Сегодня у нас еще одна станция первой очереди Московского метро. Из того времени, когда облик столичной поземки только-только обретал свои черты, еще не достигнув имперского размаха послевоенного периода. Станция "Охотный ряд" - абсолютный чемпион по переименованиям и единственная (наверное) станция, которая после всех переименований получила вновь свое изначальное название. Об истории станции поговорим отдельно, я сделаю еще один постик, так как история оказалась довольно интересной, в сети нашлось большое количество архивных фото, которые сами по себе очень любопытны. И это не удивительно. Во-первых все станции первой очереди вызывали неподдельный интерес у фотографов, так как метро было той еще экзотикой, а во-вторых, станция расположилась в самом центре города и естественно попадала в кадр в связи с различными городскими событиями. Сегодня же прогуляемся по станции и посмотрим, что она представляет из себя сегодня, спустя более чем 85 лет после своего открытия.
1. У станции два вестибюля: восточный и западный. Начнем с западного. Из него на поверхность сейчас выходят 7 лестничных сходов и еще есть выход в ТЦ "Охотный ряд". Раньше же выход был всего один и вестибюль был встроен в угол здания гостиницы "Москва". В конце 50-х построили подземные пешеходные переходы на пересечении ул. Тверская и ул. Охотный ряд и сейчас попасть в вестибюль можно только через сеть этих пешеходных переходов. Вестибюль в здании гостиницы "Москва" закончился вместе с кончиной самого исторического здания, как я понял. В новодельной гостинице, выстроенной заново на месте снесенной, для входа в метро места не нашлось. Негоже, чтобы какие-то плебеи занимали такую дорогую московскую землю в самом центре, наверно так думали тогдашние градоначальники. Итак выходы 1 и 2 находятся около гостиницы "Националь". Лестничные марши выхода 1 расположены под углом друг к другу. Странное решение, если честно, что мешало разместить переходы на 15-20 метров дальше по Тверской? Хотя может что-то внизу мешало разместить переход именно там, кто знает, это же центр, тут могут быть какие-то коммуникации, линии правительственной связи, все что угодно.
2. Конечно же здесь прошла любимая Сергеем Семеновичем реновация и лестничные сходы теперь отделаны камнем и имеют нержавеющие поручни. То, что станция находится в двух шагах от кремля не спасло её от кривого ремонта. Например никуда не делись короба под проводку, правда их сделали из модной нержавейки а не из белого пластика, но все равно это не чистое решение, а халтура.
3. Реконструкция даже в таком мажорном месте не предусматривала улучшения доступности станции для маломобильных пассажиров. Лифтов тут не появилось. Еще интересно, что же в подуличнике произошло с камнем, в верхней части стены он как будто запачкан грязью.
4. Выходы 3 и 4 находятся на другой стороне, около Государственной Думы. Здесь также какая-то грязь на стенах и еще меня позабавили крышки из рифленой нержавейки на полу. Странные такие заплатки. Ладно уж для своих жителей делаете ремонт станций ужасающего качества. Но в центре-то хоть можно было пригласить специалистов более высокого класса, чтобы хоть перед иностранцами не приходилось краснеть за этот ужас.
5. Между лестничными сходами, прямо под Тверской расположены проходы к вестибюлю, он находится ниже уровня подуличника.
6. С одной стороны двери на выход.
7. А с другой на вход.
8. Тут бывает довольно людно в часы пик, собственно как и на всех центральных станциях.
9. С обоих сторон от дверей на вход, расположены проходы к ТЦ "Охотный ряд" и выходам 5, 6 и 7.
10. Выходы 5 и 6 находятся у гостиницы "Москва" или как там она сейчас называется. Один из выходов также с поворотом лестницы. И с камнем здесь все та же беда. Как будто его намазали каким-то клеем. Может быть это антивандальный лак, такое покрытие я уже видел, например на ст.м. "
Тульская" в подуличниках. В общем, что бы это ни было, выглядит просто ужасно.
11. Навигация.
12. Выходы 5 и 6 одни из самых загруженных, особенно в дни проведения всяческих ярмарок и фестивалей на Манежной площади. Слава богу в том году их почти не было и город немного отдохнул от ярморочных палаток и бутафорских декорация.
17. И последний наземный выход находится радом с Историческим музеем. Здесь лестница сделана широченной, хотя дальше проход сужается и подуличник сделан вполне себе обычной ширины. Вот так выглядел этот выход в город до реконструкции.
