джемаль о смерти

Oct 27, 2008 13:09

Отношение к смерти - один из возможных подходов к классификации людей. Преимущество этого подхода не только в его универсальности (поскольку все люди смертны), но, в первую очередь, в его радикальности. Современная антропология как никогда нуждается в радикальных критериях, радикальных методологиях... Тем более радикальных, чем более средним и ( Read more... )

дискурс, цитатник

Leave a comment

bojkot October 27 2008, 10:18:14 UTC
Душевно так, да.
С другой стороны, носить смерть в себе - это невроз.

Reply

bogush October 27 2008, 10:28:32 UTC
Я думаю, это, опять же, зависит от понимания смерти. То есть, может быть и неврозом, но не обязательно.

Reply

bojkot October 27 2008, 10:43:19 UTC
В моем случае - точно невроз. Да и в описываемом Джамалем первом случае. Типа, пассионарии, ага. Я иногда думаю, что пассионарии все-таки психи. Нормальный человек такого не учудит.

Reply

bogush October 27 2008, 11:00:03 UTC
Нормальный человек и стихов сочинять не станет. По крайней мере, в глазах многих-многих это так. Касаемо невроза, мне кажется, сложно вообразить более невротическую ситуацию, чем современное нам вытеснение смерти из повседневности (второй случай). Вообще, вытеснение - форма невротической защиты. А принятие смерти, честное предстояние перед нею, само по себе противоположно неврозу. Другое дело, что не всякая психика такое выдержит. И уже тут у многих включаются неврозы.

И вообще, сильно подозреваю, что невроз - штука специфически новоевропейская. Расплата за позитивистскую цивилизацию. Древние, да и средневековые люди с таким делом не сталкивались. У них были другие заморочки. ;)))

Reply

bojkot October 27 2008, 11:37:55 UTC
Нормальный человек однозначно не станет сочинять стихов.
Насчет честного предстояния... носить смерть в себе и честно предстоять перед нею - две большие разницы. Мой случай - первый.

И насчет средневековья - это ты погорячился. Вспомни про отрубленную голову Екатерины Сиенской :) ты полагаешь, что невротиков на почве религиозных штучек там не было? :)

Reply

bogush October 27 2008, 12:22:46 UTC
Голову Екатерины Сиенской помню :). И голосовой аппарат Антония Падуанского тоже. Только я, во-первых, не уверен, что это именно невроз (фетишизм - да, фетишизм бывает невротическим - тоже да, но, возможно, не только?), а во-вторых, все эти фетишистские штучки типа расчленения мощей, суть манифестация языческого сознания, не до конца ассимилированного монотеизмом. Человек, достигший цельности, никогда не невротик. Клиническая специфика невроза как раз в засорении личности всякими паразитарными образованиями.

Кстати, если я цитирую Джемаля, это не значит, что полностью с ним солидарен, да? Скорее, меня его тезис зацепил, вот и захотелось вывесить для совместного обдумывания.
И если хочешь мое мнение, то мне кажется, что знатный исламист прав наполовину. Проблема есть, но отождествлять подлинное бытие с пассионарностью - слишком грубо и приблизительно, хотя направление, имхо, задано верно.

Reply

bojkot October 27 2008, 13:22:58 UTC
Про голову я к тому, что меня бы даже в средневековье кондратий хватил на основе увиденного и невроз образовался. Ежели сейчас-то колбасило.
Религиозный дурман тоже, в общем-то, является паразитарным образованием психики.

А знатный исламист не дурак, но, как все проповедники, какой бы веры/политики/идеологии они не держались - в первую очередь продвигает свою идею. И модифицирует факты так, чтоб они ее подтверждали. И тезисы высказывает соотвественные.

Reply

bogush October 27 2008, 15:07:00 UTC
Религиозный дурман тоже, в общем-то, является паразитарным образованием психики.
Ага, является. И, заметь, тоже как защитная реакция, способ укрыться от реальности. Но мы же о другом, нет разве? ;)

А знатный исламист не дурак, но, как все проповедники, какой бы веры/политики/идеологии они не держались - в первую очередь продвигает свою идею...Тоже верно. Поэтому, читая его, я "фильтрую базар". И меня интересует не столько его идеология, сколько исходная интуиция подлинного и неподлинного. И потом, он сам в приведенной цитате говорит, что дело не в убеждениях ( ... )

Reply

bojkot October 27 2008, 15:34:17 UTC
Мне уже ничто не представляется даже относительным благом, не говоря уже об абсолютном.
Когда эти пассионари фиговы будут пинками вести тупоумный народ к "поиску себя" - что будет? Та же жопа, только в профиль.

