"Бывает, страх увидеть бездну сильней, чем страх в неё шагнуть"

Sep 13, 2020 10:26


21 Август 2012 @ 08:50

Или

"Вопросы, которые отрадно забывать"

…….

Снова то же и того же:
«Мы обречены на вечное одиночество. О нем отрадно забывать, но необходимо помнить».

............

Есть много «проклятых» вопросов, о которых отрадно забывать.

О которых принято забывать.

...........

Тут нужно растечься мысию по древу на тему т. н. «простецов».

В православной среде частенько можно встретить такую махинацию.

Идет разговор на трудную тему. Да на тему той же самой эволюции-неэволюции.

Приводятся аргументы из области библеистики, из области святоотеческих учений, из области естественных наук, из области логики… Причем аргументируют оба.

В какой-то момент один из спорщиков начинает сдавать позиции. И тогда он говорит ЭТО:

«Ты, вот всё мудрствуешь, надо быть проще.

Это всё мудрование от лукавого. Я вот прочитал в простоте одну книжку (послушал в простоте одного батюшку)…

Пословица вот народная - Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Тут попытаешься было спросить, а кто автор пословицы-то? И все ли пословицы нужно делать своим духовным ориентиром? И отчего термин «мудрование» применяется с таким негативным оттенком? И почему этот батюшка (книжка), а не другой должны быть авторитетом?

На это натыкается на безупречное: «Вот опять ты мудрствуешь-лукавствуешь…»

И понимаешь, что споришь с Мёбиусом.

......................

Однажды, как аргумент о святости простоты мне привели историю про трех рыбаков.



Едет архиерей по морю молиться в Соловки, в монастырь. И глядит, что-то народ показывает на островок.

-Владыко, все утверждают, что на том острове три святых человека живут…

Архиерей приказал корабль остановить, спустился в шлюпку и поплыл со своими приближёнными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает, во что одеты… Кланяются. Владыка их перекрестил.

-Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете?

-А мы не знаем, владыко, сколько годов - может, двадцать, а может, тридцать. Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, всё разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: «Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдём…» Раз в год приезжают к нам священники с материка, нас исповедуют.

-Ну, это ладно, вы выполняете свою обязанность. А как молитесь, главное?

- Владыко, какие мы молитвенники! Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы -
это Вася, это Ванька, это Илюшка - сами сочинили молитву: «Трое Вас и трое нас. Помилуй нас».

-Ой-ой-ой! Надо учить вот такую молитву: «Отче наш, иже еси на небеси…» Выучили молитву. Благословил их владыка и поплыл на лодке на свой корабль, а сам думает: «Какие ещё люди есть на Святой Руси!»

Тёмная ночь, Архиерею не спится, ходит по палубе, да и глядит: «Что же? В той стороне, где остров - зарево… А свет всё ближе, ближе… Архиерей протирает глаза - разглядел, а это те трое подхватились за руку, да и бегут… Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить!

Архиерей говорит: «Милые люди! Я у престола Божия стою, облачён от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю бегать не умею! Мне не пробежать. А вы только и знаете Трое вас и трое нас. Помилуй нас», но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом не свой остров и живите и молитесь так, как вы молитесь!»

притча в редакции отца Павла Груздева

Из этой истории сам владыка и мы, читатели делаем вывод, что иной раз святость простоты многократно превышает святость учёности и богословствования.

НО:

Простецы-то бежали по той самой воде, от всей души желая узнать «правильную» молитву.

...........................

Простецом можно быть, но нельзя стать. Простецом можно быть в силу воспитания, культурного окружения, умственных способностей. И история говорит, что интеллигенты-интеллектуалы не имеют по сравнению с ними - простецами и юродивыми - никакой форы.

Но нельзя притвориться простецом.

Искренний простец всегда уважает ученость. В меру своих возможностей тянется к знанию.

Истинный простец никогда не гордится своей простотой. Он может, наоборот, горевать о ней, наглядно осознавая, что он «нищ духом».  (У богослова духовная нищета хорошо закамуфлирована).

…………………………..

Применительно к спору.

Если ты уже поднял для себя сложные вопросы - нельзя соскочить в «простоту».

Если ты уже искал аргументы, ты уже не простец. В этом твое «проклятье» (или благословение), но этого не изменить.

Теперь ты обречен мучительно искать ответ.

Или признаться себе, что силы для поиска закончились, и ты тупо на всё забил.

Но уже нельзя оправдать окончание поиска «простотой».

………………………

Есть мучительные и бесконечные вопросы, на которые нельзя найти окончательный ответ в силу их бесконечности.

И это чувство, что ты никогда не найдешь ответа - оно страшит.

Естественная реакция нашего сознания на страх - отгородиться.

Немного покривив душой «в простоте» принять какое-то одно мнение и придерживаться его. И всё сильнее убеждать себя, что сделал правильный выбор.

Есть вопросы, которые «отрадно забывать».

……………

И вот некто Наум Коржавин:

Наивность - хватит умиленья,

Она отнюдь не благодать.

Наивность может быть от лени,

От нежеланья понимать,

От равнодушия к потерям,

К любви - а это тоже лень.

Гораздо легче раз поверить,

Чем жить и мыслить каждый день.

Так бойтесь тех, в ком дух железный,

Кто преградил сомненьям путь,

В чьем сердце страх увидеть бездну

Сильней, чем страх в неё шагнуть.
......................
.......
кажется женщинам проще дается настоящая простота - отсутствие вопросов
мужЫки обречены на самокопание.... или лень

религия, цита-та, заглянуть в глупь себя, наука, философь, истина

Previous post Next post
Up