Ст.м. Рижская (Большая Кольцевая линия). Часть 2. Платформа

Mar 23, 2023 22:30




Заканчиваем сегодня со станцией "Рижкская". Станция выполнена по конкурсному проекту... поэтому вспомним проекты, поглядим на проект победитель, а также спустимся под землю и поглядим на платформенную часть. Конкурсы на дизайн станции метро - это интересная идея, изначально на заре проектирования именно такая система и была реализована, серьезные архитекторы боролись за право оформить станции метро. Однако то, что что мы видим сегодня, то, как выбирают проекты из предложенных, ничего общего не имеет с теми конкурсами. Более того, например на глубоких станциях никто "конкурсантов" до реального проектирования не допускают, одно дело порисовать картинки, а другое - реализация проекта. Как всегда глубокими станциями в нашем метро занимаются специалисты из Метрогипротранса, так как у них накоплен огромный опыт, который позволяет сократить число ошибок до минимума, а ошибки на такой глубине порой могут быть катастрофичными, что, конечно же никому не нужно.
Начнем с рендеров. На дизайн станции "Рижская" (проектное название "Ржевская") был объявлен архитектурный конкурс. В итоге для окончательного голосования на Активном гражданине (этой имитации волеизъявления горожан) было выбрано три проекта. Давайте на них полюбуемся.

Итак первый вариант от студии ПланАР.
Выходной павильон. Чем-то он похож на "бетонозавров" со станции "Мнёвники". Но честно говоря не очень сильно впечатляет такой вариант. На картинках ниже - лифтовый павильон и задняя часть павильона над лестничным сходом. Там предполагалось сделать скамью. Без корырька, без ничего. Возможно это такая забота о бомжах, но это не точно. Главный акцентный цвет здесь красный и он пройдет через всю станцию.


Вариант вестибюля. Тут применено два цвета камня, наряду с красным, появляется еще и белый. Потолок из светящихся квадратиков (Армстронг что-ли?)


Дальше двухцветочка продолжается и ниже.


И даже переходит на платформенную часть. Смотрится интересно, но... вряд ли подобный вариант реализуем именно в том виде, что нарисован. Никто не будет делать каменные вставки на сводах, это не очень разумно, хотя может быть если на сотовую панель наклеить тонкий слой камня, то можно было эту самую панель использовать как зонт с одной стороны, а с другой как декоративный элемент интерьера с настоящей каменной поверхностью.


Боковой зал. В итоге этот довольно авангардный вариант получил меньше всего голосов у "активных" граждан, он набрал чуть больше 12% голосов. "Вы самое слабое звено".


Далее следует проект от "Поле-дизайн".
За основу они взяли типовой павильон и сделали его облицовку "перфорированной" с геометрическим рисунком. Разумное решение поменять только облицовку не мучаясь с конструктивом.


С подсветкой это должно было смотреться вот так. В принципе неплохо.


В вестибюле также присутствуют геометрические орнаменты, стены отделаны плиткой (или что это, терракотовые панели?) песочного цвета со вставками объемных керамических элементов. Прикольно, но мне, почему-то напоминает какой-то египетский музей. Интересная история с полом, черные вставки в виде стрелочек как бы помогают пассажиру идти в правильном направлении. Потолок решетчатый с декоративными панелями в виде геометрических фигур, а также накладными светильниками. Похоже, что над эскалатором на лобике какое-то панно. Если вернуться к ощущению, что мы находимся в египетском музее археологии, можно подумать, что там какая-нибудь фреска с сюжетом из жизни фараона. =)


Но в целом неплохо. Более того, архитекторы выучили уроки и не поленились изучить оригинальную "Рижскую" где в боковых залах есть фактурная плитка, что-то подобное мы видим и здесь...


Но больше всего в этом проекте мне понравилась платформенная часть. Отделка пилонов просто шикарная. Поглядите как круто. Если бы эти штуки делать из керамики или кирпича, то вышло бы очень здорово. Этот проект, как мне кажется, больше всего похож на классические советские пилонные станции, что-то в нем есть такое традиционное, но вместе с тем отделка пилонов, конечно уникальная и смотрится современно. За этот роскошный вариант проголосовало 33%.


Красота! Однозначно самый интересный проект из трех предложенных к голосованию.


Не знаю участвовал ли в конкурсе этот проект или нет, в любом случае его не было в финале, но давайте на него посмотрим. Этот вариант оформления от студии Артемия Лебедева, большого, между прочим, фаната Московского метро.