Насчет общества потребления, его идеологии и т.д.- согласна. Как и от того, что сейчас в человеках развивают инфантильное отношение к смерти - "ее никогда со мной не случится". Чтобы не боялся жить и покупать. Кстати, у Джулиана Барнса в "Истории мира..." рай, воссозданный по "заявкам радиослушателей", представлен как общество идеального потребления.

Я, в свою очередь, прошу прощения за обрывочность тезисов ;)

Reply

bogush October 27 2008, 17:51:26 UTC
Насчет жопы согласен. Да и в целом, сдается мне, ты права :).

И про Барнса чудесного согласен :)))

Вот только лично я народ вести никуда не собираюсь, мне бы в себе разобраться. Вообще, "поиск себя", как я его понимаю, осуществляется сугубо индивидуально, и уж никак не хором. Поэтому у меня вызывают заведомый скепсис любые программы всеобщего счастья. И поэтому же я считаю себя вправе игнорировать критерии "нормальности-ненормальности", предлагаемые современным обществом потребления. На пути обретения "внутреннего человека" единственный достойный, имхо, критерий - честность самоотчета. Дух дышит, где хочет, как известно. ;) Самое главное понять, где это где, а остальное приложится :)

Reply

bojkot October 28 2008, 10:08:53 UTC
Да я не про то, что лично ты куда-либо собираешься народ вести. Я как раз наоборот.
Как только находится теоретик-индивидуалсит, нашедший, где дышит его дух, как тут же в ту сторону начинают дышать особо понятливые. Вспомни, что сделали с Ницше. Не хочу сказать, что из этого следует вообще вредность мысли как таковой :), но бесит эта способность человечества к коллективному мозгоимению.
Не люблю я человечество, но когда его имеют, отказываюсь в этом участвовать.

А честность самоотчета... не знаю, Миш. Мне она никогда не помогала, и вряд ли поможет. Потому что - когда я честно смотрю себе самой в глаза, мне тут же хочется удавиться. Но тут уже в качестве инстинкта самосохранения включается параноидальный страх смерти :)

Веселенькая картинка, мда.

Reply

bogush October 28 2008, 10:37:48 UTC
Прекрасно понимаю. И сочувствую. И от всей души желаю не подорваться на этом минном поле :).

Reply

sabaytis October 28 2008, 11:53:36 UTC
Критерии подлинности... хе-хе. Не так давно как раз на эту тему общался с одним не самым глупым человеком. Позволю себе процитировать ( ... )

Reply

удивил ;))) bogush October 28 2008, 12:36:47 UTC
Не, Макс, не согласен. Аргументация знакомая и, в принципе, неопровержимая, но, опять-таки, в пределах своего "аксиоматического набора" ;). А претендует, заметь, на метапозицию ( ... )

Reply

Начну с хвоста sabaytis October 28 2008, 13:24:57 UTC
Существует инфантильность, когда исследователь отступает от решения какой-либо задачи из разряда решаемых по некоей надуманной, некорректной или неосознаваемой причине ( ... )

Reply

вот пишут тут некоторые... bogush October 28 2008, 14:38:25 UTC
...существует некорректность постановки задачи, когда мы пытаемся из задачи получить данные, которых там нет даже в скрытой форме. Из сложения апельсинов не получить молотки... это скорее стремление мыслить куда более эффективно, возможно - найти другой подход при котором молотки все таки получатся, пусть даже апельсины окажутся совсем не при чем. Отлично. А теперь докажи, что аналогия применима к вопросу об истине. ;)

...мы говорим о том, что реальность в свою очередь может как быть объективной, так и не быть ею. Я же продолжу, сказав, что субъективная реальность не может называться иллюзией. Исходя из этого в конфликте двух субъективных реальностей иллюзиями можно считать...Ты постоянно вводишь дополнительные измерения и меняешь правила игры. Что прикольно в качестве логической забавы, но немного не в тему в нашем контексте, правда? Мы ведь говорим об опыте проживания жизни, и критерии подлинного-неподлинного здесь довольно четко очерчены. В первую очередь это принцип внутренней честности: готов ли я заглянуть в лицо неприятным ( ... )

Reply


Leave a comment

Up