В Историческом музее достаточно обширная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника Константина Фёдоровича Богаевского - яркого представителя Серебряного века, всю свою жизнь воспевавшего в своем творчестве природу Восточного Крыма - Киммерии. Представлено более 100 картин художника из 20 российских музеев.
«Он родился среди камней древней Феодосии, стертых, как их имена; бродил в детстве по ее размытым холмам и могильникам; Кенегезские степи приучали его взгляд разбирать созвездия и наблюдать клубящиеся облака. Опук был горой посвящения, - с которой ему был указан путь в искусстве; зубцы коктебельских гор на горизонте были источником его романтизма, рождая в нем тоску по миражам южных стран, замкам и скалам; а деревья имения Шах-Мамая направляли его вкус к Пуссену и Клоду Лоррену», - так писал о Константине Богаевском поэт Максимилиан Волошин.
Константин Богаевский. Фото 1891, конца XIX века, около 1934.
Творчество Константина Богаевского по праву считается одним из самых ярких и незаурядных явлений в русском изобразительном искусстве ХХ века. Судьба художника была неразрывно связана с городом Феодосией: здесь он родился и прожил большую часть своей жизни. В то время Феодосия это небольшой провинциальный город, живший на руинах античного, византийского и ренессансного прошлого, что позволило художнику выстроить собственный мир грез, в котором он мог мечтать, творить и философски осмысливать прошлое и будущее. В его полотнах переплелись и слились воедино реальный мир и древние мифы, современность и архаика, давно ушедшие цивилизации и призрачная мечта о светлом будущем…
Я называю этого художника - «Поэтом облаков», почему, поймете в процессе рассмотрения его картин.
Представлять художественные произведения Константина Богаевского с выставки я буду в хронологической последовательности, так наиболее полно, как мне кажется, можно увидеть творческую эволюцию художника.
Родился Константин Богаевский 12 января 1872 года в Феодосии в семье служащего. Первые уроки рисования брал у местного художника-пейзажиста А.И. Фесслера, а также посещал мастерскую И.К. Айвазовского с целью копирования его работ. В 1891-1897 гг. учился в Петербургской Академии художеств и пейзажной мастерской Архипа Куинджи. Ранние ученические работы художника достаточно традиционны.
К.Богаевский. Дискобол. - Венера Милосская. Оба: 1892. Бумага, уголь. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
К.Богаевский. Лежащая корова. 1893. Бумага, тушь, перо. Научно-исследовательский музей при РАХ.
К.Богаевский. Море. 1896. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей.
В 1898 году Богаевский путешествует по Европе, где знакомится с современными художественными направлениями - импрессионизмом и символизмом с их новым подходом к форме и цвету.
В 1902-1903 годах художник создает первую серию картин по мотивам крымских пейзажей.
К.Богаевский. Старый Крым. 1902. Холст, масло. Русский музей.
К.Богаевский. Последние лучи. 1903. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых хорошо заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли - величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…», - писал Богаевский.
К.Богаевский. Тропический пейзаж. Эскиз к картине «Утро». 1906. Холст, масло. Русский музей.
К.Богаевский. Тропический пейзаж. 1908. Бумага, акварель, карандаш. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
В произведениях 1905-1907 годов у художника появляется апокалипсический библейский символ - звезда Полынь - как отражение мироощущения художника, во многом обусловленного чувством изолированности и одиночества во время службы в керченском военном гарнизоне и тревогой за будущее страны, пережившей восстание 1905 года и последствия поражения в русско-японской войне. В это время для Богаевского на первый план выходит крепкая дружба с Максимилианом Волошиным. Познакомившись в 1903 году в Коктебеле, они сохраняли теплые отношения всю жизнь. Несмотря на полную противоположность характеров, их объединяла общность творческих интересов, основанная на безраздельной любви к Киммерии и сходном восприятии ее природы и исторического прошлого.
М. Волошин очень высоко ценил творчество художника и стал, по сути, его первым биографом и критиком, их тандем ярко отразился в изданных Волошиным сборниках стихов. В печать неоднократно выходили литературные произведения, художественное оформление которых он доверял Богаевскому. Первым совместным трудом двух мастеров стал сборник стихов Волошина «Годы странствий» (1910), в котором один из циклов - «Киммерийские сумерки» - поэт посвятил своему другу Богаевскому. Иллюстрациями к этой книге стали произведения графической серии художника, созданной в 1905-1907 годах: это 12 рисунков-фантазий, гармонично вплетенных в лирику поэтико-философских образов Волошина.
М.Волошин. Стихотворения. 1900-1910. М.: Гриф. 1910. С илл. К.Ф. Богаевского. Дом-музей М.А. Волошина.
Иллюстрации К.Богаевского к сборнику стихотворений М.Волошина. 1900-1910: Заставка к циклу «Звезда Полынь». - Иллюстрация к циклу «Corona Astralis». - Заставка на титульном листе. - Заставка к циклу «Алтари пустыни». Все: 1908. Бумага, перо, тушь. Симферопольский художественный музей.
Гармония в картинах Богаевского снова появляется только в 1907 и 1908 годах.
К.Богаевский. Генуэзская крепость. 1907-1908. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.
