21 Август 2012 @ 08:40
Раз уж вспомнилось «одиночество» Ильина, стали вспоминаться к нему всякие рифмы.
Что такое это одиночество?
Перефразируя Ильина на научный манер, можно сказать: «Человек человеку черный ящик».
.......................
Мы не знаем и никогда не узнаем, ЧТО ИМЕННО происходит в ощущениях другого.
Черный ящик - мы засовываем в него какую-то вещь - внутри ящика что-то присходит - и вылезает эта вещь с другой стороны несколько видоизмененная. По тому, как видоизменилась вещь, мы судим об устройстве ящика, о процессах внутри него.
Если засунули сырое, а вынули жареное, значит там нагреватели. Если засунули целое, а вынули разрезанное, значит там нож. Но это всегда предположения, гипотезы, которые невозможно стопроцентно подтвердить. Часто объяснить изменения можно несколькими разными способами и приходится выбирать из них один.
При этом обращаются к Оккаму, но это не более чем традиция.
................................
Принцип черного ящика внедряется в любое наше познание. В научное познание мира. В религиозное познание Бога. В наше знание людей.
По проявлениям мы пытаемся судить о сути. Иных вариантов не имеем.
Но нужно всегда помнить, что этот метод не даёт окончательного знания истины - только предположения и надежды.
……………..
Что касается общения людей…
По словам, мимике, жестам мы судим о чувствах другого перенося на него свои чувства.
Но, хотя мимика может быть сходной, внутреннее чувство может сильно отличаться.
И выходит, я общаюсь не со своей женой, не с детьми, не с родителями и друзьями, а со своими проекциями. Ими я окружил себя.
Это и есть то ужасное одиночество, о котором говорит Ильин. Я не могу радоваться твою радость, горевать твоё горе, верить твою веру. Я даже не смогу никогда узнать насколько похожи твои радость, горе и вера на мои. И похожи ли.
........................
Картина с сельских похорон:
Убитая горем вдова голосит по покойнику. Рвет на себе волосы - лицо распухло от слез. Вдруг перестает голосить и вполголоса обращается к рядом стоящим: «А Колька ужо приехал? Ага. Колбасы побольше порежьте. И ишо Вальку с хутора позовите. Усё» И снова в голос: «Ааа-ааа куды ж ты соколик мой…»
Думал - вот не скажи она про колбасу - что бы мы знали о её горе.
Ну вот сказала - теперь знаем?
..............................................
А сравни это горе с горем Авеля Аравидзе из «Покаяния» - те же причитания по сыну и по себе… Выглядит страшно… но вдруг режиссер просто упустил реплику про колбасу…
И сравню простое «рабочее» горе деревенской вдовы с изощренным самокопанием самовыворачиванием и саморасцарапыванием Толстовских и Достоевских героев-героинь.
Там вроде как колбаса никак не уместна…
......................
Вот у нас много моделей чувств и их проявлений.
Разные чувства при сходных эмоциях.
Сходные чувства при разных эмоциях.
И всё это на фоне полного непонимания, что же такое ЧУЖОЕ чувство.
……………………
………..
Еще о проекциях:
Почему мы умиляемся детским фразам?
Потому что невольно вкладываем их в свои уста.
И я, говорящий такое, представляюсь себе наивным или шутливым. Он же, ребенок, произнося смешное, абсолютно серьезен.
Далеко не всегда мы можем даже примерно понять эмоции в диалоге детей.
Почему же думаем, что понимаем взрослых?
……………….
……………………………
Может ли существовать какое-то иное Понимание душ? На уровне мистики…
И что тогда вообще «понимание», «взаимопонимание», «связь»?
Что это, КРОМЕ общения с собственными проекциями?
..................
Что такое общение с Богом? Уж тут-то с одной стороны простор для проекций и антропоморфизмов. С другой стороны - их очевидная никчёмность.
…………………
…………..