Офорты Ивана Фомина

Apr 24, 2022 18:52


В Музее архитектуры имени А.В. Щусева выставка «Очарованный классикой. Офорты Ивана Фомина», приуроченная к 150-летию со дня рождения архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина. Здесь представлены офортные доски, выполненные рукою мастера, авторские оттиски и более поздние отпечатки его архитектурных офортов.

Иван Александрович Фомин (1872-1936) - выдающийся зодчий и талантливый график - был воспитанником архитектурной школы Академии Художеств. Очарованный классикой с ученических лет, он скрупулезно изучал произведения античности, ренессанса и классицизма. Его исследования памятников архитектуры русского классицизма нашли отражение в «Истории русского искусства» (1910-е) и в экспозиции «Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности в России» в Санкт-Петербурге (1911).



И.Фомин за работой над проектами в своем кабинете. Фото 1910-х.



Пройдя через кратковременное увлечение стилем модерн, Фомин сложился в архитектуре как мастер неоклассического направления, который находил приемы для построения гармоничных, созвучных времени композиций. Даже в 1920-е годы в период рассвета авангарда архитектор оставался современным и востребованным. Он пошел по пути реконструкции и упрощения классического ордера, разработав оригинальную творческую концепцию «пролетарской классики». Напомню вам некоторые хорошо известные работы этого архитектора.



Архитектор И.А. Фомин. Дом общества «Динамо», 1928; Здание Наркомата (Министерства) путей сообщения, реконструкция 1932-1938; Станция метро «Красные Ворота», проект 1933; Станция метро «Театральная», проект 1935. Фото с сайта: bookingsky.ru.

А вот его увлечение офортами по-прежнему остается малоизвестным, хотя для Фомина офорты никогда не было каким-то побочным, вспомогательным занятием. В Академии Художеств он параллельно посещал класс знаменитого профессора Василия Матэ, учителя Серова, Репина и Остроумовой-Лебедевой и закончил обучение сразу по двум программам. Фомин в совершенстве овладел гравировальными навыками и с успехом применил их в своем дипломном проекте «Курзала на минеральных водах» (1909). Техника офорта служила для Фомина наиболее удачным средством выражения его архитектурных замыслов и позволяла придать проектному чертежу законченный вид.



И.Фомин. Курзал на минеральных водах. Лестница в парке. 1909. Бумага, офорт. Оттиск 1963.



И.Фомин. Курзал на минеральных водах. Вид сквозь арку на театр. 1909. Бумага, офорт, акватинта. Оттиск 1963.

Это один из самых эффектных листов Фомина в дипломной серии офортов. Он умело сочетает острый ракурс, мощный контраст трех планов и поэтическую жанровую сценку приезда зрителей в театр. Этот прием будет позднее широко использоваться в художественной фотографии и кинематографе.

Фомин создал выразительные образы архитектурных сооружений, которые служили грандиозной сценической декорацией. Он умело сочетает неожиданные ракурсы и приемы с поэтическими жанровыми сценками. Архитектор мастерски владеет штрихом и тщательно прорабатывал детали. О серьезности увлечения Иваном Фоминым этой сферой художественного творчества говорит тот факт, что он даже сам спроектировал станок для печати офортов и фотогравюр.



И.Фомин. Курзал на минеральных водах. Театр. Фрагмент бокового фасада. 1909. Бумага, офорт. Оттиск 1963.



И.Фомин. Курзал на минеральных водах. Вид на въездную аллею парка из-под театрального портика. 1909. Бумага, офорт, акватинта. Оттиск 1963.

В годы учебы Фомин был близок к объединению «Мир Искусства», и в данном офорте связь с модерном чувствуется в изысканной гибкости женских фигур, в грандиозном изображении лошадей и экипажей.



И.Фомин. Курзал на минеральных водах. Аллея парка с прямоугольным водоемом. 1909. Бумага, офорт. Оттиск 1963.

А этот офорт близок к «Версальской серии» А.Бенуа. Аллея парка с безупречно гладкой водой и геометрически подстриженными боскетами является прямой отсылкой к садам Версаля.



Курзал на минеральных водах. Театральный разъезд. 1909. Бумага, офорт. Авторский оттиск.



И.Фомин. Курзал на минеральных водах. Фрагмент галереи с аркой. 1909. Бумага, офорт, акватинта. Оттиск 1963.



И.Фомин. Курзал на минеральных водах. Колоннада ротонды. 1909. Бумага, офорт. Оттиск 1963.

Именно эти наполненные живыми персонажами, резкими ракурсами и смелыми перспективами гравюры, сопровождавшие дипломный проект курзала, а также созданные по итогам пенсионерской поездки, стали основой экспозиции данной выставки.

