Вчера исполнилось 75 лет Финской войне. Или Зимней войне, как ее называли финны. Лично я предпочитаю название "Зимняя": оно красивее и очень емко отражает специфику этого конфликта. Моему прадеду посчастливилось выжить в Зимней войне лишь затем, чтобы через два года бесследно исчезнуть в Вяземском котле.
Зимнюю войну сложно назвать славной страницей в истории РККА и в истории России, тогда бывшей СССР. Зимняя война стала одной из редких несправедливых войн, ведшихся нашей страной. Объявляя войну Финляндии, Советский Союз никого не освобождал и никого не спасал, он начинал завоевательный поход чистой воды. Поразительно, что Сталин и его окружение сами настолько уверились в собственные сказки про "мировой пролетариат", которому дай только повод, и он скинет капиталистов, что всерьез рассчитывали на поддержку финских рабочих и крестьян. Оказалось ровным счетом наоборот. Финны не захотели в коммунистический рай трудящихся и оказали отчаянное сопротивление. Это стало первым "феноменом" этой войны. В кавычках, потому что для советского руководства это оказалось сюрпризом.
Вторым "феноменом" оказалась небоеспособность РККА справиться с крохотной и плохо вооруженной финской армией. Оказалось, что красные командиры тактически неподготовлены, рода войск взаимодействовать не умеют, связь не налажена, комкоры и комдивы людей не жалеют и гонят их в бессмысленные лобовые атаки, а прорвавшиеся вглубь финской обороны части и соединения легко окружаются и уничтожаются по частям. Катастрофа 44-й и 163-й стрелковых дивизий под Суомоссалми и сидение в окружении севернее Ладожского озера до конца войны 54-й и 168-й стрелковых дивизий стали форменным шоком для советского командования, тем более страшным от осознания, что противостояли этим соединениям в несколько раз более слабые силы финнов. Безинициативность, неспособность брать на себя ответсвенность и принимать решения в сложной обстановке командного состава стали поистине бичом РККА. Не меньшим сюрпризом оказалось невероятное расслоение между солдатами и офицерами, немыслимое даже в Русской Императорской армии, с бесконечными фактами мордобоя, издевательств и стрельбой в спины. Оказалось, что армия рабочих и крестьян по сути небоеспособна, и победа над маленькой Финляндией стала для СССР поистине пирровой: за три месяца войны РККА потеряла 95 348 чел. убитыми и пропавшими без вести, Финляндия 26 662. Самое прискорбное в этом факте то, что к лету 1941 года подавляющее большинство недостатков РККА устранено не было, а практика воевать числом, а не умением, заставлять "любой ценой" выполнять приказы и убивать всякую инициативу снизу укоренилась намертво в РККА, а затем и в СА.
Третьим "феноменом" стала полная импотенция стран Запада в оказании отпора "советскому агрессору". Лидеры Англии и Франции ограничились возмущенными заявлениями, СССР исключили из Лиги Наций, к тому времени бывшей уже фикцией, и на этом все. Финляндию оставили один на один против колосса, так как никто не верил, что она устоит. Все поставки оружия начались тогда, когда никакого влияния на ход боевых действий они оказать уже не могли, все добровольцы приехали слишком поздно, чтобы попасть на фронт,а все планы активных действий против СССР закончились с заключением мира и изначально были фантстичны, ибо дальнейший ход истории показал, чем могла закончиться эта авантюра. В целом, Запад здесь не удивил ни разу, поступив вполне традиционно.
Вполне закономерным итогом от "устранения финской угрозы Ленинграду" стало вступление Финляндии во Вторую Мировую войну на стороне стран Оси, ибо бездумная кровавая война, завершившаяся отжимом не нужной в стратегическом плане территории создала для финнов вполне внятный образ врага в виде СССР, к которому раньше относились без восторгов, но и без вражды. Война-Продолжение, как называют ее финны, была для СССР крайне неприятным сюрпризом, так как в Карелии и войск было немного, и в других местах хватало дел поважнее. Не случись войны Зимней, не было бы и ее Продолжения, а не было бы Продолжения, не было бы и блокады Ленинграда с миллионами человеческих жертв. Но история не терпит сослагательного наклонения, и что случилось, то случилось. Серьезного сопротивления финнам РККА в Карелии оказать не смогла, и в чем причина, сказать сложно - не то воевали против Финляндии не самые боеспособные части, не то руководство ими было из рук вон плохим, но результаты летне-осенней кампании 1941 года для СССР оказались и здесь катастрофическими. Несколькими последовательными ударами ценой несопоставимо меньших потерь финны вернули отобранное обратно и еще проглотили кусок, не пригодный к перевариванию - большую часть Карелии включая Петрозаводск и Кондопогу. Контроль над этой территорией сам по себе был трудноосуществим в силу нехватки людей, и потому на этом Финляндия и ограничила свое участие в мировой конфликте. До лета 1944 года она была вполне удобным для СССР противником, ибо ни одно наступление немцев на Ленинград финская армия не поддержала, решая свои обыденные дела - удержание занятой территории. Летом 1944 года мощным ударом войска Ленинградского и Карельского фронтов прорвали финскую оборону и взяли Выборг. В сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны с СССР и объявила войну Германии, успево повоевать против бывших союзников. На том военная история Финляндии закончилась.
