Продолжение обзора выставки художника Константина Богаевского, начало -
Константин Богаевский. Крымская мистерия. Часть 1.
Эпоха грандиозного социалистического строительства 1930-х годов способствовала появлению новых жанров в изобразительном искусстве. В это время особую роль стали играть образы стройки, индустриальные пейзажи, в которых воспевалась романтика первых пятилеток и трудовые подвиги, природа, преобразованная усилиями человека.
К.Богаевский. Баржи. 1930-е. Бумага, акварель. Дом-музей М.А. Волошина.
Получив государственный заказ от «Всехудожника», Константин Богаевский отправился в творческие командировки на крупнейшие промышленные стройки. Художник применяет для создания своих полотен метод, усвоенный еще в мастерской Архипа Куинджи: на стройплощадке он создает многочисленные эскизы карандашом или акварелью, тщательно фиксирую каждую деталь, а уже в мастерской реализует художественный замысел в виде живописных полотен. При этом даже в изображении промышленных объектов, где важна точность и достоверность, художник старается применить творческий подход: он не просто детально копирует натуру, но и создает на основе эскизов монументальные индустриальные образы. Панорамные пейзажи часто имеют низкий горизонт, а присущая им масштабность еще больше подчеркивает историческую значимость происходящего.
К.Богаевский. Промышленный объект. 1930-е. Бумага, акварель. Дом-музей М.А. Волошина.
К.Богаевский. Плотина Днепрогэса. 1932. Бумага, акварель. Дом-музей М.А. Волошина.
К.Богаевский. Днепрострой. 1930. Холст, масло. ГТГ.
К.Богаевский. Донбасс. 1935. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
В своих поисках художник не останавливается на реалистичном изображении настоящего. В сознании немолодого уже мастера происходит невероятная трансформация: он уходит от привычной для него темы мифопоэтического прошлого Земли и делает шаг в сторону пейзажа будущего. «Индустриальная романтика» Богаевского выразительнее всего воплотилась в серии «Города будущего». В его фантазиях высотные кварталы, вырастающие на горных склонах, извилистой лентой спускаются к морю; прекрасные здания, своим обликом напоминающие архитектуру эпохи Возрождения, обрамляют живописные озера… Включаюсь в процесс формирования утопических идей и концепций городской застройки будущего, художник развивает идею города-сада.
К.Богаевский. Из серии «Города будущего». 1930. Бумага, уголь. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
К.Богаевский. Из серии «Города будущего». 1930-е. Бумага, уголь. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
К.Богаевский. Индустриаль будущего. 1930-е. Бумага на картоне, акварель. Дом-музей М.А. Волошина.
К.Богаевский. Порт воображаемого города. 1932. Холст, масло. Симферопольский художественный музей.
В 1933 году Богаевскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. С формированием новых художественных доктрин Константин Богаевский отказывается от стилизации и декоративности в своем творчестве, продолжая развивать принципы героико-символического пейзажа, используя четкое композиционное построение, принципы воздушной перспективы и другие приемы, найденные им еще в 1900-е годы. Искусство, которое он постигал у мастеров Возрождения и французского классицизма, остается с ним на протяжении всего творческого пути и находит выражение в его произведениях, принадлежавших уже новой социалистической эпохе.
К.Богаевский. Горный пейзаж. 1924. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.
К.Богаевский. Каффа (Старая Феодосия). 1927. Холст, масло. ГТГ.
В отличие от фантазийных пейзажей периода творческих экспериментов и поиска своего стиля - произведения 1930-1940-х годов становятся более реалистичными. В эти же годы Богаевский приходит к новой для него пейзажной теме городской панорамы, композиционно близкой итальянским ведутам XVIII века. Он пишет с разных ракурсов виды родной Феодосии, Керчи, прибрежных курортных поселков.
К.Богаевский. Горный пейзаж. 1930. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
К.Богаевский. Феодосия. 1930. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
К.Богаевский. Старая гавань. 1931. Холст, масло. Симферопольский художественный музей.
К.Богаевский. Старая Феодосия. 1935. Холст, масло. ГТГ.
К.Богаевский. Феодосия современная. 1932. Холст, масло. ГТГ.
К.Богаевский. Горный пейзаж. 1940. Холст, масло. Симферопольский художественный музей.
К.Богаевский. Вечер у моря. 1941. Холст, масло. Симферопольский художественный музей.
В конце обзора покажу то, что мне понравилось более всего на выставке - акварельные пейзажи художника.
Константин Богаевский, получивший традиционное академическое образование, использовал графику, прежде всего, в качестве вспомогательного средства для живописного произведения, поэтому многие свои графические работы он впоследствии уничтожил. При этом его творческое наследие насчитывает значительное количество рисунков и акварельных эскизов, относящихся к конкретным живописным полотнам. В технике акварели он создавал и самостоятельные произведения, которые участвовали в многочисленных выставках. Он добивался насыщенной гаммы и детальности, комбинируя акварель с цветным карандашом, пастелью и гуашью. Художник тонким прозрачным слоем акварели прописывал основу, в которую после добавлял более плотные слои разных планов, что придает большую глубину пейзажному мотиву и звучность общему тону.
К.Богаевский. Феодосия. 1930. Бумага, акварель, итальянский карандаш. ГТГ.
К.Богаевский. Судакская крепость. 1931. Бумага, акварель, итальянский карандаш. ГТГ.
К.Богаевский. Пейзаж с деревьями. 1931. Бумага на картоне, акварель, гуашь, пастель. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.
К.Богаевский. Древний город. 1930. Бумага, акварель. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
К.Богаевский. Мыс Меганом. 1931. Бумага, акварель, итальянский карандаш. ГТГ.
К.Богаевский. Керчь. 1938. Бумага с водяным знаком, акварель, итальянский карандаш. ГТГ.
К.Богаевский. Воспоминания о Мантенье. 1942. Бумага, акварель. Симферопольский художественный музей.
К.Богаевский. Озеро в скалах. (?). Бумага, акварель, пастель. Дом-музей М.А. Волошина.
К.Ф. Богаевский трагически погиб во время немецкой бомбежки Феодосии в 1943 году. Но его творчество навсегда вошло в историю живописи, а произведения остались во многих музеях постсоветского пространства и коллекциях крымских музеев.
А теперь вы поняли, почему я называю Богаевского «Поэтом облаков»?
Использованные источники: Материалы выставки; Википедия.