18. Вид в другую сторону. Самый что ни на есть центр!
19. В 2018 году этот выход и подуличник реконструировали и вход здесь был закрыт. Реконструкция началась в конце 2017 года и продолжалась до 2018-го.
20. Реконструкция имела, как всегда, косметический характер. Сняли старую облицовку, прилепили новую. Удивительно, в рамках реконструкции не придумали ничего интересного. Никаким образом не украсили выходы, как, например лобики над лестницами на станции "Тверская". Или можно было придумать что-то современное интересное, пригласить архитекторов, дизайнеров. Но нет, просто один камень заменили на другой. Естественно лифт здесь тоже не установили, хотя здесь бы он вписался идеально, за счет такой ширины лестницы. Доступная среда, нет не слышали. Современный дизайн, тоже не слышали.
21. Подуличник был бы унылым, если бы не графити, которые появились тут в 2015 году.
22. Матрешка, балалайка, березка.. все стереотипы о России. =)
23. Внезапно стихи Николая Михайловича Языкова (а не Газманова "... Москва - златые купола!" уже хорошо). Интересно, что у этого стиха есть продолжение:
Здесь всё бывало: плен, свобода,
Орда, и Польша, и Литва,
Французы, лавр и хмель народа,
Всё, всё!.. Да здравствует Москва!
24. Еще немного стереотипных картинок. Кстати очень прикольные тут были светильники и на них буквы со стрелками - такие олдскульные лайтбоксы. Поглядите, кстати, как было светло в подуличнике раньше, за счет своей формы светильники давали больше света в переход, ребра не потолке его не перекрывали.
25. Еще несколько стихов о Москве.
26. И еще фрагмент.
27. Через год граффити закрасили и на его месте появилось другое. Тут попроще и менее цветасто, но все те же исконные образы. Три богатыря.
28. Три девицы под окном.
29. Кстати на заднем плане видно, что уже в 2016 году здесь шел какой-то ремонт. Это бесконечный собянинский ремонт.
30. Богатырь везет чей-то связанный труп. =)
31. А вот как подуличник выглядит сейчас. На стенах новый камень, решетки из нержавейки, новый пол. А вот освещение стало хуже. Светильники, что были тут до реконструкции светили ярче и давали больше света. Естественно от коробов избавится не получилось и здесь. Не знаю в чем проблема с этими проводами, почему их нельзя провести скрыто, почему это всегда такая неразрешимая проблема, причем это не только в метро так. =)
32. Если вы еще не запутались в местных подземных переходах, то вот еще интересное место. Это вход в ТЦ "Охотный ряд" и спуск в вестибюль метро. По сути, по стилистике - это такой еще один вестибюль станции метро, такой распределительный зал. Ничего не напоминает отделка зеленым и светлым камнем? Мне напоминает отделку как минимум нескольких станций метро: "Воробьевы горы", "
Трубная", "
Марьина роща".
33. Метрошный стиль отделки тут потому, что этот зал проектировали специалисты из Метрогипротранса. Архитектором этой части был Амантай Лукманович Куренбаев, он же автор станции "Марьина роща". По лесенке из подуличника спускаемся к вестибюлю, а вот в ТЦ ведет уже эскалатор. Приоритеты тут расставлены очень четко. Торговый центр должен быть удобным для покупателей, а вот метро совсем не обязательно. Такие приоритеты были при Лужкове, практически без изменений они перекочевали и в настоящее собянинское время. Торговый центр важнее общественного транспорта. Яркий пример -
Центральный автовокзал. =)
34. Здесь даже сохранились еще такие архаичные двери, их все меньше осталось, повсеместно их заменяют на двери из нержавеющего профиля.
35. А вот и вестибюль. Он, как и на всех станциях первой очереди довольно маленький, так как тогда не было всего того, чем пичкают вестибюли сейчас, даже не было турникетов. Сейчас же поперек зала установлена линейка турникетов в глухом торце находятся кассы, причем явно это помещение было пристроено уже позднее. Вход здесь сделан с двух сторон, с одной стороны - вход из ТЦ, а с противоположной - вход из подуличника (см. фото 7)
36. Мне не удалось найти фото именно этого вестибюля, но так как оба вестибюля практически одинаковые, они отличаются только цветом колонн, на которых опирается свод, то скорее всего в этом зале вдоль центральной оси стояли светильники - торшеры. Их убрали и теперь освещение в вестибюле выполнено в виде линейных светильников на сводах вдоль колонн.