Здесь, к сожалению только платформенная часть, но все равно посмотреть есть на что. Как по мне, получилось очень клево. Очень приятные красные глянцевые пилоны с закругленными углами, такими же закругленными, как на оригинальной станции Калужско-Рижской линии. Скорее всего это планировалось сделать из искусственного камня, я значит можно было выполнить довольно тонкие элементы и посадить их на каркас, не надо было точить из массива камня. Очень интересно сделано освещение в виде световых трубок, хитро сплетенных под сводом. В принципе больше никаких декоративных элементов нет и это определенно отсылает к станциям метро, построенным в период борьбы с излишествами. Что в данном случае неплохо.


Боковой зал также лаконичный, освещение платформы спрятано за кромку зонтов путевой стены. Опять же этот вариант также отсылает к классическим образцам оформления станций в Москве.


А теперь проект победитель от Blank ARCHITECTS. Самое интересное, что победитель набрал всего 38%, то есть по сути 1 и 2 место отделяет совсем небольшой процент голосов, на самом деле эти проекты одинаково понравились (или не понравились) горожанам. Соответственно победитель определился просто волею случая. Еще одна занятная цифра из голосования, всего в голосовании участвовало 222000 человек из нескольких миллионов, что населяют столицу. То есть дизайн станции выбрало абсолютное меньшинство. В принципе сделать так, чтобы выиграл нужный вариант не составляло труда, так как можно было просто подключить администрацию районов, единороссов всех мастей и прочих подконтрольных товарищей, так что допускаю, что именно этот вариант хотели чиновники. Но это лирика, в любом случае был выбран этот вариант и он был реализован пусть и с доработками.

Начнем с красивой картинки станции в изометрии. Здесь хорошо видны все части, из которых состоит станция. Обратите внимание, что и в вестибюле архитекторы-конкурсанты хотели расположить арки, в местах прохода от эскалатора к выходу. Также интересно сделаны полосы на полу, которые направляют движение пассажиров.


На поверхности собирались поставить вот такой причудливый павильон в котором тоже есть арка, аналогичная тем, что установлены на платформе.


В итоге, как всегда бывает с конкурсными проектами на глубокие станции, проект отдали на доработку и реализацию специалистам из Метрогипротранс, так как никто кроме них сейчас не может в полном объеме запроектировать глубокую станцию. Этот рендер похоже уже выпущен МГТшниками. Здесь площадь перед вокзалом, откуда убрали павильон и сделали обычный лестничный сход, все громоздкие сооружения разнесли по сторонам площади для того, чтобы не портить вид на историческое здание вокзала, для этого же, кстати и убрали павильон над лестничным сходом.


Конкурсный вариант вестибюля, арки здесь присутствуют в нишах, а вот на заднем плане, жалко, что на них не сделали акцент, есть арки, аналогичные платформенным, но повернутые относительно плоскости стены. Интересно было б взглянуть, как там организовали сопряжение, хотя бы на картинке. =)


А вот уже допиленный вариант, насколько я понял. Арки убрали, вместо них колонны, облицованные камнем. На потолке над эскалаторами появился декоративный элемент в виде круга, световые полосы оставили, но вместо решеток грильятто, теперь на потолке рейка. Также с пола убрали черные полосы. Причем, если присмотреться, то видно, что это не новый рендер, а просто по старому прошлись довольно грубо фотошопом. Особенно это видно на полу и справа на сопряжении потолка и стены, ощущение, что потолок снижается, при приближении к эскалаторам.


В торце распредзала конкурсанты хотели разместить табло, на котором бы высвечивалось время. Ээээ, странное решение, конечно, но как-то надо выделяться, чтобы выиграть конкурс. Обратите внимание, что в распредзале ходки идут и вправо и влево, ого, интересно, что за компоновка у них была в качестве задания?


И, наконец, сама платформа. Боковой зал. Путевая стена похоже тоже с медиаэкраном или какой-то картинкой на стекле. Наверное все на ту же тему быстротечности времени, ну раз нам показали часы... Видимо это пролетающий в окно поезда пейзаж, раз так все размазано. Обратите внимание на арки, края у них тоньше, аккуратнее, кроме того в боковом зале тоже предполагалось разместить скамейки.


