Разворот на Восток

May 07, 2022 22:25


В настоящее время актуален стал поворот на Восток, вот и мы тоже не отстаем и направляемся в Музей Востока, где одновременно развернуты сразу три выставки: «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии», «Золотая ветвь» и «Евгений Лансере в Дагестане». Представлю из каждой выставки небольшой наиболее понравившийся кусочек экспозиции.



Музей Востока. На выставке «Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии».



«Животные и фантастические существа в древней культуре Евразии». У всех народов Земли существуют поверья о животных. Вполне реальным млекопитающим, пернатым и земноводным приписывались необычайные и таинственные свойства. Среди них выделяются особи, наделяемые сверхъестественными качествами. На базе этих представлений в первобытном обществе сложилась религиозная система - тотемизм. Это представление о сверхъестественной связи, родстве рода или племени людей с определённым видом животных.



Голова оленя (фрагмент навершия) с серебряными рогами. Северо-западный Кавказ, Закубанье. Первая половина IV в. до н.э. Золото, серебро.

С доисторических времен животные были превращены людьми в объекты культуры. Они сделали их символами сверхъестественных сил, а также средством связи с божественным миром. Вот, например, предметы «Звериного стиля», которые во 2-й трети I тыс. до н.э. были широко распространены на огромной территории от Днепра до Саян и являлись своеобразной «lingua franca» евразийских степей. Одним из регионов, где эти предметы были широко распространены, является Северный Кавказ, где «Звериный стиль» представлен изделиями меото-скифского зооморфного искусства.



Навершие в виде кабана. Золото, серебро. - Ритон, оканчивающийся головой кошачьего хищника. Северо-западный Кавказ. Первая половина IV в. до н.э. Золото.



Бляшки в виде оленя и льва. Северо-западный Кавказ, Закубанье. Первая половина IV в. до н.э. Золото.



Парные псалии с головой грифона. Северо-западный Кавказ. Первая половина IV в. до н.э. Бронза.



Парные псалии в виде фигуры оленя. Северо-западный Кавказ. Первая половина IV в. до н.э. Бронза.



Миниатюрные скульптурки в виде лежачего льва. Северо-западный Кавказ. Первая половина IV в. до н.э. Золото.



Бляшки в виде уточек. Северо-западный Кавказ, Закубанье. Первая половина IV в. до н.э. Золото.

На территории Средней Азии и всего Среднего Востока представления Богов в виде животных и фантастических существ выражаются не только в предметах «Звериного стиля», известных в материалах скотоводческих курганных могильников. Изображения животных и полиморфных персонажей присутствуют и на бытовых сосудах. Например, рельефы на керамических флягах из Хорезма. Это уникальные фляги, т.к. нигде, кроме Хорезма, они не встречаются. Есть все основания полагать, что это воплощение некоторых мифов древних индоариев.



Керамическая крышка с изображением первочеловека (устроителя мира). - Полусферическая фляга с изображением оленя. Средняя Азия. Северный Туркестан. IV-II вв. до н.э. Керамика.



Полусферические фляги с изображением всадника на верблюде. Средняя Азия. Северный Туркестан. IV-II вв. до н.э. Керамика.

Большая часть экспонируемых на выставке предметов была получена в ходе раскопок, которые проводились археологическими экспедициями Государственного музея Востока на территории Северо-Западного Кавказа (Республика Адыгея и Краснодарский Край), Чукотки и Средней Азии (Республика Узбекистан). Всего экспонировано более 200 музейных предметов.

«Евгений Лансере в Дагестане». Имя художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946) не нуждается в представлении. Обладая многими талантами, он занимался станковой и печатной графикой, живописью - монументальной и станковой, театрально-декорационным искусством, создавал проекты изделий для фарфорового и стекольного заводов Санкт-Петербурга и гранильных фабрик в Петергофе и Екатеринбурге. Вместе со своим дядей - знаменитым художником Александром Бенуа, создателем художественного объединения «Мир искусства», он принимал деятельное участие в его выставках, выпусках одноименного журнала, других изданий. И хотя его имя меркнет рядом с его знаменитой сестрой Зинаидой Серебряковой, посмотреть его работы все же стоит.



Е.Лансере. Автопортрет. 1917. Бумага, смешанная техника.

