"Онегин". Мюзикл.

Sep 17, 2015 16:57

Жизнь, как известно - не более, чем череда случайностей. И вчера - совершенно случайно - я оказалась на предпремьерном показе мюзикла «Онегин».




Мне кажется, будет не лишним сказать, что я - не большой поклонник «нашего всё». Что, впрочем, совершенно не мешает мне неплохо знать «Евгения Онегина»: невозможно жить в этой стране и не учить «Мой дядя самых честных правил…», «Я к вам пишу, чего же боле…», «Паду ли я, стрелой пронзенный», ну и так далее… Короче говоря, если бы это был не мюзикл - я бы сто раз подумала, идти или нет. Но: во-первых, я люблю мюзиклы, во-вторых, любопытство превыше всего, а в-третьих - в роли Онегина анонсировали Кирилла Гордеева, а он мне очень нравится. И этих трёх пунктов вполне, я считаю, достаточно, чтобы не пропустить этой премьеры. Но: премьера через полмесяца. А вот здесь в игру вступает случай: случайно организаторы и постановщики мюзикла решают сделать подарок зрителям и приглашают и на «большой прогон» пятнадцатого и шестнадцатого сентября. Случайно я вижу это объявление буквально сразу после его публикации и - словно по наитию - выбираю шестнадцатое. Шестнадцатого с утра выясняется, что желающих слишком много, и составлены списки тех, кто всё же попадёт на показ. Ага, говорю себе я и готовлюсь к разочарованию: мне по жизни не везёт во всяких розыгрышах призов и прочих вкусностей. Но: моё имя - вот это уже совершенно случайно! - есть в списке! В принципе, время есть заехать домой - но тут привычка во всём сомневаться берёт верх, и я еду к «Мюзик-Холлу» за полтора часа до… что, кстати, оказалось правильным: нет, мне не досталось места в партере, но я была в той толпе, которая таки попала в зал с самого начала. Многим повезло меньше: очередь была огромная, приехавшие позже и не успевшие пройти в зал до семи вечера, даже при наличии их имён в списке, вынуждены были развернуться и уйти или простоять всё первое отделение у закрытой двери. В зал после звучания первых слов «эпиграфа» не впускали. Толпа счастливчиков же… ну, толпа - она и есть толпа: в стремлении занять самые удобные места готовы снести любого. Ах, это сладкое слово «халява»… Так что, в зал я вошла (меня внесли) с ощущением чувства единения с коллективом… в основном на своих рёбрах. «Изрядно ощипанный, но непобеждённый».

Начало вызвало некоторые сомнения: я понимаю, что во времена Александра свет-Сергеича весь бомонд лопотал на французском лучше, чем на родном русском. Однако прошло почти две сотни лет, и на тысячу человек в зале - думается мне, гораздо более половины французским не владеют. Однако, вступительное слово (или эпиграф? Вряд ли: под конец прозвучало имя дирижёра и он показался из оркестровой ямы, раскланиваясь) звучало именно на французском… Зачем?

Онегин, которого видит зритель в первые минуты - стар и болен… и всю жизнь его преследует его собственный, личный «Чёрный Человек», Бес-искуситель… Не знаю, так это задумывалось авторами мюзикла или нет, но у меня возникла чёткая ассоциация: Онегин - Дантес… Предвидел ли «наше всё», что «падёт, стрелой пронзённый»? Не знаю. А ведь мог, мог… Итак, Онегин стар - и он вспоминает юность.

Ах да, забыла сказать: состав артистов нам сообщён не был. Интрига, можно сказать: кто же из троих?.. Мне очень хотелось видеть пару Гордеев-Свешникова. И да! Гордеев, Свешникова и - для полного счастья - Манана Гогитидзе в роли Няни.



Итак, Онегин вспоминает юность… Знакомые с детства стихи - но в современном звучании. Гордеев - чудо как хорош! Костюмы, вопреки ожиданиям, вполне соответствующие эпохе. Сюжет рассказывать смысла нет: его все знают. Из того, чего не было у «солнца нашей поэзии»: Чёрный Человек и два его хвостато-рогатых ассистента на сцене - постоянно. И это именно они подталкивают героев друг к другу… Мне показалось это очень удачной ноткой.

Из того, к чему можно придраться: лёгкий эротизм в начале лично меня не смутил, но я не совсем поняла, зачем он там. Вот обдумываю - и к однозначному выводу не прихожу. Но уверена, что многие (особенно старшего поколения) будут этой сценой недовольны. Далее: костюмы крестьян, музыка, под которую идёт вся сцена на лугу - всё как-то… не очень. Наверное, пытались показать, в каких простых условиях обитают Ларины, сделать противовес столичному бомонду - а получили фигню какую-то… Не впечатляет совсем. Далее: гадание на Купальскую ночь. Очень красиво: свечи на сцене, свечи в зале (зрителям выдают реквизит: свеча на батарейке и пластиковая полумаска: свеча для Купалы, маску же предлагают надеть далее, в начале второго отделения), но затянуто… была бы эта сцена раза в два короче - было бы лучше. Да, и совершенно я не поняла, почему пейзанки в откровенно синтетических рубашках с разрезом аж до бедра (позже в такой Татьяна Ларина будет щеголять: это у неё заместо ночной сорочки). Ужель нельзя было сделать их из тонкого льна? И без таких разрезов… Опять же - я не ханжа, но если уж остальные костюмы вполне историчны, стоило и эти выдержать в стиле эпохи.

