Отношение древних к абортам и эвтаназии

Jun 10, 2020 16:40


Греческие и римские женщины знали планирование семьи и контрацепцию. Для этого они использовали растение сильфий так активно, что оно вымерло. Аборты не осуждались ни в Греции, ни в Риме, не считая случаев, когда отец был против. Вообще античные врачи знали около 200 способов прервать беременность, и эти методы «были на удивление эффективными».
Применялись они по желанию женщины, за исключением ситуаций, когда это могло навредить её здоровью, как это происходит и сейчас: аборты на поздних сроках противопоказаны исключительно из-за повышенной опасности для беременной. Таким образом, древние не сомневались, что право на аборт естественно для женщины, а мы только-только перестаём сомневаться, всё ещё преодолевая влияние христианства, которое выступало извечным противником прерывания беременности, несмотря на то, что ранние мыслители этой религии, такие как Аврелий Августин были согласны с Аристотелем и стоиками в том, что плод не обладает ещё полноценной душой, но лишь растительной, и потому аборт дело вполне допустимое. Римские авторы порой возмущались, если женщины из высшего общества прерывали беременность, но только лишь из евгенических соображений, к абортам же простолюдинов относились примерно на уровне расистских американских шуток про чернокожих борцов с преступностью.





Одним из самых знаменитых текстов, оставленных Гиппократом, является его знаменитая клятва. В наши дни исследователи предлагают считать интерпретации, согласно которым клятва якобы запрещает аборты, «экстремально вольными» (по этой причине из варианта клятвы, использующейся нынешними врачами США, момент с абортами убран целиком). Такой запрет прямо противоречит как другим текстам того же гиппократовского корпуса, так и тому, что мы знаем об обычаях древних. Гиппократ подробно разъясняет в сочинении «О природе ребёнка», как именно нужно производить аборт, но ни слова не говорит о предположительной аморальности деяния. Описания совершаемых античными врачами абортов весьма многочисленны. Древние, впрочем, знали и постнатальный аборт, именуемый иначе инфантицидом, проще говоря, речь идёт об убийстве детей, но эта практика была вполне легальной повсюду вплоть до самого недавнего времени, так, в США акт умерщвления родителем собственного ребёнка только в 1951 году перестал считаться лишь тяжёлым хулиганство. Всё это, впрочем, вовсе не мешает матерям использовать мусорные баки в качестве беби-боксов и в наши дни, тем чаще, чем менее им доступны аборты.

Схоже ситуация обстоит и с эвтаназией, которая тоже как будто бы запрещена клятвой Гиппократа, но такое понимание в наши дни также оспаривается. Такие греческие мыслители как Платон и стоики широко одобряли право человека на добровольный уход из жизни (по этой причине в наши дни Стоиконы запрещаются в РФ). Считалось неотъемлемым правом римского гражданина свести счёты с жизнью, его лишены были лишь рабы. Если с собой кончал обвинённый в преступлении, его не наказывали: имя не предавали забвению, а имущество не изымали. В поздний период Рима любой получил возможность подать прошение о помощи в совершении эвтаназии. Всё изменилось с приходом христианства, которое наложило запрет на возможность добровольного ухода из жизни. Иронично, что выбора лишила людей религия, так много рассуждающая о том, как же он важен.



Только в XX веке данные практики, бывшие у древних повседневностью, снова была взяты на вооружение, и то далеко не повсюду. Определённые религии всё ещё продолжают бороться против нормальности. Однако они осуждают аборт и эвтаназию вовсе не из-за человеколюбия, но лишь из-за своей косной азиатской книгоцентричности, - они слепо следуют тому, что написано в священных текстах. Христианство утверждает, что оно заботится тем самым о человеке, ведь жизнь - величайшая ценность; здесь поневоле вспоминается герой Горькова со дна общества, который заявляет, что «человек - это звучит гордо!» Древние придерживались противоположного мнения, полагая, что сама по себе она полностью бессмысленна и бесполезна. Изменить это можно, но удаётся лишь немногим, и потому нет ничего дурного в том, чтобы тот, кто заранее обречён, и вовсе не появлялся на свет, как отмечал Софокл, перефразируя Феогнида:

Величайшее первое благо - совсем
Не рождаться, второе - родившись,
Умереть поскорей ...

Ему вторит Лукреций:

Да и для нас что дурного, коль мы не родились бы вовсе?
Всякий рождённый на свет непременно в живых оставаться
Хочет, пока привлекают его наслаждений утехи,
Но для того, кто любви никогда не отведывал к жизни
И не причислен к живым, - что плохого совсем не родиться?

Нет ничего дурного и в том, чтобы тот, кто вполне определённо понимает, что в его жизни уже ничего не будет, мог от неё отказаться. Тем более странно, что к жизни любой ценой призывает религия, которая считает, что плоть является склепом, в котором заключена душа, которая освобождается только после смерти. Последняя не считается чем-то плохим, но всё же предлагается её как можно сильнее отодвинуть. Почему? Потому что человек должен страдать, «идти по пути Христа». Мазохизм чистой воды.

pathlagona, religio, moderna, politica, romana, pandemonium, graeco, philosopha, cultura

Previous post Next post
Up