Представьте, что вы переместились внутрь компьютерной игры, где вас встречают говорящие столбы, зомби и эльфы. Мы нашли книги, где с героями именно это и случается: рассказываем, что с ними происходит дальше.
Иллюстрация с обложки книги Макса Брукса «Minecraft: Остров», художник Ian Wilding
Истории о людях, которые оказались в мире компьютерной игры, чаще всего относятся к двум литературным направлениям: киберпанк и LitRPG (поджанр фантастики о мире компьютерных игр). Первые сосредоточены на том, как технологии меняют мир и зачастую лишают человека личной свободы. Вторые привносят механику и сюжет компьютерной игры в структуру самого текста. Но стоит подобной истории оказаться на зыбком поле литературы для подростков, как она выходит за пределы обозначенных границ: как правило, герой-подросток не просто играет, а попадает внутрь игры, чтобы понять себя и выйти в реальный мир в лучшем качестве.
«Место Снов» Эдуарда Веркина
Тринадцатилетний школьник Зимин любит компьютерные игры со всеми вытекающими негативными (по мнению взрослых) последствиями: инертность, смутные планы на будущее и отсутствие нормальных хобби вроде астрономии, аквариумистики или фотографии (которой, например, увлекается папа Зимина). По дороге в магазин мальчик встречает своего одноклассника по прозвищу Ляжка, который предлагает ему купить редкую компьютерную игру «Страна Мечты», запрещенную к продаже по всему миру: якобы те, кто в нее играл, потом сходили с ума.
Подростки приходят домой к Зимину, загружают с диска игру (когда книга появилась, не было ни Steam, ни Xbox) и оба попадают в ту самую Страну Мечты, где посреди пустыни их встречает говорящий столб и трогательный песчаный динго, попросивший придумать ему имя. Зимин и Ляжка отправляются в путешествие по Стране Мечты, которая оказывается плодом воображения всех когда-либо попадавших туда подростков. Кто-то из них становится эльфом и приобретает способности колдовать. Кто-то отправляется в пустыню бороться с чудовищами и искать океан. Кто-то выдумывает другую, собственную прекрасную страну.
13-летний школьник через компьютерную игру попадает в Место Снов, своего рода гибрид планеты Маленького принца и страны Питера Пэна. Эдуард Веркин «Место Снов»
Если бы эту историю сочинял какой-то другой писатель, наверное, Зимин в Стране Мечты стал бы лучше и добрее, нашел много новых друзей и осознал, как важно жить реальной, а не виртуальной жизнью. Но у
Эдуарда Веркина мечта оборачивается не воплощением идеала в жизнь, а кучей нелепых, смешных, опасных или удивительно красивых неожиданностей. В итоге «
Место Снов» рассказывает, конечно, не о вреде компьютерных игр и даже не о противоречиях современных технологий, а о том, как взрослеть в мире, где есть не только черное и белое. Эпизоды книги постоянно отсылают читателя к самым печальным книгам о детстве - «
Маленькому принцу» Сент-Экзюпери и «
Питеру Пэну» Джеймса Барри, хоть сами герои эти книжки вообще не любят, ведь там «много морали и всякой фигни».
«Warcross: Игрок. Охотник. Хакер. Пешка» Мэри Лю
Хидео Танака - гений. В 14 лет он изобрел очки, заставляющие мозг поверить в реальность виртуального мира, а потом придумал игру Warcross. Игра взорвала мир - теперь миллиарды людей, живущих на Земле недалекого будущего, следят за чемпионатами, а лучшие в мире программисты выдумывают для нее все новые уровни. Юная Эмика тоже не прочь поиграть, но обычно ей не хватает денег для участия в соревнованиях, поэтому играет она нелегально. Случайно засветившись на открытии очередного чемпионата, она получает предложение, от которого нельзя отказаться - ее кумир Хидео Танака предлагает ей работу. Теперь она отправляется в Токио, чтобы наконец-то принять участие в чемпионате и выполнить еще одно, секретное задание.