За свой диплом Иван Александрович получил звание художника-архитектора и был удостоен пенсионерской поездки за границу, по итогам которой также возникла его графическая серия. Без преувеличения можно говорить не только об осмыслении классического архитектурного наследия через гравюру, но и о попытке оживления, фиксации эмоционального переживания как увиденного, так и создаваемого.



И.Фомин. Виа Кавур. Рим, Италия. 1910. Бумага, офорт. Оттиск 1963.

В офортах Фомина видно его высокое мастерство рисовальщика. Из мелких штрихов вылепливаются очень выразительные формы. Но особенно яркими акцентами в графических работах становятся никак не закрашенные пустоты. Например, на офорте Виа Кавур две маленькие фигуры, поднявшись по лестнице, уходят в пустоту.



И.Фомин. Палаццо на виа Фламиния. Рим, Италия. 1910. Бумага, офорт. Оттиск 1963.



И.Фомин. Мост Лугано и мавзолей Плавтиев. Тиволи, Италия. 1910. Бумага, офорт. Оттиск 1963.

Иногда в офортах Фомина, сделанных по материалам заграничной поездки, античная архитектура предстает в неожиданном ракурсе. Так колоннада древнего храма на Афинском акрополе лишь слегка просматривается в узком проеме стены. Замкнутость композиции порождает ощущение внутренней напряженности, что свидетельствует о влиянии Пиранези на творчество Фомина. Архитектор максимально приближает первый план к зрителю, что в сочетании с подробной детализацией и патиной времени позволяет почувствовать массу и фактуру материала.



И.Фомин. Вход на Акрополь. Афины, Греция. 1910. Бумага, офорт, акватинта. Авторский оттиск.

Во время поездки по Италии Фомин выполнил серию офортов на вилле Фарнеза недалеко от Рима. Особое внимание архитектора привлек великолепный сад, богато оформленный фонтанами и скульптурой.



И.Фомин. Фонтан со скульптурами речных божеств. Вилла Фарнезе Капрарола, Италия. 1910. Бумага, офорт. Оттиск 1963.



И.Фомин. Фонтаны со скульптурными масками. Вилла Фарнезе Капрарола, Италия. 1910. Бумага, офорт. Оттиски 1963.



И.Фомин. Проект Ограды Исаакиевского сквера. Санкт-Петербург. 1910. Бумага, офорт. Оттиск 1963.

Одно их самых значительных и красивых произведений Фомина неоклассического периода - это дом А.А. Половцова на Каменном острове в Санкт-Петербурге. Фомин использовал симметричную композицию, которую он уже применял в проекте Курзала, с большим парадным двором, открытым к парку, и боковыми крыльями. Центральный вход он решил в виде портика, который завершается фронтоном с полукруглой нишей.



И.Фомин. Проект дома А.А. Половцова на Каменном острове. Фасад. 1911. Бумага, офорт. Оттиск 1963.



И.Фомин. Чернышева площадь. Санкт-Петербург. 1911. Бумага, офорт, акватинта. Оттиск 1963.

В 1911 году был объявлен конкурс на проект нового Бородинского моста в Москве, которому придавалось значение моста-мемориала, посвященного памяти героев Отечественной войны 1812 года. В конкурсе участвовали В.А. Покровский, И.А. Фомин, Г.П. Передерий, Г.Г. Кривошеин. Фомин представил проект монументального архитектурного сооружения, в котором он предлагал использовать взаимосвязь новых технических форм (фермы) и традиционных материалов (каменная кладка). Его проект получил вторую премию, а возвел Бородинский мост, как известно, архитектор Р.И. Клейн.



И.Фомин. Проект Бородинского моста. Москва. Конкурс. Перспектива. 1911. Бумага, офорт. Оттиск 1963.



И.Фомин. Проект Бородинского моста. Москва. Конкурс. Перспектива устоев с пушками. 1911. Бумага, офорт.



И.Фомин. Проект Бородинского моста. Москва. Конкурс. Фрагмент ограды. 1911. Бумага, офорт.

В 1911-1913 годы Иван Фомин работал над градостроительным проектом - коренной реконструкцией обширной территории в западной части острова Голодай в Санкт-Петербурге (ныне остров Декабристов). В основу планировки «Нового Петербурга» была положена радиально-кольцевая система. Композиционным центром служила большая полукруглая площадь, от которой на запад в сторону моря были проложены три магистральные улицы. С восточной стороны к ней примыкала прямоугольная рыночная площадь, по периметру которой располагались низкие торговые корпуса с открытыми галереями-колоннадами. Проезд на полукруглую площадь был оформлен павильонами с портиками.