Далее: начало второго действия... влюбившейся Татьяне, уже отправившей письмо Онегину (ах, как хороша Свешникова в сцене написания письма!), снится кошмарный сон… Вот тут приличных слов - минимум! Кроме пластики Чёрного Человека и Татьяны, я не оценила ничего. Зачем? Зачем этот «сон»?! К чему эти чудовища, извивающиеся и скачущие вокруг бедной Татьяны, которую явно склоняет к интиму Бес-искуситель? Вся сцена - неуместна: какая-то помесь «Бала вампиров» и, скажем, «Сорочинской ярмарки». В общем, не знаю, что хотели сказать авторы мюзикла, но лучше бы Татьяне в кошмаре являлся, например, рыдающий над убиенным Ленским Онегин… Ну, или, если уж так надо её там искушать всячески, в танце были задействованы только искуситель и двое его помощников (ну, и Татьяна, само собой), без всего этого монстрокордебалета.



Далее: костюмы. Кроме оговоренных выше рубах из искусственного шёлка с разрезом «по самое небалуйся», совершенно не ясно, почему пару раз Татьяна появляется в ампирном платье - вроде как, ампир уже сдал свои позиции. Но это ладно, не знатоки - не поймут. А вот дурацкая сумочка из жёлтых цветов, с которой Ольга скачет половину второго отделения (в том числе - танцует на балу с Онегиным) - это сущий кошмар! Она безвкусна, совершенно не оправдана и абсолютно не к месту. Это не сумочка, это заплатка какая-то… Ах да, ещё парик на Ольге… Про него не сказал только ленивый, да… У Пушкина читаем: «Глаза как небо голубые;/Улыбка, локоны льняные»… Льняные, да. Цветом. Но не фактурой же! Парик на Ольге из зала выглядит как волосы у куклы-тильды: похоже, его сделали именно из льняной нити. И это не просто ужас, это он - ужас-ужас-ужас! Я надеюсь, я очень надеюсь, что устроители данного действа, прочитав неоднократно негативные слова в адрес этого… мгм… этой причёски, всё же найдут нормальный парик для Ольги. Он есть в продаже, я видела!



На этом, пожалуй, придирки - всё… Теперь о приятном. Вы помните, да? - я не люблю Пушкина. И слова, такие простые и лёгкие, не затрагивают моей души. Я читала «Евгения Онегина» не раз не потому, что наслаждалась слогом (впрочем, надо признать, что некоторые части романа да, даже мне нравятся), не потому, что сочувствовала Татьяне или прочим героям - а потому, что живу в этом государстве. Где можно не знать «Отче наш», но необходимо знать «Чем меньше женщину мы любим,/Тем легче нравимся мы ей»… Так же мимо меня прошла прекрасная - несомненно - музыка Чайковского. Ну, то есть, я её слушала не без удовольствия - но и без сопереживания героям. И от мюзикла я ждала того же: потешить любопытство, полюбоваться хорошими исполнителями - и всё… Я не видела другого состава, я не знаю, чья это заслуга: актёров или постановщиков, но я - впервые в жизни - прониклась… И самая прекрасная сцена - это дуэль. Это несколько минут полного напряжения: такое бывает, когда смотришь не по первому разу затронувшее тебя кино, например, знаешь, что твой любимый герой сейчас погибнет - и в тайне надеешься, что в этот раз всё будет иначе… И уже за одну эту сцену, за одно это ощущение можно простить все мелкие огрехи!

Декорации. Сочетание нормальных столиков-кресел и 3D-проекций интерьеров, движущийся круг по центру сцены, в одной из картин на котором по краям - лёд, и артисты кружатся на настоящих коньках, почти настоящая метель в сцене дуэли… Всё очень красиво и, что не маловажно, всё очень в меру.

Далее: музыка. Многие пишут о заимствовании из МиМ - мне так не показалось. Как в любом мюзикле - какие-то мелодии интереснее, какие-то хуже, что-то навевает некоторые ассоциации (да оно и быть иначе не может: за основу-то брался Пётр Ильич!), но в целом - мне понравилось. Думаю, что я не откажусь сходить ещё раз - уже на другой состав.



Отдельно надо отметить Дениса Алиева (Чёрный Человек, он же Бес-искуситель). Как-то так получилось, что он слегка потеснил и Онегина, и Татьяну (тем более - всех остальных), и стал как бы центральной фигурой повествования. Он очень пластичен и обаятелен - как и положено нормальному искусителю, несомненно. И мне кажется (да и не только мне, если судить по отзывам), что добавление этого персонажа роман только украсило. Тем более, что тень его - незримо - живёт и в строчках «нашего всё».



На этом, пожалуй, всё. Я не критик, я судила именно с позиции «нравится - не нравится». Мне понравилось. Я не пожалела времени, я получила удовольствие от просмотра (не смотря на бардак с проходом по спискам и на мелкие огрехи), а кроме всего прочего - я увидела ситуацию немного не так, как привыкла видеть. И это, я считаю, одна из главных заслуг и постановщиков, и артистов: показать привычную, набившую оскомину, растащенную на цитаты вещь несколько иначе. С другого, так сказать, ракурса.

Из всего вышесказанного: лично моё мнение, с ним можно не согласиться (и многие любители мюзиклов так и делают) - идти смотреть стоит. Не надо ждать реконструкции танцев или сильной историчности костюмов - это всё-таки мюзикл. Не надо надеяться, что вам споют оперные арии или прочитают весь роман в стихах целиком - не будет такого. Но то, что вы увидите красивое представление с отличными артистами - это несомненно.



(Все фото взяты из группы мюзикла в ВК. Фотограф Сергей Ивлев)

Онегин, "наше всё", мюзикл

Previous post Next post
Up