В конце 2021 года в издательстве «
Новое литературное обозрение» вышел роман писательницы и поэтессы
Линор Горалик «Имени такого-то» об эвакуации психиатрической больницы во время Великой Отечественной войны - сейчас в рамках марафона «
Книги остаются» его можно бесплатно читать на Букмейте. Разбираемся, что это за книга, и рекомендуем обратить на нее внимание именно сейчас.
Реальная история эвакуации больницы имени Кащенко (ныне - имени Алексеева). Линор Горалик «Имени такого-то»
Кто автор
Маркетолог, поэт, прозаик, переводчица, исследовательница моды, журналистка, создательница комикса про Зайца ПЦ и основательница проекта
PostPost.Media - у Горалик множество ипостасей. Так же разнообразна и манера ее письма. Бытовые зарисовки вроде «Недетской еды» или «Библейского зоопарка» заставляют смеяться в голос, а детские (но на самом деле взрослые)
сказки про девочку Агату пугают до мурашек.
Объединяет все тексты Горалик эмпатичность, до предела доведенная в ее предыдущем романе «Все, способные дышать дыхание». Это история о том, как в Израиле животные обрели способность говорить, но не очеловечились в привычном понимании.
Вот, что рассказала Горалик о романе «Имени такого-то» специально для Bookmate Journal:
«Тема выживания частных лиц во время войны всегда была для меня предельно важной и трудной, а в совмещении с темой психиатрии оказалась едва выносимой. Но я верила и продолжаю верить в существование повседневного героизма и в то, что он оказывается ничуть не менее важным в предельных исторических ситуациях, чем героизм боевой. Я говорю сейчас о героизме тех, кто спасает ближнего, заботясь о его пропитании и его медикаментах, о его спальном месте и его гигиене, о его душевном здоровье и просто о том, чтобы он, ближний, знал: даже в самые страшные моменты он оказывается не одинок. Я пыталась написать книгу среди прочего ровно о таком героизме, проявляемом перед лицом чудовищной и безжалостной реальности».
О чем книга
Москва, октябрь 1941 года. На подступах к городу - немецкие войска. Психиатрическая больница «имени такого-то» превращена в военный госпиталь. Врачи и пациенты ждут приказа об эвакуации, а дождавшись, отправляются в тяжелейшее путешествие на барже: там их ждет антисанитария, голод, болезни и предательства. И люди, и вещи в романе Горалик - немного звери (и в прямом, и в переносном смысле). А те, кто считается сумасшедшим, выглядят не такими уж и безумными на фоне безумия войны.
Мы восстановили оплату с любых российских карт. Стоимость подписки осталась прежней!
Как появилась книга
Роман основан на реальных событиях: врачей и пациентов больницы имени Кащенко эвакуировали на двух баржах. Горалик узнала об этой истории в 2003 году, когда писала колонку, посвященную музею при психиатрической больнице. Этой эвакуации долго ждали, а эвакуироваться было необходимо: немцы расстреливали душевнобольных вместе с врачами.
В поисках документальных свидетельств писательница обнаружила отчетную записку некоего М. И. Харламова, одного из тех, кто отвечал за эвакуацию. Он писал, что «условия были нечеловеческими»: описывал болезни, попытки самоубийства, отсутствие лекарств и еды. Эта записка была утеряна, но уже после написания книги нашлась другая - о второй барже, - практически повторяющая содержание первой.
История, мысли о которой 16 лет не оставляли Горалик, воплотилась в текст буквально за несколько недель.
Психиатрическая больница им. Кащенко. Фото: gatchina-news.ru Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Как она сделана
Несмотря на то что «Имени такого-то» имеет реальную основу, это не документальный роман. Это роман-фантасмагория. Реальность, в которой разворачивается сюжет, иррациональна, она строится по законам сказки. Здесь оказывается возможным все: и волшебная лиса-помощница, и близнецы, оборачивающиеся ночью двуглавым котенком, и зенитки-слоны, и баржа-рыба. Звери и вещи очеловечиваются, люди же, наоборот, расчеловечиваются, а метафоры буквализируются.
Сострадание и эмпатия - основные эмоциональные доминанты текста: в отношении врачей к пациентам, обитателей деревень к пассажирам баржи и, конечно же, автора к своим героям, даже в моменты, когда они ведут себя совсем не героически.
«Маленькая зенитка, „лендерка“, тяжело и нетерпеливо переминалась с одной слоновой ноги на другую, слепо шаря стволом по серому и пустому небу: она была старушка, повидавшая еще ту войну, и хорошая девочка, хоть и очень нервная, и он почесал ей шею еще раз. Вторая, большая, многоногая и малоподвижная, была молодой и трусливой, стояла, опустив нос, и он знал, что ей неможется от страха; немоглось от страха и ему - всегда, ежесекундно, - и поэтому он ее ненавидел».
Что еще почитать, если вам понравился роман «Имени такого-то», а также ссылка на аудиокнигу -
здесь
Bookmate Review - такого вы еще не читали!