А вот и переработанный вариант. Арки стали ниже, светящиеся рамки стали толще, появился светильник вдоль края платформы, у оригинала были... светящиеся зонты. =) Ширину платформы подогнали под конструктив и получилось, что здесь довольно узко, не так как на конкурсных картинках, соответственно лавки пришлось убрать, и оставить просто ниши между арками, чтобы там тоже могли стоять люди в ожидании поезда. Занятно, что на путевой стене, а она теперь без отделки, название станции установлено на нержавеющую трубу, такое решение применено на "Марьиной роще", на "Рижской" же, все элементы висят на своих отдельных кронштейнах.


Средний зал. Здесь тоже смотрите как широко и мусора в виде экранов и ИНФО СОСа нет. Просто красота. За счет того, что арки нарисованы выше, здесь даже есть место, чтобы повесить лайтбоксы непосредственно в арке. В реальной жизни этого нет.
Очень долгое получилось введение... но с конкурсными станциями так всегда, к сожалению.


1
Итак, давайте посмотрим на платформу. Также как на станции "Савеловская" и "Марьина роща", на "Рижской" путевая стена без отделки. Тюбинги просто покрашены и между ними и платформой нет декоративных панелей и зонтов. Смотрите как интересно выполнен кронштейн под рейку. Обратил внимание, что разные проектировщики делают рейку по-своему. На "Рижской" рейку подвесили на подконструкцию из нержавейки, например.


2
В торце боковых залов различные шкафы под оборудование, а также пожарные шкафы.


3
Дверь в технические помещения. Тоже с порталом из нержавейки, тема нержавеющих порталов раскрыта на станции полностью.


4
А это уже обрамление системы дымоудаления. В верхней части решетки, а внизу стеклянные панели на точечных держателях, для доступа внутрь к оборудованию.


5
На "Марьиной роще" вдоль всей путевой стены шла нержавеющая круглая труба, на которую были нанизаны все элементы, которые должны присутствовать на путевой. Тут же каждый элемент имеет свое крепление непосредственно к чугунным тюбингам.


6
Лайтбоксы с навигацией в торцах боковых залов.


7
Как и на двух других станциях с подобным оформлением путевой стены, за основное освещение в боковом зале отвечает карниз над краем платформы. Сюда же встроены громкоговорители, для оповещения пассажиров.


8
Интересный эффект дает отражение светильников обрамления порталов в камне цоколя путевой стены. Все дело в угле наклона полированной поверхности камня. Не знаю фича ли это и архитекторы так и хотели или это какой-то баг.


9
Кроме карниза над краем платформы, освещение еще установлено за верхней кромкой камня стены.


10
Внезапно дверь куда-то не знаю куда. =) Есть ощущение, судя по воздуховоду, торчащему довольно далеко от стены, здесь не хватает какой-то декоративной перегородки.


11
Внезапно в средней части станции вот такая вот "заплатка" между тюбингами. Как мне объяснили, укладка тюбингов шла с двух сторон и в этом месте они сошлись. Хотя на вид кажется, что здесь могло бы влезть как раз еще одно кольцо из тюбингов, но видимо это не совсем так, заплатка призвана компенсировать это несоответствие


12
Главная фишка станции - это конечно же нержавеющие порталы проходов между пилонами из среднего зала в боковой.


13
Изначально у проектировщиков форма портала была довольно сложной, верхняя часть сопрягалась плавно и мне даже показалось, что поверхность портала представляет собой классический гиперболоид, разрезанный пополам по оси вращения, но это не совсем так. Если поглядеть на линию сопряжения портала с полом - это прямая линия, а не кривая. То есть изначально это была довольно сложная поверхность. Но одно дело нарисовать у себя в трехмерной программе и совсем другое реализовать это в реальном металле. Как всегда, если речь идет про нержавейку, в дело вступает ЛИК, все самые сложные конструкции из нержи на новых станциях - их работа. Как я понял, они разбили портал на 4 арки, которые между собой соединили поверхностями, которые потом аппроксимировали в виде панелей, вальцованных по радиусу, для того чтобы физически можно было изготовить подобные элементы. Да, это определенное упрощение формы, изначально предложенное архитекторами, но вряд ли у кого язык повернется назвать такое решение "упрощением".


14
Выглядит прям отлично. Нержавейка в последнее время стала довольно утилитарным материалом для отделки станций метро. Где-то даже она начала надоедать. Но вот такие штуки, как эти порталы, или нержавеющие шары на "Марьиной роще" позволяют понять, что ресурс нержавейки, как материала для декоративной отделки, еще далеко не исчерпан в умелых руках.


