24 февраля 1995 года Синод РПЦЗ запретил в служении пятерых епископов внутри России - за уход в раскол; таким образом, было, наконец, официально, и достаточно громогласно признано, что обе епархии внутри исторческой России, - Одесская и Суздальская, - окончательно отпали от Зарубежного священноначалия.
Три архиерея - епископ Валентин Суздальский, епископ Феодор Борисовский и епископ Серафим Сухумский, - укрепились в неподчинении, на переговоры не шли, и, наконец, через год были извернуты из сана. Так возникла Российская Православная
Свободная Церковь. С самого начала Валентин (Русанцов), епископ Суздальский, встал во главе мятежа. Собственно, шатания начались уже за три года до того, с 1992го, а последние два года внутрироссийские иерархи зарубежной Церкви почти непрерывно манифестовали решительное неподчинение Синоду в Джорданвилле. Собственно, о полной автономии РПСЦ было заявлено ещё за год до окончтательного распада, в марте 1994го, и на протяжении года - разве что длились переговоры, зыбкие и обрывистые, преисполненные предельного раздражения с обеих сторон, - в поисках возможности сохранения канонического единства; но это было, по общему мнению, безнадёжно.
В это время в окормлении Зарубежной Церкви было всего около 150 приходов. Из них ??? ушли вместе с суздальскими мятежниками - в новую Церковь.
** РПАЦ - строго говоря. творение одного церковного деятеля, вполне определённого; тот, кто спланировал эту конструкцию, выстроил её своими силами, вдохнул в неё жизнь, - это Валенин (Русанцов).
До 1990 года архимандрит Валентин - более чем благополучный священник Московской Патриархии; к этому времени он уже семнадцать лет, - с 1973 го, - служил в городе Суздаль, Владимирской области; до него в городе вообще не было священника. С 1977 года игумен Валентин совершил деяние, для того времени в недрах СССР - почти невозможное: в его распоряжение государство передало : пятиглавый Царёво-Константиновский храм, (выстроенный в 1707 году), и состоявшая при нём зимняя Скорбященская церковь (1750 года); до этого в летнем большом храме были помещения автобазы, а в церкви - обществнный туалет. В этом храме Валентин (Русанцов) утвердился прочно, и, при том, что экклесиальная судьба его была весьма бурной, - продержался там почти треть столетия, до августа 2009 года.
Назначение в Суздаль, один из городов Золотого Кольца, - своего рода крохотная свободная зона внутри Железного Кольца, открытая для туристов всего мира, - это был уже знак высокого доверия властей СССР; известно, что уже в апреле 1977 года Юров, уполномоченный совета по делам религий по Горьковской области, рекомендовал архимандрита Валентина на пост епископа. В это время о. Валентин был уже благочинным в Суздали. Но на протяжении многих лет Патриархат отказывался поставить этого священника в архиереи. Позже противиник Валентина, - а он непрерывно был с 1990 года в режиме тотального противостояния, - утверждали, что он издавна очень тесно сотрудничал с КГБ, именно этим обясняли и таинственное благоволение к нему властей в 90х, когда Валентин (Русанцов) строил свою собственную Поместную Церковь.
И - ещё одно обвинение: гомосексуализм. Якобы: первый раз уголовное дело за мужеложество было заведено на о. Валентина ещё в 1973ем, в Махачкале, где он был настоятелем храма, - из-за этого он и был переброшен во Владимирскую епархию; второй раз - в 1987ом.
Весной 1988го Валентин (Мищук) епископ Владимирский (кажется, в связи с уголовным делом, которое было закрыто в мае 1988го), приказал архимандриту Валентину (Русанцову) покинуть Царевский храм в Суздале, и отправиться в город Покров, тоже Владимирской епархии. Но: это были вольные перестроечные годы, и архимандрит Валентин отказался.
Два года он сражался за свой храм с епархиальной властью. Указом от 7 декабря 1989 года епископ Валентин вывел мятежного архимандрита за штат; 25 января 1990 года епископ Валентин Владимирский докладывал о неразрешимой ситуации на заседании Святейшего Синода, но сам архимандрит в Синод не явился, известив, что находится в клшинике на лечении.
В феврале Синод получил обращение от прихожан Царево-Константиновского храма - 1327 подписей; прихожане требовали оставить в покое их настоятеля-архимандрита. В марте у ворот резиденции Патриарха в Москве появилось несколько пожилых суздальских прихожанок - в плакатом "Верните архимандрита Валентина!".
