Сегодняшний очерк - краткий, конкретный и беспримерно тактичный; очерк посвящён наиболее важным пицундским достопримечательностям. Первой из них является Патриарший собор Х века во имя апостола Андрея Первозванного:
Собор был построен на римской укреплённой территории, здесь можно видеть останки ограды и акведука (в отличие от нас, римляне никогда не пили воду из колодцев):
Когда римляне прибыли к берегам легендарной Колхиды, мня себя повторителями дела легендарных аргонавтов, они увидели крепость Анакопия (ныне Новый Афон). Это была одна из самых высокогорных крепостей своей эпохи. Римляне посмотрели и сказали: "Да ну, лезть туда, погибать!.." Они ведь отличались чрезвычайной прагматичностью. Поэтому они завоевали понравившийся им Питиунт (Пицунду) и создали там свой форт, чтобы за столетие тихой сапой подчинить себе шумных горцев. А когда официальной идеологией было назначего христианство, все удалённые римские крепости стали рассылать миссионерский десант, чтобы растлевать национальные формы духовности и прививать имперские ценности (одной их которых является государственное христианство).
Поэтому Патриарший собор является частью ансамбля римского укрепрайона и имел для колонизации этих мест примерно такое же значение, как и фортификация. Римляне хорошо понимали: завоевание народа начинается с его головы и сердца. Поэтому фигуры типа Кирилла и Мефодия или Нины Грузинской более важны для строительства империи, чем деяния воевод.
Собор построен гораздо позже, но на его территории сохранились древнейшие абхазские церкви, мы их посмотрим. Символически собор уже никого не собирался завоёвывать ментально - "всё уже украдено до нас". Это триумфальное сооружение, оно словно припечатывает римскую власть и культуру к этим местам.
Собор был построен в Х веке абхазским царём Багратом III, потом неоднократно обновлялся благочестивыми властителями, замаливающими грехи, и разрушался турками, замаливающими свои рехи иными способами:
Долгое время собор был центром всего абхазского православия: здесь возводили в сан католикоса-патриарха и проводили церковные и гражданские собрания. Это был нерв, через который от Константинополя передавалась имперская воля в эту удалённую части Византии.
Построен собор с соблюдением особой техники чередования камня и кирпича, в стены вмурованы глиняные сосуда для повышения акустических качеств. Поэтому в советское время именно здесь был установлен орган (1975), брат-близнец одного из самых известных органов Германии (то ли Лейпциг, то ли Дрезден).
С тех пор здесь концертный зал, один из самых знаменитых на Кавказе:
Слева - останки древней колокольни типично римской архитектуры (с колоннами):
Останки замковой стены и акведука:
Здесь была одна из первых в Абхазии христианских церквей - рядом с римскими военными укреплениями:
Поскольку службы в соборе не проводятся, для сбора денежек с российских религиозно упоротых туристов за собором недавно примострячили часовенку со свечками, иконами-разукрашками, и всё как положено:
Примечательно, что почти все прихожане (как и в Гагре) - россияне-туристы. Абхазы - один из самых светских народов: религия в их повседневной жизни не играет почти никакой роли. Хотя формально они все православные, даже создали свою собственную церковь, отлупившись от грузинского патриархата.
С другой стороны, интересен факт, что русские всегда возводили и возводят культовые сооружения в местах своего отдыха. В XIX веке аристократия и богема отстроили для себя храм в Ницце, сегодняшние мажоры - церковку в Паттайе. И здешние храмы (включая Новоафонский монастырь) переполнены загорелыми молящимися. Видимо, есть какая-то взаимосвязь между пляжным отдыхом северян и усилением духовной жизни...
Уникальная стоительная технология, строили лучшие византийские зодчие:
Сегодня в алтаре служат каким-то другим богам:
Абхаские новоиспечённые власти сейчас пытаются перенести куда-то орган из собора, так как абхазская микроцерковь скандалит с местной филармонией. Даже реставрационные работы были свёрнуты, так как стали ухудшаться акустические свойства здания.
Так что восстановленных фресок мало, очищенных старых - ещё меньше:
Настоящий орган, один из самый авторитетных в мире музыки:
Уцелевшие древние фрески:
Небольшая церковь-усыпальница внутри собора:
На фреске апостола Петра выкарябаны глаза:
Кто это сделал - современные нигилисты или ненавидящие всякие изображения турки - мне так и не объяснили. Не только здесь но и везде изображения людей изуродованы таким образом. Фресок в соборе мало: почти все они были погребены под штукатуркой.
Пицундский музей:
Расположенный на соборной территории музей удивляет своей нищетой. Как мне рассказал смотритель, накануне грузино-абхазского конфликта чуткие грузинские музееначальники успели отправить в Тбилиси целый эшелон ценностей. Остались только крошки. Но мне нравятся стенные росписи - они отлично демонстрируют глубинную цивилизационную взаимосвязь древних греков и абхазов. Очень похоже на иллюстрации к «Илиаде» и «Одиссее», по которым я впервые знакомился с ментальностью древнего мира.
Вот как началась "цивилизация" этих мест:
Руины вышеописанной римской крепости:
Развалины древнеримской крепости христианского периода, поэтому на территории были аж два храма: для военной аристократии и для плебейских рядовых. Если Патриарший собор был здесь византийским нервом, то это место - главным мускулом Восточного Рима в отдалённой своей колонии:
Вот и всё, читатель. Этой небольшой фотозарисовкой я хотел отвлечь тебя от пляжей, сосен и руин советского шика, показать в Пицунде нечто более примечательное, чем курорт.
А тема на которой я остановлюсь сейчас, которую продолжу в следующих репортажах и над которой предложу тебе поразмыслить, читатель: почему у российских туристов на отдыхе вдруг начинают быть востребованы церкви и прочие атрибуты культа?