"История человечества - это история иллюзий, утопий и разрушений. Когда все летит в тартарары, спасает искусство", - Валерий Кошляков.
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева новый проект известного классика русского современного искусства Валерия Кошлякова. Эту выставку художник подготовил специально для пространства исторической усадьбы, в которой располагается музей. Кошляков реализовывал проект 2,5 года, хотя задумывался он еще 4 года назад.
В. Кошляков. Темпл.
Выставка необычно начинается за пределами выставочных залов - на лестнице, где размещена работа Кошлякова «Темпл» по соседству с фризом афинского Парфенона 442-438 гг. до н.э. работы Фидия. Изображен Храм Е - V века до н.э., расположенный в городе Селинунте на Сицилии. Этот храм единственный реконструированный на акрополе, остальные храмы - груды развалин. Этот эффект и стремится передать Кошляков в данной работе. На переднем плане ярко и детально прописанные фрагменты разрушенных колонн, а вот сам храм нарисован тонкими линиями, как бы проступающий из тумана. Эта картина останется здесь навсегда, художник подарил ее музею.
Всего на выставке представлены более 60 живописных панно художника, большинство в жанре ведуты - изображение городского пейзажа и памятников архитектуры, но все, как мне кажется, с постапокалиптическим привкусом. Мое мнения о художнике таково: Валерий Кошляков пишет очень своеобразные картины, не все я принимаю, но позиция художника заслуживает уважения, особенно его живописные размышления о культуре городов, о городах без людей, о том, что происходит с культурным наследием в современном мире, насколько старые города могут выживать в современных условиях.
Пройдемся по залам музейной анфилады, каждый из которых художник посвятил определённой теме.
Зал первый. В этом зале представлены культурные символы Европы и порталы соборов и церквей как вечные источники вдохновения. Это окна и виды больших городов, где сложившаяся за века городская ткань, и это очень важно, не нарушена современным строительством.
В. Кошляков. Фрагмент города. Париж. Площадь согласия. 2005. Холст, акрил. 200х450 см.
Почти все картины на выставке созданы в последние 2,5 года, но встречаются и более ранние вещи, попали они в экспозицию по воле самого художника. А пришел Кошляков к своему особому художественному стилю, уникальному почерку еще в начале 1990-х годов.
В. Кошляков. Фонтан Треви. 2009. Холст, масло. 250х240 см. - Реймсский собор. 2021. Холст, темпера, маркеры. 300х200 см.
В. Кошляков. Фонтан Паолина. 2021. Холст, темпера. 220х200 см.
Архитектура всегда была главной темой творчества Валерия Кошлякова. Никакое другое искусство не присутствует настолько масштабно в человеческой жизни, и потому архитектура является мощным средством воздействия на нее. Кошляков рассматривает архитектуру как поиск идеала среди огромного множества идей. Идей, как изначально утопических, так и реализованных, и превращенных в чисто художественные образы. Вдохновившие мастера архитектурные проекты, их авторское осмысление и взаимосвязи, воплощены в больших живописных панно (размер имеет значение, поэтому в подписях к картинам я привожу размеры картин) и взаимодействующих с ними обломках выброшенной людьми старинной мебели, которые художник превращает в выставочные объекты.
В названии выставки термин DOMUS следует понимать как «наш общий дом, наше бытие». Художник своими работами задаёт нам вопрос: для чего человеку нужна архитектура, и в какой архитектуре ему хочется существовать.
В. Кошляков. Окно 3. Рим. 2021. Холст, темпера. 250х340 см.
В. Кошляков. Окно 2. Париж. 2019. 270х170 см. - Окно 1. Париж. 2019-2020. 350х200 см. Обе: Холст, темпера.
Многие критики считают Валерия Кошлякова одним из самых интересных художников современной России. Он очень известен и востребован, его называют «любимцем Рублевки». Он не раз был представителем от России на биеннале в Сан-Паоло, Венеции, Нью-Йорке. Его работы хранятся в крупнейших музеях мира и в собраниях коллекционеров.
Зал второй. Это образы уходящей европейской культуры - дворцы и замки Франции. Фрагменты старинной мебели, найденной художником на улицах Парижа, выглядят как метафора архитектурных руин. Весь этот культурный хлам здесь для того, чтобы подвигнуть нас на размышления.
В. Кошляков. Архитектурный натюрморт. 2020. Холст, темпера, ассамбляж. 250х340 см.
В. Кошляков. Опера. Париж. 2014. Холст, темпера. 200х300 см.
В. Кошляков. Шато. 2018. Холст, темпера. 150х150 см.
Художник пишет картины к найденной им на улицах Парижа выброшенной мебели. Предметы мебели в концепции Валерия Кошлякова становятся «зданиями», и как восприятие старинных зданий меняется в зависимости от того, как меняется среда вокруг них, так и наше восприятие мебели меняется от того, в какой интерьер мы их поместим. Живопись Кошлякова вступает в диалог с предметами, выброшенными из их родного контекста, тем самым делая их архитектоничными. Они напоминают памятники архитектуры, которые существуют в пространстве постоянно обновляемых городов.