И.Фомин. Проект «Новый Петербург». Планировка и застройка острова Голодай. Центральная площадь ансамбля. 1912. Бумага, карандаш, тушь, белила.

По дуге главной площади архитектор расположил четыре жилых пятиэтажных дома, соединив их между собой проездными колоннадами. Фасады этих зданий должны были украшать коринфские пилястры высотой в четыре этажа, а пятый этаж трактовался как аттиковое завершение. Боковые ризалиты должны были быть обработаны активным рельефным рустом. Строительство ансамбля началось весной 1912 года, однако по проекту Фомина было реализовано только одно жилое здание (пер. Каховского, д.2).



И.Фомин. Проект «Новый Петербург». Планировка и застройка острова Голодай. Фрагмент перспективы с колоннадой. 1912. Бумага, офорт, акватинта, акварель, процарапывание.



Архитектор И.Фомин. Дом 2 по переулку Каховского. Фото 2014 года из книги «Прогулки по Петербургу с Виктором Бузиновым. 36 увлекательных путешествий по Северной столице».

В 1912 году Фомин принимает участие в конкурсе на проект Контрактового дома в Киеве. Это банковское здание он решает в традициях неоклассики: выделенная средняя часть с симметричными боковыми крыльями. Парадный вход представляет собой выступающий ризалит с глубокой аркой, его фасад и стволы мощных колонн оформлены крупным рустом неправильной формы. Здесь Фомин сознательно использует античные прототипы древнего Рима для усиления монументальности сооружения.



И.Фомин. Проект Контрактового дома в Киеве. Конкурс. Фрагмент фасада. 1912. Бумага, офорт. Оттиск 1963.

В начале 1900-х годов остро встал вопрос о расширении и реорганизации Николаевского вокзала в Петербурге, построенного по проекту К.А.Тона еще в 1844-1851 гг. В конце 1906 года был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие известные архитекторы, но полученные результаты не удовлетворили Управление железной дороги. В 1912 году был организован еще один конкурс с участием архитекторов И.А.Фомина, В.А.Щуко, Ф.И.Лидваля, А.А.Барышникова и гражданского инженера А.А.Гречанникова. Из представленных проектов Император Николай II лучшим назвал проект В.А.Щуко.



И.Фомин. Проект перестройки Николаевского (Московского) вокзала. Санкт-Петербург. Конкурс. Перспектива. 1912. Бумага, офорт. Оттиск 1963.

Внутренние помещения вокзала, перекрытые высокими цилиндрическими сводами, отличались суровой и лаконичной отделкой. Пространственный ритм в интерьере проекта задавали колонны дорического ордера, соразмерные с «человеческим масштабом».



И.Фомин. Проект перестройки Николаевского (Московского) вокзала. Санкт-Петербург. Конкурс. Интерьер вестибюля. 1912. Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель.



И.Фомин. Женская фигура, спускающаяся по лестнице. 1910-е. Бумага, офорт. Оттиск 1963.

Совершенно очевидно, что именно через печатную графику очень полно раскрывается, наверное, самая привлекательная черта построек Ивана Фомина - удивительная свобода в использовании всего невероятно разнообразного лексикона классической архитектуры, такой уровень свободы, позволявший даже уважительную иронию. Показательно, что из всего послереволюционного наследия архитектора в живую и эмоциональную концепцию выставки вписалось только малоизвестное надгробие актера Иоакима Тартакова и созданные для него декоративные маски.

В первой половине 1920-х годов, уже в советское время, Фомин большое внимание уделяет мемориальной теме. Он разрабатывает несколько надгробных памятников и монументов: на братских могилах в Лесном, Я.М.Свердлову и товарищу Артему (Ф.А.Сергееву), архитектору А.Н.Воронихину и артисту И.В.Тартакову. Удалось реализовать только памятник Иоакиму Викторовичу Тартакову, выполненный совместно со скульпторами Я.А.Троупянским и В.А.Синайским, который был установлен 1924 году на могиле артиста в Александро-Невской лавре. Это ступенчатая пирамида, приподнятая над пьедесталом и всем своим весом опирающаяся на небольшие скульптурные маски. Особую выразительность и индивидуальность этим маскам Фомина придает их экспрессивность с элементами гротеска и шаржа.



Надгробие актера Иоакима Тартакова. Фото с сайта: hellopiter.ru



И.Фомин. Женская и мужская маски для надгробного памятника артисту И.В.Тартакову. 1923. Модель: гипс, тонировка.

Офорты Фомина, Архитектор Фомин

Previous post Next post
Up