В 1908-1909 годах художник путешествует по Германии, Италии, Греции, откуда привозит увлечение героико-романтическими пейзажными мотивами. Богаевский пишет классические пейзажи явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский позаимствовал идею освещения. Свои впечатления он переносит на образ родной земли - Киммерии. Гомер представлял «Киммерии печальную область» крайней границей населенного мира, севернее которой начинается полярная страна вечного холода и мрака. Тысячелетия спустя Богаевский отважился взглянуть на места, знакомые ему с детства, глазами пришельца - древнего мореплавателя, первым ступившим на эти берега… С этой поры на протяжении многих лет Богаевский разрабатывает свою оригинальную тему исторического пейзажа, вдохновленного крымской землей: нагромождения скал, руины крепостей, вековые деревья, следы давно ушедших народов переплетаются в его воображении с древними мифами и легендами. И в 1910-х годах он являл собой идеал эстета и романтика, изображаемая им природа недосягаема для человека, самоценна и идеальна в своей недоступности. Художник создавал не просто величественный пейзаж в духе творцов классицизма, а отдельный мир, о котором грезили и толковали символисты.
К.Богаевский. Киммерийская ночь. 1910. Бумага, акварель. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
К.Богаевский. Гобелен. 1910-е. Бумага, акварель, пастель. Дом-музей М.А. Волошина.
К.Богаевский. Облако. Эскиз к одноименной картине. 1910. Бумага, темпера. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
К.Богаевский. Воспоминание о Мантенье. Эскиз к одноименной картине. 1910. Холст, темпера. Вятский художественный музей.
К.Богаевский. Киммерийская область. 1910. Холст, масло. Серпуховской историко-художественный музей.
К.Богаевский. Гора Святого Георгия. 1911. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
В 1909 году Михаил Павлович Рябушинский пригласил Константина Богаевского для оформления Большой гостиной в своем новом особняке, купленном у З.Г. Морозовой. Этот особняк хорошо известен москвичам - готический особняк на Спиридоновке, построенный архитектором Ф. Шехтелем - в настоящее время это Дом проемов МИДа. Богаевский создал для гостиной три настенных панно в романтическом стиле, что вызывает у посетителей ощущение иллюзорного и фантастического пространства. Стремясь приблизится к колориту великих мастеров эпохи Ренессанса, художник на своих панно намеренно усилил контраст изображения и затемнил краски. К сожалению, в 1995 году в особняке случился пожар, и работы художника были почти полностью утрачены. Восстанавливали их по старым фотографиям интерьеров и эскизам Богаевского. В настоящее время наш министр Сергей Лавров постоянно дает пресс-конференции на фоне этих панно Богаевского.
К.Богаевский. Эскизы панно для особняка З. Морозовой. Картон, акварель, пастель. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
Гостиная с панно К.Ф. Богаевского в особняке З. Морозовой. Фото periskop.livejournal.com.
Годы Первой Мировой войны, когда художник служил в военном гарнизоне под Севастополем командиром рабочей роты, и Гражданской войны, творческого наследия не оставили.
В 1923 году вышел в свет альбом автолитографий Богаевского. Представленные в альбоме пейзажные образы - своеобразная квинтэссенция творчества художника. Величественные картины древних ландшафтов с горными массивами, пышной экзотической растительностью, курящимися вулканами, каменными крепостями - как отголоски былых цивилизаций, отсылают к давно ушедшим временам. Сияющие с невероятной силой небесные объекты: солнце, звезды, радуга - выглядят «сюрреалистично», тем самым подчеркивая космический масштаб происходящего.
Эскизы к альбому автолитографий К.Богаевского. 1923. Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А.Волошина»: Атлантида. Бумага, уголь. - Облако. Бумага, уголь. - Прошлое. Бумага, сангина. - Южная страна. Бумага, уголь.
В начале 1920-х годов, с установлением в Крыму советской власти, возникла острая необходимость учета и охраны культурных ценностей, в связи с чем на полуострове начинает свою работу Крымский комитет по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и народного быта (КрымОХРИС). Константин Богаевский активно включается в его работу: читает лекции по искусству, участвует в этнографических и археологических экспедициях. В эти годы одним из самых значимых проектов художника становится его деятельность по фиксации архитектурных памятников. Это древние крепостные стены, храмы, дворцы, археологические раскопки. Акварели, исполненные с большим мастерством и вниманием к деталям, выходят за рамки простых архитектурных зарисовок и представляют не только историческую, но и художественную ценность. Выбранные им тона - охристый, травяной, терракотовый, лиловый, голубой - как нельзя лучше передают цветовую гамму крымской природы разных районов и особенности естественного освещения. Все представленные ниже работы: 1925. Бумага, акварель. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник.
К.Богаевский. Саускан-джами.
К.Богаевский. Внутренний вид Зеленой мечети.
К.Богаевский. Бахчисарай. Фонтан и мечеть.
К.Богаевский. Ротонда над могилой.
К.Богаевский. Старый мавзолей конца XV века.
Так, благодаря выполнению государственного заказа, художник смог накопить огромный опыт и материал для своей дальнейшей работы, и с этого времени начинается новый этап его творчества, связанный с наметившимися реалистическими тенденциями.
Продолжение смотрите в следующем блоге -
Константин Богаевский. Крымская мистерия. Часть 2.