Впечатление от Зимней войны какое-то грустное и обидное. Читая о ее событиях, становится стыдно, неловко и обидно, а на душе - тяжело и скорбно. Стыдно за нелепый повод для начала войны, стыдно за грязненькую провокацию на границе, стыдно за явную несправедливость со стороны руководства нашей страны. Неловко за топорность, примитивность и глупость при планировании и реализации военных операций. Обидно за тех наших прадедов, которые шли в бой за эфемерные цели и лживые идеалы. И может быть не было бы так стыдно и неловко, если бы война велась красиво и талантливо, и так обидно, если бы идеи, носимые на штыках наших солдат, были бы честными и правдивыми.
Тяжело от иного. Тяжело от осознания той легкости, с которой военное начальство гробило своих солдат, от осознания всего ужаса их гибели от холода и голода в ледяном аду Карелии. Скорбно от ощущения всей трагедии бессмысленной гибели тысяч наших соотечественников и принятия факта, что для финнов их гибель была актом справедливости. Это беспрецедентно для военной истории нашей страны, ибо русский солдат НИКОГДА не был захватчиком и завоевателем (и пусть утрутся пОляки, великолитвины, европрибалты и протоукры, с пеной у рта доказывая обратное, ибо как говаривали римляне, Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав), и лишь советская реальность отринула этот факт.
Несмоненно, на поверхности лежит вполне себе русофосбкое сравнение Зимней войны с украинскими событиями этого года, а так как оно наверняка будет сделано людьми известных убеждений, то я предвосхищу их комментарии собственным. Россию снова пытаются выставить неким агрессором, жаждущим ухватить кусочек соседского пирога. Восстановление исторической справедливости, поддержанное волеизъявлением подавляющего большинства населения присоединяемой территории - это не агрессия, аннексия или аншлюсс, это ВОССОЕДИНЕНИЕ. Война русских Донбасса с украинскими нацистами не есть российская агрессия против суверенного государства, это помощь русским соотечественникам, находящимся перед угрозой уничтожения. Сравнение современной Украины с Финляндией не выдерживает никакой критики. Финляндии 1939 года не требовались тонны лжи в СМИ, чтобы убедить свое население с "русской агрессии" - советская агрессия была реальной, а не виртуальной, и финны это прекрасно понимали. Финны не бегали от мобилизации, как нынешние украинцы, вчера кричавшие "москалей на ножи", а сегодя бегающие от призыва, финны не воровали деньги из своего военного бюджета и не расхищали гуманитарную помощь, финны не торговали своим оружием и не скрывали потери, пряча и бросая трупы собственных солдат. И, что самое главное: финны знали, за что воюют. И воевали они за свою независимость честно и талантливо, и в результате ее отстояли. У них не было необходимости писать "правдивую" историю, выдумывать мифическую "Великую Укропию" и во всех своих бедах винить москалей, сиречь русских. У них было и есть достаточно достоинства знать, что их "страна тысячи озер" не имеет большой истории государственности, понимать, что не все проблемы исходят от русских и великодушия, чтобы забыть прежние разногласия и создать новые, добрососедские и взаимоуважительные отношения. И в Финляндии, как результат, не сносят памятники Александру II или русские крепости, бережно сохраняя наследие Российской Империи.
Нынешняя Украина на поверку больше унаследовала от СССР. Бездарные операции, бессмысленные потери (Суомоссалми - приграничный котел - Иловайск, к примеру), посредственное руководство, насквозь лживые СМИ и тоталитарная идеология с отрицанием любой противной точки зрения - параллели напрашиваются сами собой. Скорее, маленькая Новороссия со всеми ее проблемами выглядит как Финляндия против Союза. Но у предоставленной самой себе Финляндии не было шансов победить. Сейчас же история разворачивается иначе.
Если для Сталина Зимняя война не послужила сколько-нибудь серьезным уроком, то для нас это очевидный пример, как несправедливость в конце концов приводит не к триумфам, а к тысячам трупов и неудобным итогам. Главное, что это пример из нашей истории, из нашего опыта, и потому он для нас столь чувствительный и трагичный. И главное для нас - не допустить повторения такого опыта в будущем. И помнить, что не русский народ хотел этой войны, но русский народ под руководством преступных властей умылся в ней собственной кровью.
P.S.
Небольшай подборка фотографий Зимней войны от LIFE в очень хорошем блоге.
P.P.S. Очень сильный финский фильм о Зимней войне - Talvisota. Крайне рекомендуется к просмотру.
You can watch this video on www.livejournal.com