект.







Многими хвалимый Музей Абхазского царства:




Рядышком расположена Псырцхинская гидроэлектростанция (1919) - одна из старейших в России:







Вот только ни проводов, ни подстанций не видать...













Место, где был прикован Прометей:




Сейча оковы массово напяливают на себя желающие сфотографироваться - почти исключительно женщины. Мужикам достаточно семейной жизни...







Форель:




Псырцха

Платформа Псырцха Абхазской железной дороги:




Красивейшая из всех станций Абхазии. Некоторые полагают, что и самая красивая в мире. Была построена - примечательно - в 1944 году, во время Войны.




Это уже не сталинский ампир - это сталинское барокко, один из лучших его образцов:







Ещё один интересный символ, сочленяющий сталинщину с византийщиной:







Эхо войны:

























У Симона Кананита

Вход в Псырцхинское ущелье, где находятся пещера и место смерти апостола Симона Кананита:




Вход официально платный, не как в храмах:










Красочный лесопарк:







Наскальный след стопы апостола Симона - одна из величайших христианских святынь Кавказа:







Тут же была соружена гидроэлектростанция со святой водой и святым электричеством:
















Лобное место - здесь апостол Симон Кананит был казнён римскими (дохристианскими) властями:




Камни в реке слегка красноватые - верующие говорят, что это несмываемые отпечатки крови апостола. Если поверить, вообще все камни станут красными. Химической экспертизы не предполагается:




Подъём к пещере апостола Симона:




Лжепещера:




Она образовалась относительно недавно, но предприимчивые абхазы и в ней продают свечки. И в прошлый приезд именно в ней проникался атмосферой «апостольских мест», пока случайно не обнаружил подъём в настоящую пещеру. Тех, кто продаёт свечки, тоже можно понять: не все в силах залезть в верхний храм, а прикоснуться к благодати охота всем. "По вере вашей да будет вам!"

Настоящий грот Симона Кананита:







Место было обустроено монахами Новоафонского монастыря, превратившими каменный мешок во вполне презентабельную церковку.







Благочестивая фотосессия:










Сам апостол был более скромным и аскетичным - лазал через эту дыру в потолке по верёвке:




Всё - как положено в православных храмах:




Не угасает курортная молитва:







Советский ход вовне, подальше от святынь "старого мира":













Ну ооочень ёмкие руины:







Абхазам никто не пишет:




Анакопия

На соседней горе находятся руины Анакопийской крепости - символа и средства абхазской независимости:











































Вот почему никто не мог взять крепость даже измором:



















Развалины христианского храма. Частично восстановлено - на современный лад:










Останки древнехристианской культуры:


































Эта глава была почти без комментариев - фото говорили сами за себя. Римляне вынуждены были основать Пицунду, чтобы постепено подчинить себе Абхазию. Ибо эта горная толица была неприступна. А ещё римляне использовали замечательную стратегию завоевания, оправдавшую себя и продемонстрированную здесь, - христианство.

Новоафонская пещера



Новоафонская пещера была открыта в 1961 году спелеологом Гиви Смыром, а уже несколько лет спустя была открыта для туристов. Этакие «адские красоты» - нейтрализация рядом расположенных руин монастыря. Сделано всё было стильно, даже многие заборы города украшают логотипы пещеры:




Сказочный вестибюль:







В пещеру туристов везёт специальный поезд - один из самых маленьких в мире:




Граждане спускаются, не оставляя наджежд на возвращение (как в вообще в абхазском отпуске):




Неприличные сталактиты и ещё более непристойные сталагмиты:
















Примечательно, что Гиви Смыр до сих является главой всего этого музея, а у большинства жителей этой горы фамилия Смыр. Какие-то кавказские социальные экзерсисы, неведомые нам.

Заключение



Часовня, построенная на месте прибытия Александра Третьего:










Именно в Новом Афоне, наблюдая, как загорелые дамочки, прикрыв платками свой пирсинг и татуировки, старательно ставили свечки, писали поминальные записки, вдохновенно крестились и молились. Их спутники, большей частью обёрнутые юбками (что символично!), ненадолго выпущенные из-под каблука, с нейтральным интересом разглядывали фрески и иконы. Есть глубочайшая связь между осёдлостью, матриархатом, государственной религией (в нашем случае - православием) и ментальной кастрацией мужчин. Православие - как женственная религия - вообще особо удобно для превращения мужчин в бесполых государевых рабов. В православном государстве один мужик - царь-батюшка. Эти мысли я не буду подробно развивать здесь, читатель, я оскверню ими твою голову их другого источника.
И я убыл бы из Нового Афона только с этими мыслями, если бы они ни были частично нейтрализованы прекрасным памятником племенного мужества - Анакопией. И пустопорожней советской дырой в земле - Новоафонской пещерой, несущей никакое эстетическое содержание. Целых три модели духовности. Целых три уицраора!
Какие уицраоры правят этими местами?
Мы есть тот, кто нас ест.


Симон Кананит, Колхида, Абхазская православная церковь, горы Абхазии, Абхазия, Северное причерноморье, храмы Абхазии, православные храмы, российские туристы, Новоафонская пещера, Псырцха, Апсны, путевые заметки, Чёрное море, скептицизм, Новоафонский монастырь, россияне на отдыхе, христианские храмы, сталинское барокко, религия как сублимация, Абхазская железная дорога, Анакопия, кросс-культурные исследования, Кавказ, Золотое руно, сахалинские культурологи, пещеры, руины, путешествия, Братья Забадай, уицраоры, туризм, непризнанная республика, Новый Афон

Previous post Next post
Up