37. Потолок сводчатый кессонированный, похожий на вафлю. =) Никаких особых декоративных элементов в вестибюле нет, только небольшие капители у колонн. Все предельно лаконично. Кстати, я вот о чем подумал. Сейчас мы называем этот зал вестибюлем, так как тут установлены кассы и турникеты, а изначально вестибюль был наземный, расположенный в здании гостиницы и скорее всего кассы располагались там, а это был просто аванзал перед спуском на платформу.
38. Восточный вестибюль также был спроектирован встроенным в здание, Слава богу оно сохранилось. Устройство вестибюлей станций метро в существующие здания, особенно в исторической центральной части города имеет большой смысл, так как в таком случае на улице не появляется никаких дополнительных элементов, что, конечно же хорошо. Конечно такой вариант сложнее, особенно если вестибюль встраивается в историческое здание, как здесь. Но зато это чистое решение. Автором проекта этого вестибюля выступил Дмитрий Николаевич Чечулин. Причем кроме работ по встраиванию вестибюля в здание, им была проведена работа и по полной переделке фасада. Та часть, где находится вестибюль выделена цветом и отделкой, также по бокам фасадов сделаны ниши, в которых были установлены скульптуры. Автор хотел установить скульптуры еще и в верхней части здания, но видимо архитектора вовремя остановили. Любовь Чечулина к скульптурам на фасадах своих сооружений вполне очевидна. Вспомним все ту же ст.м. "Динамо" =)
39. Итак, в этих нишах были установлены скульптуры физкультурников, от них даже остались постаменты. Довольно сложно с авторством скульптур. Газета "Вечерняя Москва" в 1935 году напечатавшая фото скульптур, написала, что автором является скульптор Степанянц, где пишут, что автор на самом деле Е. Д. Степаньян... А вот всезнающая Википедия говорит нам, что автором скульптур был Матвей Генрихович Манизер. В общем запутанная история. В какой-то момент скульптуры убрали, они якобы не вписывались в облик здания. Но, что интересно... скульптуры не были потеряны. По крайней мере одна из них (или её копия) сохранилась. На исторических фото скульптур было всего две, их установили в ниши главного фасада (на фото слева) а вот другие 4 ниши пустовали всегда. Интересно, когда дойдет очередь до реставрации станции "Охотный ряд" украсят ли ниши скульптурами, которые планировал автор?
40. Скульптура, что предположительно стояла в нише вестибюля... сейчас стоит во дворе дома 59, корпус 1 по Дмитровскому шоссе.
41. Удивительное дело. Даже если это не тот оригинальный спортсмен, но все равно эта скульптура из тех времен. Большинство из подобных произведений, установленных во дворах, разрушились или были демонтированы. Этот мужчина в трусах и с мячом до сих пор в строю! Говорят, что в этих домах жили метростроевцы, может быть кто-то из них похлопотал за "атлета", когда его демонтировали в конце 50-х со своего изначального места. В любом случае, даже если было и не так... все равно это красивая легенда, которая должна быть у каждой старой станции Московского метро. =)
42. Фасад со стороны Большого театра. Смотрите какие здесь еще старые винтажные флагодержатели. И цвет стен... в какой-то момент был серый.
43. Фасад, выходящий на Театральный проезд. Интересно, что на фасаде написано, что это вход только на станцию "Охотный ряд", хотя отсюда можно попасть и на "Театральную". Эта надпись немного сбивает с толку. Раньше я её вообще не замечал, просто знал, что отсюда можно спуститься на ст.м. "Театральная" и "Охотный ряд", а теперь вот задумался, как людям, впервые тут оказавшимся понять, как им пройти к "Театральной", если они ориентируются только на вывески. Интересно, что входа с этой стороны теперь нет. Эти 6 дверей не используются.
44. А теперь заглянем в вестибюль. Хотя строго говоря, сегодня это уже не вестибюль. Это просто входной павильон. Раньше да, это был полноценный вестибюль, здесь были расположены кассы и у входящих проверяли билеты. Изначально там, где сейчас мы видим эти желтые ниши с заложенными проемами, были проходы, туда, в это помещение ведет пара дверей справа, если смотреть со стороны улицы. Сейчас они закрыты. Могу предположить, что это было сделано для распределения потоков на выход, чтобы люди шли через две пары сдвоенных дверей, а не через одну, как это сделано сейчас. Это логично, если вспомнить, что вход был через две пары дверей центрального фасада и пару с боковых, то есть на вход с каждой стороны по 4 двери и на выход тоже должно было быть по 4 двери. Интересно, что там сейчас за этими техническими дверями?