Знаменитый гейм-дизайнер и изобретатель виртуальной реальности нанимает девушку-хакера, чтобы понять, кто пытается сломать его игру. Мэри Лю «Warcross: Игрок. Охотник. Хакер. Пешка»
Автор книги Мэри Лю раньше работала в игровой индустрии и хорошо разбирается в гейм-дизайне и сопутствующих областях. Придуманный культовый Warcross чем-то напоминает компьютерного собрата знаменитого квиддича: игроки делятся на команды, где у каждого своя роль, а сама игра заканчивается, когда команда завладевает амулетом противников. При этом Мэри Лю крайне увлекательно описывает уровни, бонусы и прочие визуальные и игровые радости, доступные в Warcross. Впрочем, читатель быстро поймет, что Warcross был и остается обычной приманкой в куда более глобальной игре.
В повести, которая стала первой частью цикла Warcross, Мэри Лю объединяет киберпанк с типичной young-adult-историей о любви: в мире существуют технологии, меняющие жизнь и природу человека, герои сражаются за свободу выбора и против цифрового рабства, а главная героиня будет любить, разочаровываться и опять любить. Мэри Лю не изобретает ничего нового ни в идейном, ни в композиционном плане и не брезгует расхожими клише. В то же время нельзя не признать, что у нее получился динамичный и увлекательный текст, который порадует поклонников жанра, а неожиданный финал заставит их ждать продолжения цикла.
«Minecraft: Остров» Макса Брукса
Жанр игры Minecraft - песочница, это значит, что в ней есть открытый мир, в котором игрок может просто выживать, игнорируя все игровые цели. Можно бесконечно добывать ресурсы, строить дома, открывать все новые возможности окружающего мира и систематизировать знания о его законах. Это, конечно, создает идеальные условия для сторителлинга, если бы игра вдруг стала книгой. Она и стала: в 2017 году был запущен межавторский цикл Official Minecraft Novels, законченный к 2020 году. Он состоит из пяти книг, написанных разными именитыми фантастами. Первую сочинил Макс Брукс, актер, сценарист и писатель, прославившийся циклом «Мировая война Z». Благодаря ему песочница обернулась необычной робинзонадой, главный герой которой выживает на острове в мире Minecraft.
Мотивирующая робинзонада в мире Minecraft. Макс Брукс «Minecraft: Остров»
Герой неожиданно просыпается в очень необычном мире, состоящем из кубиков. Он не слишком хорошо помнит, откуда он пришел, но новая реальность все равно приводит его в отчаяние: она противоречит привычным законам физики и наполнена страшными существами вроде зомби и криперов. День за днем он открывает законы Minecraft: выясняет, что съедобно, а что нет, понимает, что ведро наполняется молоком, если поднести его к корове, делает верстак и изучает на нем рецепты создания разных вещей. Постепенно он исследует свой остров и обживается на нем: строит большой дом, накапливает запасы еды, даже заводит «дружбу» с живущими на острове курами. Все идет как нельзя лучше, но герой был слишком беспечен - и его налаженный быт снова разрушен до основания. Будет ли он начинать еще одну новую жизнь в этом уже не новом для него мире?
Брукс постоянно помнит о своей целевой аудитории и старается подарить читателю книжку не просто интересную, но и полезную. В каждый удобный момент он напоминает, как важно сохранять спокойствие, идти к цели, не унывать и преодолевать любые трудности:
«Сам не понимая, я только что усвоил очень важное. Назовите это девизом, жизненным уроком, чем угодно. Но главное - я нашел слова, которые надо слушать и говорить себе всю жизнь. <…> Никогда не сдавайся!»
В конце книги автор даже размещает от имени героя длинный список жизненных мудростей, которым он научился в мире Minecraft. Кажется, перед нами не только попытка литературного осмысления самой популярной компьютерной игры, но и в каком-то смысле целый педагогический проект.
Продолжение материала о «Лабиринте отражений» Сергея Лукьяненко - на Bookmate Journal