21 Август 2012 @ 08:50
Или
"Вопросы, которые отрадно забывать"
…….
Снова то же и того же:
«Мы обречены на вечное одиночество. О нем отрадно забывать, но необходимо помнить».
............
Есть много «проклятых» вопросов, о которых отрадно забывать.
О которых принято забывать.
...........
Тут нужно растечься мысию по древу на тему т. н. «простецов».
В православной среде частенько можно встретить такую махинацию.
Идет разговор на трудную тему. Да на тему той же самой эволюции-неэволюции.
Приводятся аргументы из области библеистики, из области святоотеческих учений, из области естественных наук, из области логики… Причем аргументируют оба.
В какой-то момент один из спорщиков начинает сдавать позиции. И тогда он говорит ЭТО:
«Ты, вот всё мудрствуешь, надо быть проще.
Это всё мудрование от лукавого. Я вот прочитал в простоте одну книжку (послушал в простоте одного батюшку)…
Пословица вот народная - Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
Тут попытаешься было спросить, а кто автор пословицы-то? И все ли пословицы нужно делать своим духовным ориентиром? И отчего термин «мудрование» применяется с таким негативным оттенком? И почему этот батюшка (книжка), а не другой должны быть авторитетом?
На это натыкается на безупречное: «Вот опять ты мудрствуешь-лукавствуешь…»
И понимаешь, что споришь с Мёбиусом.
......................
Однажды, как аргумент о святости простоты мне привели историю про трех рыбаков.
Едет архиерей по морю молиться в Соловки, в монастырь. И глядит, что-то народ показывает на островок.
-Владыко, все утверждают, что на том острове три святых человека живут…
Архиерей приказал корабль остановить, спустился в шлюпку и поплыл со своими приближёнными на этот островок. Подъезжает. Стоят трое, Бог знает, во что одеты… Кланяются. Владыка их перекрестил.
-Ну, расскажите, добрые люди, кто вы и сколько здесь пропадаете?
-А мы не знаем, владыко, сколько годов - может, двадцать, а может, тридцать. Мы были рыбаками, промышляли рыбу на этом море. Поднялась сильная буря, всё разметало. Мы трое на доске дали Богу обещание: «Господи, если очутимся на земле, с этого места не уйдём…» Раз в год приезжают к нам священники с материка, нас исповедуют.
-Ну, это ладно, вы выполняете свою обязанность. А как молитесь, главное?
- Владыко, какие мы молитвенники! Учили аз, буки, веди, да и то не научились. А знаем, что на небе Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. И мы -
это Вася, это Ванька, это Илюшка - сами сочинили молитву: «Трое Вас и трое нас. Помилуй нас».
-Ой-ой-ой! Надо учить вот такую молитву: «Отче наш, иже еси на небеси…» Выучили молитву. Благословил их владыка и поплыл на лодке на свой корабль, а сам думает: «Какие ещё люди есть на Святой Руси!»
Тёмная ночь, Архиерею не спится, ходит по палубе, да и глядит: «Что же? В той стороне, где остров - зарево… А свет всё ближе, ближе… Архиерей протирает глаза - разглядел, а это те трое подхватились за руку, да и бегут… Владыко, мы забыли молитву! Давай снова учить!
Архиерей говорит: «Милые люди! Я у престола Божия стою, облачён от Бога высшей властью священства, все молитвы знаю, но по морю бегать не умею! Мне не пробежать. А вы только и знаете Трое вас и трое нас. Помилуй нас», но у вас чистое сердце. Пойдите с Богом не свой остров и живите и молитесь так, как вы молитесь!»
притча в редакции отца Павла Груздева
Из этой истории сам владыка и мы, читатели делаем вывод, что иной раз святость простоты многократно превышает святость учёности и богословствования.
НО:
Простецы-то бежали по той самой воде, от всей души желая узнать «правильную» молитву.
...........................
Простецом можно быть, но нельзя стать. Простецом можно быть в силу воспитания, культурного окружения, умственных способностей. И история говорит, что интеллигенты-интеллектуалы не имеют по сравнению с ними - простецами и юродивыми - никакой форы.
Но нельзя притвориться простецом.
Искренний простец всегда уважает ученость. В меру своих возможностей тянется к знанию.
Истинный простец никогда не гордится своей простотой. Он может, наоборот, горевать о ней, наглядно осознавая, что он «нищ духом». (У богослова духовная нищета хорошо закамуфлирована).
…………………………..
Применительно к спору.
Если ты уже поднял для себя сложные вопросы - нельзя соскочить в «простоту».
Если ты уже искал аргументы, ты уже не простец. В этом твое «проклятье» (или благословение), но этого не изменить.
Теперь ты обречен мучительно искать ответ.
Или признаться себе, что силы для поиска закончились, и ты тупо на всё забил.
Но уже нельзя оправдать окончание поиска «простотой».
………………………
Есть мучительные и бесконечные вопросы, на которые нельзя найти окончательный ответ в силу их бесконечности.
И это чувство, что ты никогда не найдешь ответа - оно страшит.
Естественная реакция нашего сознания на страх - отгородиться.
Немного покривив душой «в простоте» принять какое-то одно мнение и придерживаться его. И всё сильнее убеждать себя, что сделал правильный выбор.
Есть вопросы, которые «отрадно забывать».
……………
И вот некто Наум Коржавин:
Наивность - хватит умиленья,
Она отнюдь не благодать.
Наивность может быть от лени,
От нежеланья понимать,
От равнодушия к потерям,
К любви - а это тоже лень.
Гораздо легче раз поверить,
Чем жить и мыслить каждый день.
Так бойтесь тех, в ком дух железный,
Кто преградил сомненьям путь,
В чьем сердце страх увидеть бездну
Сильней, чем страх в неё шагнуть.
......................
.......
кажется женщинам проще дается настоящая простота - отсутствие вопросов
мужЫки обречены на самокопание.... или лень