45. Удивительно, что деревянные двери дошли до наших дней и их не заменили на алюминиевые или нержавеющие. Конечно они не в идеальном состоянии и еще эти провода и тепловые завесы.
46. Судя по дверям и вентрешетке, там за этими арками есть помещения, но сейчас они используются как служебные. Такие ниши находятся с двух сторон павильона. Еще интересная деталь, изначально ограждение заканчивалось там, где заканчивается лестничный спуск, но видимо потом добавили еще одну секцию, причем сдвинули её немного, чтобы образовался проход. Такая немного странная конструкция. Наверное это сделано для того, чтобы народ не путался по какой лестнице им спускаться. На самом деле не очень понятно, почему ограждение вообще не замкнули. В принципе, если кому надо попасть за перегородку, может просто выйти и войти в соседнюю дверь.
47. Для того, чтобы развести потоки входящих и выходящих пассажиров, в вестибюле сделали несколько лестниц и разнесли их так, чтобы потоки в вестибюле не пересекались. Две лестницы по бокам - это на выход.
48.
49. А лестница посередине с двумя сходами - это на вход. Изначально вход был организован через двери фасада, выходящего на Театральный проезд, того самого, где стояли физкультурники. Причем на вход работали только две пары дверей, те что находились по бокам. Центральные двери были закрыты. Ограждение этой лестницы относительно неплохо сохранилось, парапет снизу отделан темным камнем, а верхняя крышка - светлым. Таким же камнем облицованы и стойки ограждения. Вот они в очень плохом состоянии и требуют реставрации. Зато заполнение ограждения из металла сохранилось неплохо, нужно только отчистить его от слоев серой краски и все.
50.
51. Буквально недавно все было заставлено какими-то палатками, билетным киоском, всё это хозяйство стояло на пути дверей со стороны главного фасада. Естественно ни о каком их открытии для пассажиров речи тогда быть не могло.
52. Посмотрите какая жесть! А это центральная дверь, она для пассажиров не открывалась и в начале, когда станцию только открыли. Понятно почему, кстати. Войдя в нее пассажир упирался бы сразу в ограждение лестницы. Интересный такой косяк проектировщиков. Понятно, что дверь на фасаде нужна была для "дизайна", но можно было сделать изначально глухой витраж без дверей. =)
53. Сейчас всех торгашей из бывшего вестибюля убрали и здесь стало просторнее. Мне вообще всегда казалось, что это маленький такой вестибюльчик, на самом деле нет, просто он был заставлен всяким барахлом. Целую стену освободили и в принципе можно снова открывать на вход двери со стороны Театрального проезда, теперь проходу пассажиров ничего не мешает.
54. Спустимся вниз. Две лестницы, которые разделены вверху в итоге приходят в один и тот же переход. Слева лестница на выход, а справа на вход.
55. Правая лестница. Тут я даже не буду говорить про короба с проводами, так как со временем на станции появлялось все больше потребителей и к ним надо было проводить проводку, никто особо не заморачивался и проводку вели по верху отделки. Конечно станция требует реставрации и может быть тогда весь этот мусор уберут с глаз долой.
56. В переходе раньше в этих розетках на потолке были светильники в виде полусфер. Потом они исчезли и сейчас освещение выполнено в виде светильников в верхней части стены. Но архивному фото кажется, что в верхней части стены была плитка (но это не точно), а вот пол совершенно точно был выложен плиткой. Плитка проиграла с борьбе с грубыми ботинками пролетариев и была заменена на гранит с бесконечной стойкостью к истиранию.
57. Нынешний вестибюль, как и соседний, раньше был просто аванзалом перед спуском на платформу. Вестибюли находились выше. Аванзалы похожи, но есть и отличие. Отличие в цвете отделки колонн. Это наверное первый случай цветовой дифференциации выходов в нашем метро. Помните "Лермонтовский проспект" и "Жулебино", где цветовой переход от платформы к выходам говорил нам в каком вестибюле вы находимся в "салатовом" или "оранжевом". Тогда это было очень по-новаторски, но корни такого цветового разделения мы видим уже на станции первой очереди.
