Вчера я наконец-то добрался до Музея "
Красная Пресня" - теперь он часть музейной сети "
Государственный Центральный Музей Современной Истории России".
Светодинамическое оборудование и стереоозвучка конструкции до-цифровой эпохи, которыми оборудована размещённая там панорама, работают со скрипом, и полностью включаются лишь при большом наплыве публики. (На реконструкцию нужны миллионы, но
всем как обычно). Вчера же в промежутке с 15-00 до 17-00 кроме меня и камрада
mary_joe в музее не было ровным счётом ни одного посетителя, что как бы символизирует.
Однако и в неозвученном виде сцена обороны последней баррикады выглядит впечатляюще:
Интересно, что предметный план здесь помимо сугубо ландшафтных деталей включает многочисленные фигуры людей и лошадей (в "Бородинской Панораме", к примеру, ничего подобного, как вы знаете, не имеется). Причём лошади покрыты шерстью, а человеческие персонажи (каждый в 1/2 человеческого роста) одеты в костюмы соответствующего размера, которые к тому же требовалось ещё и искусственно обтрепать для придания происходящему большей правдоподобности. Точно также были изготовлены в половинном масштабе многочисленные телеграфные столбы, коляски извозчиков, афишные тумбы, заборы, сани, мебель, оружие - причём большая часть изготовленного искусственно состарена, а кое-что ещё и по изготовлению специально поломано для создания баррикады.
Разумеется, всё (от панорамы города в запечатлённый момент до костюмов и оружия) настолько исторически точно, насколько это вообще было бы возможно реконструировать по источникам, сохранившимся к рубежу 70-х и 80-х.
Немного об исторической оценке мною изображённых здесь событий. Убедить меня в том, что революционные процессы в России были делом потных рук
3,5 анонимусов из
ZOG при поддержке
непонятно откуда взявшегося звероподобного быдла, вы можете только с документами в руках - причём более весомыми, нежели те, что мне к настоящему моменту известны. Случилось то, что при соответствующих обстоятельствах и должно было случиться. И хватит об этом.
Сейчас, разумеется, ничего подобного произойти
в этой стране не может. Мы слишком хорошо живём, и слишком этим избалованы. Нас не заставляют вкалывать по 13 часов в день на Прохоровской мануфактуре (хотя другой Прохоров недавно как бы намекал нам, что это было бы полезно на его никелевых рудниках). Возмутителей общественного спокойствия не отправляют в Саратовский централ, не стягивают там сыромятной рубахой в позу эмбриона, и не пишут в заключении о смерти: "ввиду отсутствия следов увечий - предположительно, чахотка". Недовольных на массовых митингах не расстреливают из пулемётов, а власть после этого не демонстрирует недоумённого возмущения на тему черни, забывшей своё место. То есть под пули, шашки и артобстрел пока идти особенно не за что.
Окончив осмотр экспозиции, я осведомился у кассирши: "Вот у вас запрещена фотосъёмка... А изоматериалы по музею какие-нибудь есть?" Порывшись в ящиках стола, кассирша протянула мне набор открыток. "Сколько с меня?" - спросил я. "Берите так, - отмахнулась кассирша. - У нас их немного осталось..." М.: Изобразительное искусство, 1985. Этот набор ждал меня четверть века. Поэтому сегодня я отсканировал примерно половину (
смотреть здесь). Ибо искусство принадлежит народу. Остальное рекомендую увидеть на месте - благо билет в музей стоит каких-то 50 рублей, а для больших групп посетителей панорама демонстрируется с полной подсветкой и озвучкой. К тому же это неплохое лекарство от злокачественного монархизма, если оным страдает кто-нибудь из Ваших близких...