15
Интересно смотрится контраст черного (во всех смыслах) металла путевой стены и нержавейки порталов.


16
Также очень прикольно, что поверхность сделали не глянцевой, а матовой. Глянец, наверное здесь не очень бы подошел, все выгнутые поверхности тут же бы превратились в кривые зеркала, и вместо строгости мы бы получили комнату смеха.


17
Дополняет дизайн порталов, подсветка, идущая по образующим аркам.


18
Да, очень прикольно и необычно смотрится.


19
Пожалуй по степени воздействия на пассажира, из всех новых станций БКЛ, именно "Рижская" идет на первом месте. Первое впечатление очень сильное, очень уж необычно выглядят порталы. Определенно удалось добиться того самого "вау эффекта!". Заметил, что и телевизионщики, которые делали репортажи про открытие нового участка, предпочитали именно эту станцию для записи своих сюжетов. На других станциях просто доснимали какой-то материал и вставляли эти куски в финальный репортаж.


20


21
Интересно, насколько долго такие панели из нержавейки сохранят свой изначальный облик, не будут ли окисляться, не будут ли их вандалить нерадивые пассажиры?


22
Лайтбоксы с линейными схемами повесили внутри порталов, как мне кажется не самый лучший вариант для пилонной станции, человек, стоящий у такой схемы определенно будет создавать трудности пассажирам входящим и выходящим из поезда, с другой стороны а где еще размещать подобные схемы. Вообще с навигацией, как я погляжу, на этой станции пришлось помучится, так как типовые схемы размещения лайтбоксов здесь не очень применимы. Лайтбоксы убрали с потолка центрального зала, внутри порталов перпендикулярно движению, их тоже не стали вешать, так как высота там не такая большая. Навигационные элементы разместили на стенах, облицованных камнем, как в боковых залах, так и в центральном.


23
В центральный зал мы сейчас и направимся.


24
Итак центральный зал. Тут все довольно грустно. Грустно из-за того, что в центральный зал, которой за счет выступающих из плоскости стены порталов стал уже, запихнули кучу всякого ненужного хламца! Это Инфо СОС, это огромная стела - "таблетка" со схемой метро, дальше бесполезный экран на высоченной ноге. Про самый главный захламляющий элемент мы поговорим чуть позже. Ладно, если без этих элементов действительно не обойтись на станции, то можно было б разместить это все более разумно. Например ИНФО СОС поставить к стене, например в начале или конце в распредзалах, места там как раз дофига. Вместо громоздкой "таблетки" на соседней стене можно было повесить круглые лайтбоксы меньшего диаметра, на одном дать схему метро, на другом карту местности. И это не какая-то утопичная тема, на станциях БКЛ на юго-востоке так и сделано. Те же бесполезные экраны можно было разместить все на тех же стенах в верхней их части с таким же наклоном и даже на такой же высоте. И это бы разгрузило центральную часть и позволило "дышать" пассажирам гораздо легче. А сейчас они должны обходить всяческие преграды при движении вдоль станции. Более того, все эти элементы выполнены в разной стилистике и это совершенно однозначно портит весь вид! Архитекторы отказались от свисающих сверху на тяжах лайтбоксах с навигацией, чтобы все выглядело чище, но им все равно накидали всякого мусора на платформу. Это просто кошмар!


25
При этом сам интерьер довольно лаконичный, я бы даже сказал минималистичный, практически монохромный, за исключением яркого камня на полу. И вот эти все дополнительные элементы, установленные в центральном зале, разрушают эту строгую атмосферу.


26
Здесь даже лавки очень простой формы и вообще без каких либо декоративных элементов. Все работает на лаконичность и простоту. Но справедливости ради... на сидушке хотелось бы увидеть (и почувствовать) деревянную накладку. На дереве сидеть приятнее, чем на холодном камне. Опять же деревяшку можно было колеровать в любой цвет, хочешь в цвет "рыжего" камня, как на полу, хочешь в серый, чтобы не выделяться на фоне отделки стены. Сюда могла бы перейти и тема с арками, в деревянной поверхности можно было б выфрезеровать отдельные посадочные места (под жопу) в виде все тех же арок. =)


27
Немного жаль, что проем между пилонами, где установлена система дымоудаления, со стороны центрального зала не задекорировали под те же соседние порталы. То есть та же арка, но с решетчатым заполнением, например.