Даже в те времена архимандрит-настоятель, восставший во главе тысячи прихожан против Патриарха - это была почти что революция; Святейший Синод сходу не смог разрешить это затруднение, и - отложил рассмортрение дела (отменены были запретительные указы епископа, но и архимандрит не возвращён к служению в приходе).
Исход был - вполне революционный: 7 апреля 1990 года архимандрит Валентин официально заявил о том, что покидает юрисдикцию Московского Патриархата; через четыре дня, 11 апреля, их приняла Русская Православная Церковь Заграницей. Вместе с архимандритом к РПЦЗ присоединились ещё два суздальских священника его прихода - игумен Феодор (Гинеевский) и иеромонах Иринарх (Нончин). Это было первое событие такого рода, - причём оно произошло ещё в СССР!, - и тогда оно прогремело по всему миру.
15 мая 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей утвердил «Положение о свободных приходах», - документ исторической, и, в определённой степени, воинственный: акт вторжения в СССР.
Это противоречило даже наименованию Зарубежной Церкви; поэтому для объединения внутриграничных приходов было наспех выбрано название: РП Свободная Церковь.
4 октября 1990 года был учреждён Экзахрат РПЦЗ на территории СССР, и архимандрит Валентин бл провозглашёл Экзархом. Вскоре,10 февраля 1991 года, в Брюсселе, Валентин был рукоположен в епископы, с титулом Суздальского и Владимирского; легендарные архиереи РПЦЗ, которые на протяжении многих лет упоминались постоянно как самые опасные враги советского народа, совершили его хиротонию: архиепископ Антоний (Бартошевич), архиепископ Марк (Арндт), епископ Варнава (Прокофьев) и епископ Григорий ( граф Граббе).
** Уже с 1991 года вокруг епископа Суздальского стали стягиваться катакомбные общины Истинно-Православной Церкви, - со всей России; к Валентину тяготели именно старые вероисповедные подпольщики советского времени, катакомбные христиане, а не многочисленные неофиты, которые широко использовали термиин "катакомбная Церковь".
В Суздальском райне Владимирской области уже в 1990ом было две таких общины; они создали маленькие сельские приходы; именно они, и с ним Царёво-Константиновский храм, составили основу Суздальской иерархии.
В 1991 году в Суздаль обратились южные катакомбные общины, из Краснодарского и Ставропольского края. В 1992ом в Суздали появились призаннные предводители катакомбных общин с юга: монах Серафим и монахиня Серафима. Это были давние катакомбники-иосифляне, преемники легендарного катакомбного схимоепископа Петра (Ладыгина), горного отшельника. Прибывший из Абхазии монах Серафим (Зинченко), до того смолоду, много лет, обитал словно в параллельной реальности, за пределами всего советского; и несколько лет он провёл в пещерах.
Престарелая монахиня Серафима (Санина), которая ушла в катакомбы ещё при Сталине и в своё время 25 лет провела в лагерях. Она осталась в Суздали и основала монастырь св. Иоанна Шанхайского. Вслед за ней потянулись преданные ей катакомбники с Кубани, с Украины и Белоруссии.
В 1992 году Суздальскую иерархию признала большая община катакомбников-галынцев (последователи Антония (Михайловского-Галынского), который считался катакомбным архиереем), - из Кировской области; также присоединились катакомбники-буевцы из Воронежской области (основатель этого направления - еп. Алексий (Буй), расстрелянный в 1937ом); и весьма интеллектуальный приход из Санкт-Петербурга, - иосифлянцы ( его окормлял протоиерей о. Михаил Рождественский, умерший в 1988 году; а основателем считался знаменитый митрополит Иосиф (Петровых), расстрелянный в 1937ом, тот, кого в недрах истинно-православной Церкви считали законным местоблюстителем Патриаршего престола).
ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАФ ГРАББЕ).
** ... В мае 1995 года, - два месяца спустя после начала свободного канонического плавания Свободной Церкви, - в Суздаль прибыл епископ Григорий (граф Граббе), - легендарный иерарх Русской Зарубежной Церкви; за месяц до того ему исполнилось 93 года. Через полгода, в октябре 1995го. епископ Григорий скончался.
Самый известный из священников РПАЦ, - протоиерей о. Михаил Ардов, настоятель единственного прихода в Москве, - писал: «… За несколько месяцев до своей кончины владыка Григорий посетил Москву и Суздаль, молился, проповедовал и причащался в наших храмах, а, кроме того, распорядился, чтобы на его похоронах не присутствовал ни один из архиереев Зарубежной Церкви …».