На переднем плане - Буря. Фрагмент по мотивам картины Делакруа. 2021. Холст, темпера, ассамбляж. 216х164 см.
Картина «Фрагмент по мотивам картины Эжена Делакруа» выступает здесь как символ романтизма.
Зал третий Dom. Здесь представлена серия Порталов храмов, которые олицетворяют силу, мощь и обаяние христианского искусства. Dom - название главного городского собора любого европейского города. Поднимая проблему отказа от архитектурного декора и пышного убранства в храмовом зодчестве Европы, художник продолжает тему разрыва современного сознания с религией и классической культурой.
В. Кошляков. Портал № 1. 2021. Холст, темпера, коллаж. 250х170 см. - Портал № 5. 2021. Холст, темпера, маркеры. 220х160 см.
В. Кошляков. Плафон. 2021. Холст, темпера. 370х350 см.
В. Кошляков. Портал № 3. 2020. Холст, темпера, маркеры. 300х150 см.
В. Кошляков. Портал № 2. 2021. Холст, темпера. 310х200 см. - Площадь Навона. 2020. Холст, темпера, коллаж, маркеры. 320х200 см.
На этих холстах изображенные древние здания и античные скульптуры как бы растворяются в атмосфере, а местами проходят насквозь других изображений, сливаясь в единый ансамбль.
Залы четвёртый и пятый. Это архитектурные утопии и фантазии. Художник своими работами задает вопрос, для чего человеку нужна архитектура и в какой архитектуре ему хочется существовать.
В. Кошляков. Барочный интерьер. 2019-2020. Холст, темпера, ассамбляж. 220х340 см.
В. Кошляков. Фараон. 2020. Холст, темпера, ассамбляж. 250х340 см.
Портрет Фараона выцарапан, а не написан, на полированной дверце советского шкафа.
В. Кошляков. Поэзия на руинах. 2020. Холст, темпера, коллаж, маркеры. 300х450 см.
В. Кошляков. Река. 2021. Холст, темпера, коллаж. 120х130 см.
В. Кошляков. Вершина башни. 2020-2021. Холст, темпера. 370х370 см.
В. Кошляков. Идиллический пейзаж. 2021. Холст, темпера, коллаж, маркеры. 150х300 см.
Залы шестой и седьмой. Художник представляет символы незаконченного долгостроя, отражения мечты и вечных поисков идеальной архитектуры, а также русскую архитектуру и интерьеры. Здесь же представлен модернизм и современный постмодернизм.
В. Кошляков. Мираж. Серия «Отражения». 2019. Холст, темпера, коллаж. 300х150 см.
В. Кошляков. Храм Солнца. 2020-2021. Холст, темпера, коллаж, маркеры. 360х440 см.
Характерные для Кошлякова потеки красочных слоев служат легким «занавесом», из-за чего все созданное художником ассоциируется с сюжетом из сна, это как бы картины-видения.
В. Кошляков. Клуб Зуева. Серия «Утопии модернизма». 2017. Холст, темпера, маркеры. 200х210 см.
В. Кошляков. Театр Советской армии. 2016. Холст, темпера. 240х320 см.
В. Кошляков. Видение города. 100х80 см. - Клуб. Серия «Утопии модернизма». 130х120 см. Обе: 2019. Холст, темпера, коллаж, маркеры.
Зал восьмой. Работы из серии «Вещизм», посвящённые конечности модернистской традиции, проходящей моде и новому дизайну. Казалось бы, мы видим совсем недавний мир, но он уже прошлое. Так и вся цивилизация постепенно превращается в прошлое.
В. Кошляков. Интерьер с подсвечником. 2021. 86х67,5 см. - Вилла №1. 2020. 82х73 см. - Вилла №10. 2021. Холст, темпера. 65х46 см. - Вилла №3. 2021. 74,5х61 см. Все: Холст, темпера, маркеры.
В. Кошляков. Модный интерьер 2. 2020. Холст, темпера, маркеры. 240х200 см. - Объект "Журнальный столик". 2021. Фанера, темпера.
В. Кошляков. Два архитектора. 2021. Холст, темпера. - Современная архитектура. 2001. Холст, темпера, коллаж.
В. Кошляков. Объект «Модный интерьер». 2021. Фанера, темпера, пластик. - Объект «Журналы». Фанера, темпера.
В. Кошляков. Объект «Вилла радости». 2021. Холст, темпера, маркеры. 168х91 см.
Развитие цивилизации - это бесконечный поиск баланса между сохранением и новым строительством, новой жизнью. Таким образом, выставка отражает связь между историческим зданием, искусством, поселившимся в нем, и жизнью, проходящей за пределами музея.
Наверное, по отдельности каждое из полотен смотрелось бы так себе - но формат «тотальной инсталляции», концептуально просчитанной, да еще отлично вписанной в пространства анфилады музея, позволяет воспринимать картины Валерия Кошлякова не просто как произведения живописные, но как элемент игры с архитектурными объектами и в целом с историей культуры.
Кроме того, очевидно, что эта выставка приурочена и к юбилею художника: в июне 2022 года ему исполнится 60 лет.
Использованные источники:
https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220316-gujb/; материалы выставки;
https://kulturologia.ru/blogs/231217/37127/.