Это первая персональная выставка произведений художника в Музее Востока, а ведь многие годы творческой жизни Евгения Лансере прошли на Кавказе. Художник неоднократно бывал там в разные времена - мирные и военные, волею судеб оказывался на Кавказе «в минуты роковые». В течение 40 лет он приезжал туда, а временами подолгу жил. Преподавал в гимназии Темир-хан-Шуры (1918-1919; ныне это город Буйнакск), Академии Художеств Грузии (1922-1934).



Е.Лансере. Иллюстрации к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»: Хаджи-Мурат со своими мюридами. Бумага, темпера. - Юсуф. Картон, карандаш, темпера. 1913.



Е.Лансере. Хаджи-Мурат с убитым мюридом. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». 1913. Бумага, гуашь, темпера.



Е.Лансере. Вид на Ханский дворец кумыкских шахмалов в Кафыр-Кумухе. 1918. Бумага, темпера.

Данная работа является архитектурной реконструкцией, созданной Лансере по сохранившимся фото, гравюрам и воспоминаниям местных жителей, т.к. к моменту приезда художника в Кафыр-Кумух дворец уже был разобран при строительстве железнодорожной ветки Порт-Петровск - Темир-Хан-Шура в 1914 году.



Е.Лансере. Интерьер мечети (733-734) в Дербенте. 1919. Бумага, темпера.



Е.Лансере. Орада (Урада). 1925. Бумага, темпера.



Е.Лансере. Тидиб вечером. 1925. Бумага, темпера.



Е.Лансере. Гента, часть аула с башней. 1925. Бумага, акварель.



Е.Лансере. Типы столбов. 1925. Бумага, тушь. - Дагестанский балхарский кувшин, 1918. Бумага, гуашь.



Е.Лансере. Станица Старогладковская. 1928. Бумага, акварель.

В этой станице с мая 1851 по 19 января 1854 года жил Л.Н. Толстой, где работал над повестью «Детство», здесь также сложился замысел «Казаков».

В экспозиции представлены работы Лансере из Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Государственного музея Л.Н. Толстого и частных коллекций.

«Золотая ветвь». Совместная выставка музея Востока и международного выставочного проекта GOODWOOD, объединившего современных художников-ювелиров из разных стран. На выставке представлено более 200 экспонатов из дерева: скульптура, маски, традиционная утварь разных регионов Востока, а также работы современных ювелиров, работающих с деревом.



Слева: Вождь с жезлом в руке. Конго. Середина ХХ в. и Юлия Бунакова, Евгений Хохлов. Нагрудное украшение из «Русской коллекции». 2020. Дерево, медь. - Справа: Голова предка. Чукотка. XIX в. и Дарья Луцкевич. Беларусь. Колье «The Face Necklace»2019. 5000-летний мореный дуб, кожа, сталь.



Слева: Маска чихонго. Ангола. ХХ в. и Виктор Удоденко. Кострома. Декоративные очки «NeoAppolon» и нагубное украшение «Aichrizon». 2021. Граб. - Справа: Маска-шлем Бунду. Сьерра-Леоне. Первая половина ХХ в.



Церемониальная маска - наголовник чивара (антилопа). Мали. 1950-е - начало 1960-х.



Авалокитешвара. Тибет. Конец XVII - начало XIX в. - Алтарные украшения. Бурятия. Конец XIX - начало XX в. - Оксана Наумова. Санкт-Петербург. Брошь серии «Тара». 2022.



Цымбыл. Кладбищенская собака. Монголия. Конец XIX - начало ХХ века. - Балийский страж. Индонезия, о. Бали. XIX в.



Владимир Дубровский. Санкт-Петербург. Гребни: Рождение ветра. 2021. - Луна в тумане. 2022. - Риф. 2022.



Будда Майтрея. Монголия. Начало XIX в. - На лбу Будды - миниатюрная модель ступы.



Анна Рекант. Санкт-Петербург. Кольца: «Фудзи», 2017 и «Баланс», 2022.



Анна Райгородская. Санкт-Петербург. Серьги и шпилька «В небесах Поднебесной». 2022. - Анастасия Номар. Хабаровск. Колье «Хранительница искушений». 2021.



Театральные маски театра Но. Япония. XIX в.



Маска антилопы. Буркина-Фасо. ХХ в. - Маска демона. Япония. XIX в.



Надежда Шек. Лето. 1996.

Современные художники-ювелиры создали работы, на которые их вдохновили музейные предметы, специально для этой выставки.  В их работах находят отражение древняя архаика и магия традиционного искусства.

Музей Востока

Previous post Next post
Up