Протоиерей Михаил Ардов. "Покаялась" ли перед РПЦЗ(Л) А.Г. Шатилова (Граббе)?
http://www.st-rexnikolas.narod.ru/statii/statii_15.htmlСайт храма Царя-мученика Николая II.
В том же 1995 году архимандрит Антоний (граф Граббе), сын еп. Григория, подал прошение в Суздальский Синод, о принятии в клир РП Свободной Церкви; тогда ему было отказано каноническим соображениям. ( Через шесть лет, Антоний, уже епископ, был торжественно принят в епископат РПАЦ).
** На сайте РПАЦ - сказано: "В мае 1995 года Суздаль посетил многолетний управляющий Архиерейским Синодом РПЦЗ, известный церковный историк и канонист Преосвященный Епископ Григорий (Граббе). Он полностью поддержал решения российских архиереев о выходе из административного подчинения Зарубежному Синоду ради сохранения чистоты веры и св. канонов".
Прибытие этого епископа - явление, определившее духовность суздальской иерархии в дальнейшем; как прикосновения камертона, задавшее тональность; живое, осязаемое прикосновение - Белого движения. Можно сказать: епископ Григорий (граф Граббе) вложил душу в новорожденную конфессию.
То. что громоподобно знаменитый в мире зарубежного православия епископ Григорий перед смертью появился именно в Суздале - постепенно, с годами, превращалось из акта официальной хроники - в церковное предание. Память об этом визите стала в 2000х уже - своего рода палладиумической реликвией Суздальной иерархии. Например, вот: один из документов канонического значения.
Пятница, 10 Октября 2008. Резолюция Пастырского совещания Оренбургско-Курганской Епархии РПАЦ
Наша Церковь имеет каноническое апостольское правопреемство от дореволюционной Православной Российской Церкви, через восстановление иерархической структуры при посредстве Русской Православной Церкви Заграницей. Мы не сомневаемся в каноничности и благодатности РПАЦ, что неоднократно подтверждал и известный канонист и богослов, приснопамятный Епископ Григорий Граббе (+1995г.), весьма сильно и искренне почитаемый нашим духовенством и мирянами
http://www.rpac.ru/article/175/ В интервью августа 2011 года духовный сын еп. Григория, - еп. Андрей (Маклаков) сказал: "... я увидел, что владыка Григорий приехал сюда в Суздаль и, как я понимаю, "передал факел" истинного православия, епископской благодати, можно сказать. Я верю, что владыка Григорий был душою или совестью Зарубежной Церкви. Он был сосредоточием всего славного, что было в Зарубежной Церкви. Он это сохранил в самом себе. И он это перенес обратно сюда в Россию. И передал это все Владыке Валентину. Он сам лично одобрил это дело. Он приехал сюда после того как здешние клирики были запрещены".
** Епископ Григорий, - пришелец из совсем иной эпохи; в середине 1990х, на исходе ХХ столетия, таких как он оставались на планете - единицы; миром правили уже даже не внуки, а правнуки его поколения.
В миру - граф Георгий Граббе; сын кавалергарда и уездного предводителя дворянства, который в 1940ом был арестован НКВД в Польше и пропал без вести (предположительно, погиб в концлагере в Пермской области в 1943ем); племянник командира личного конвоя Императора Николая II, и сам - свидетель и, в какой-то степени, участник Гражданской войны (в 1918ом он, шестнадцатилетний гимназист, пытался создать в Кисловодске монархическое подполье). Уже в 1931 году он, в миру - граф Юрий Граббе, - был назначен управляющим канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ, в 1935 году именно он составил проект исторического документа - «Временное Положение об управлении Русской Православной Церковью Заграницей».
Огромным влиянием в РПЦЗ протопресвитер о. Георгий Граббе обладал уже с начала 1960х; с 1967го он - заведующий Отделом внешних снощений Архиерейского Синода РПЦЗ; в одном лице - министр иностранных дел и шеф разведки, на нём лежало и руководство секретной деятельностью Церкви Зарубежья, - проникновение внутрь Железного Кольца, в недра СССР. Уже в это время - и далее, на протяжении двадцати лет, - о. Георгий Граббе, по слухам, руководил РПЦЗ, по крайней мере - его в этом обвиняли многочисленные противники. Предстоятель, митр. Филарет (Вознесенский) действительно находился под преобладающим воздействием графа-протопресвитера.
В 1979 году о. Георгий граф Граббе принял иноческий постриг с именем Григория, и через девять дней митрополит Филарет рукоположил его в епископы; с 1981 года он - епископ Вашингтонский.