28
Арки порталов со стороны центрального зала, судя по чертежам, немного выше, чем в боковых залах. Но визуально этого почти не заметно.


29


30
Основным источником света в центральном зале является светильник под сводом, он идет одним сплошным элементом вдоль всей платформенной части.


31
Круглая стела по центральной оси среднего зала. Такая здоровая штуковина - это еще одно препятствие для пассажира. Подобное нормально смотрится если зал широкий, тут же он Уже обычного. Две кругляшки меньшего диаметра повышенные на стены, смотрелись бы лучше. К крайнем случае, если нужен этот артефакт, его можно просто перенести в один из распред залов в торцах.


32
Поглядите как чисто смотрится подобное место без "таблетки".


33
Ну и главное "украшение" станции установили уже после окончания отделки. Какой-то умник в Московском метрополитене взял и разрешил установить в центральном зале рекламное поделие от одного из сотовых операторов.


34
Гнутый экран повесили под свод и гоняют по нему психоделические картинки в перемешку с рекламой. Самое забавное, что в прессе это н азвали арт объектом, хотя это обычная рекламная конструкция. Загадкой осталось то, почему для того, чтобы крутить рекламу понадобился еще один экран, хотя на станции уже установлены два на длинной ноге? Тогда они для чего? Второй момент. Сотовый оператор этой рекламной конструкцией хотел показать высокую скорость интернета в метро, но из-за формы экрана кажется, что они как бы говорят пассажирам, посмотрите какой у нас кривой интернет.


35
Также выбор места установки очень спорный. Конструкцию установили на станции с самым узким центральным залом, сделав его визуально еще уже в этом месте. Поглядите какие толстенные арки держат "мятый" экран. И хотя арки отделаны нержавейкой и по идее должны растворятся в интерьере, они все равно вполне себе видны. На ряду с ИНФО СОСом и "таблеткой" этот экран, конечно, засоряет весь вид. Обещали, что эта конструкция временная, но оказалось, что сотовый оператор занес денег она так понравилась пассажирам, что её решили оставить. Серьёзно?


36
Только под покровом ночи можно снять этот кривой экран, без толп хипстеров, которые фотографируются на его фоне.


37
Арки смотрятся прям супер! Так как мне близка авиация и космонавтика, мне они напоминают интерьер какого-нибудь космического корабля из будущего, или, если смотреть на арку из зала, деталь ракетного двигателя. Короче, круто смотрятся.


38


39
Давайте еще пару фото и закругляемся.


40
Еще немного фото центрального зала.


41
То же самое, но без людей. И ладно бы еще все элементы в центральном зале поставили четко по оси, так ведь нет. =)


42
И еще боковой зал.


43
А на этом всё, загружаемся в поезд и едем дальше. Станция произвела двоякое впечатление. Безусловно она сделана много лучше того, что мы видим на юго-востоке, безусловно здесь применены оригинальные решения, вроде тех же порталов из нержавейки, которые интересны еще и с конструктивной точки зрения. Это особенно приятно на фоне повсеместного упрощения всего, чего только можно, как будто мы не двигаемся вперед по дороге истории и технологии, а скатываемся в прошлое. С другой стороны излишняя лаконичность иногда выходит боком, как с теми же лавками, которые смотрятся странно без деревянных сидушек. Обилие световых элементов с одной стороны очень круто, а с другой стороны в ходках на станцию световые линии светят довольно ярко, это определенная нагрузка на глаза. Но и конечно главное разочарование - это весь этот визуальный мусор, которым наполнили центральный зал станции. Очень жаль. Но все же станция получилась интересная, а про её нужность, я думаю, даже не имеет смысла говорить. Теперь на месте радиальной станции "Рижская" вырос целый ТПУ в который входит наша сегодняшняя станция Большого кольца, а также станция МЦД-2 и в перспективе здесь же будет остановка и других линий центральных диаметров.


Рендеры взяты с сайта проекта НАШТРАНСПОРТ

Еще про Рижскую:

Вестибюль. Пересадка
Платформа
Строительство

МАРЬИНА РОЩА <<< РИЖСКАЯ >>> СОКОЛЬНИКИ
Пересадка на станцию "Рижская" (Калужско-Рижская линия)
Наземный переход на станцию МЦД "Рижская" (D2)

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

метро2023, транспорт, большая кольцевая, москва, мосметро, рижская, метро

Previous post Next post
Up