Музей Венедикта Ерофеева

Aug 10, 2023 01:24


Так и тянет начать с цитаты, с которой начинается девяносто девять процентов всех отзывов об этом музее. А, в общем-то, почему бы и нет? Она здесь более чем уместна... «Поезжай, поезжай в Петушки! В Петушках - твоё спасение и радость твоя, поезжай». Впрочем, не спасения я искала: двигало мною банальное любопытство. Что я ожидала увидеть? В принципе, примерно то, что и увидела: книги, фотографии, листочки «самиздата». Чего я не ожидала? Не ожидала я очень интересной беседы вместо экскурсии. Так что, смело могу сказать, что получила я от  музея больше, чем надеялась.





Музей небольшой: цокольный этаж в художественной галерее Н.И.Корнилова. В самой галерее проводят временные выставки разнообразных художников. В день моего посещения это были «Симфония стекла» Екатерины Семёновой и наивная живопись Нины Габриэлян.





Кстати сказать, обе выставки довольно интересны: я ими сполна насладилась после встречи с Венедиктом Ерофеевым.



У посетителей музея есть выбор: осмотреть экспозицию самостоятельно (в текущем году это стоит всего сто рублей), либо пройтись по залам с экскурсией. И это будет значительно дороже: прибавляем к той соточке ещё пять таких же. Если честно, внутренняя жаба сначала квакнула недовольно: «Что, ква, за транжирство такое? Ты про Ерофеева итак знаешь не мало, купи на эти деньги что-то нужное!», - но была тут же пристыжена и отправлена под кочку. Не для того я приехала в такую даль, чтобы просто так потупить в витрину. К тому же, давно замечено: любая экскурсия, даже на тему очень и очень знакомую, всегда приносит что-то новое.





Я ожидала самой обычной экскурсии: родился-учился-женился и т.п. И была не очень-то готова услышать вопрос: «А Вы насколько знакомы с творчеством Венедикта Васильевича? Скорее «что-то слышала» или же «давний поклонник и ценитель»?». (Не ручаюсь за точность формулировки, но что-то похожее). Мария Ивановна (или Марина? вот ведь память-то на имена короткая! надо было записать сразу) пояснила, видя мой немой вопрос, что ей надо понять, как выстроить беседу: когда приходят люди, которые знают только, что «Москва-Петушки» - это «трип алкоголика», разговор ведётся в одном ключе: разъяснить глубокоуважаемой публике, что они видят только первый слой, поверхностный, а на самом деле их много больше. А вот в беседе с ценителями беседа совсем иного толка. Забегая вперёд, в нашей беседе мы дошли до метафизической стороны поэмы. И это было очень интересно!



Картина из цикла ассоциативной живописи "Москва-Петушки". Художник - Юлия Ерохина.

Герой поэмы Ерофеева стремился в Петушки, как стремятся к небу. В рай. И даже ангелы его сопровождали... Желающим посетить выставку по мотивам той же поэмы надо спуститься вниз. Символично, да... А внизу - две комнаты. В одной - витрины с книгами: разные издания поэмы. И не только на русском. «Москва-Петушки» переведена на тридцать языков мира (в том числе на японский и китайский: там эту книгу очень ценят), в коллекции музея есть четырнадцать иностранных книг. И глобус: на нём флажками отмечены страны, откуда приехали книжечки.





Ещё в первой комнате немного личных вещей Ерофеева: печатная машинка, проигрыватель с пластинками, джезва и чашка, графинчик и рюмка, книги, которые читал Венедикт Васильевич перед смертью.







Фотографии (как же без них?): поразительно одухотворённое лицо, действительно освещённое изнутри. Глаза: глубокие, умные. И эти непокорные, как и владелец, вихры... Не будучи писаным красавцем, Ерофеев очень красив. Не удивительно, что женщины были от него без ума... даже когда рак захватил его горло. Кстати сказать, сын его, Венедикт Венедиктович, очень похож на отца. По крайней мере, если судить по фото.



Здесь же, в первом зале, картины. Не запомнила, к сожалению, имени художника, а интернет ничего не подсказал. Они очень символичны. И они очень соответствуют самой поэме: сплетение реальности и мистики. Электричка - жизнь, которая одних довозит до цели, до спасения, а других наматывает на колёса... И в той же технике - портрет Ерофеева. Чудесный.





Второй зал - этакая попытка немного визуализировать поэму. Деревянные скамьи, как в электричках тех лет, чемоданчик - такой вполне мог Веничка прижимать к груди. В чемоданчике - гостинцы: кулёк орехов (младенец, самый пухлый и самый кроткий из всех младенцев. Он знает букву “ю” и за это ждет от меня орехов. Кому из вас в три года была знакома буква “ю”? Никому; вы и теперь-то ее толком не знаете. А вот он - знает, и никакой за это награды не ждет, кроме стакана орехов.), конфеты, апельсины... да, Веничка не вёз апельсины, а если бы вёз - непременно сказал бы об этом: он очень точно описывал все свои покупки, про такое рыжее чудо (тем более, что в СССР апельсины не лежали грудами во всех магазинах, их «выбрасывали в продажу», и тут же собиралась очередь, и «не больше килограмма в руки!», и... да вряд ли смог бы Веничка их купить, времени-то у него было немного: между пивом и альб-де-дессертом, там уж решительно не было никакой паузы. А вот до кориандровой - это очень может быть. Скорее даже так: орехи я купил до кориандровой, а уж конфеты - после. А может быть и наоборот: выпив кориандровой, я…). А вот бутылка портвейна - это точно могло быть в чемоданчике. И, если верить моей собеседнице, бутылка эта - самый настоящий портвейн, чудом сохранившийся с тех самых, советских, времён.





А ещё здесь есть картины-ассоциации Юлии Ерохиной, которая родилась и выросла в Петушках. Некоторые исследователи говорят, что «младенец» знал букву «ю» благодаря другой Юлии: Юлии Руновой, женщины, с которой у Ерофеева были, вероятно, самые близкие, глубокие и продолжительные отношения в жизни, и к которой стремится лирический герой поэмы, так что имя Юлия тоже для Ерофеева некоторым образом мистично.









И везде, по периметру, стенды с фотографиями и небольшими рассказами о жизни Венедикта Ерофеева: умного, талантливого человека, который не смог ужиться с той «системой».











Стоит, наверное, ещё сказать, почему именно в этом доме расположен музей Венедикта Ерофеева. Дело в том, что сын его заканчивал среднюю школу в Петушках (в биографии писателя говорится, что он учился в Москве, но - нет!), дом же его был в деревне Мышлино. И деревенские дети в Петушках во время учебного года жили в интернате: с понедельника по пятницу. Школа находится чуть дальше, а в этом доме были спальни воспитанников. И в те, не очень частые, дни, когда Венедикт Ерофеев-старший приезжал навестить сына, рядом с этим домом он сидел «прямо на земле» под жасмином, курил и - ждал... Кусты жасмина тоже сохранились до сих пор. Но теперь они цветут, как и положено, только весной...



Школа. Возможно, не совсем "та самая", но место самое то





"Петушки - это место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех - может, он и был - там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен..." Под этим жасмином Венедикт ждал Венедикта.

Все фото из музея Венедикта Ерофеева здесь: https://vk.com/album8459608_295344529

музей Венедикта Ерофеева, Петушки, путешествия, Москва-Петушки, поездки, Венедикт Ерофеев, путевые заметки

Previous post Next post
Up