58. В 1961 году станция получила название "Проспект Маркса" до этого дважды побывав "Охотным рядом" и один раз "Имени Кагановича". По случаю переименования на торце нынешнего вестибюля, а тогда аванзала, появилось изображение Карла Маркса, выполненное из камня. Автор - член союза художников СССР Евгений Ефремович Рейхцаум. Интересно, что еще один Маркс в виде скульптурного изваяния головы, стоял и в другом вестибюле, есть такое историческое фото, где эта голова видна. Также памятник Марксу стоит на поверхности, там он высечен из цельного куска гранита и смотрит на Большой театр. Куда делась голова из вестибюля в гостинице "Москва" не известно, а вот остальные два Маркса до сих пор на месте. Это архивное фото, тут еще турникеты старого образца с пирамидками и газетные автоматы.
59. Сейчас все расчистили и стало лучше.
60. Еще ностальгическое фото. Вид в сторону эскалатора. В этом, как и в другом вестибюле, были установлены светильники торшеры по оси вестибюля, но потом их демонтировали, а освещение сделали в виде все тех же светильников, пущенных по верху стены.
61. С правой стороны от Маркса находится проход к станции "Театральная". У самой "Театральной" своих вестибюлей нет, выход со станции осуществляется через вестибюли соседних пересадочных станций. Такая компоновка вестибюля не самый идеальный вариант, так как в часы пик пассажиропотоки пересекаются, что не очень удобно для пассажиров.
62. Хотя сам зал вестибюля довольно просторный.
63. Потолок арочный с неглубокими кессонами. Сейчас он освещен не очень хорошо, так как изначальная задумка у архитекторов была в освещении вестибюля торшерами, которые бы давали свет и для освещения собственно помещения, а также освещали бы свод.
64. Спускаемся на платформу.
65. Забавно, что в торцах нет гермозатворов... А где же они? А если зомбиапокалипсис?
66. В середине центрального зала сделана пересадка на ст.м. "Театральная".
67. Пересадка выполнена в виде эскалаторов, идущих под платформу. С одной стороны такая пересадка не очень удобна в том плане, что создает сужение в этом месте и пассажирам приходится идти прижимаясь к пилонам. Причем спуски эти разнесены от центра платформы, что не есть хорошо, так как создают сужение с обоих концов станции. Но с другой стороны такая компоновка позволяет поставить эскалаторы, что в схеме с пересадкой сбоку с подъемом на мостик над путями в принципе не возможно. Просто физически эскалатор не влезет.
68. Эскалаторы стоят уже новенькие с блестящей отделкой, а вот ограждение аутентичное, оно здесь со времени открытия пересадки. Если не ошибаюсь, пересадку открыли в 1944 году. Про переходы мы поговорим, я так думаю, в рамках обзора станции "Театральная". Глядя на станцию "Театральная" после "Охотного ряда", не покидает ощущение того, что они в чем-то похожи по дизайну, те же сдвоенные полуколонны на пилонах (пилоны, правда там побольше), тот же кессонированный потолок, тот же шахматный рисунок на полу. Но, конечно там вся отделка гораздо богаче, куча декоративных элементов. Такое ощущение, что "Театральная" - более прокачанная версия "Охотного ряда". Собственно это очень хорошо показывает разницу в подходах архитекторов, работавших над станциями первой очереди, и тем, что случилось потом с постепенным переходом к тому самому имперскому роскошному стилю, который главенствовал в Московском метро в последующие лет 15, до момента начала борьбы с архитектурными излишествами.
69. В оригинале на путевой стене была плитка, которую заменили на камень. Причем сделали это на редкость неплохо. Обычно если меняют материал на путевой, то выглядит это не всегда хорошо. Яркий пример - это ст.м. "Белорусская" Замоскворецкой линии. А на "Охотном ряду" путевая после обновления смотрится довольно неплохо, как будто так и было. Часть изначальной плитки оставили в одном из торцов и это хорошо.
70. Почему-то мне всегда казалось, что станция "Охотный ряд" построена в 70-е. =) Может быть потому, что она довольно неплохо сохранилась для своих лет.
71.
72. Новая навигация на пилоне. Довольно интересный формат. На платформах обычно ставят "глобус метро", а такие вот навигационные указатели мы встречаем в переходах перед лестницами на поверхность. Впервые встречаю такой плакат с навигацией именно на платформе, хотя может просто не обращал внимания. И вот почему эту вывеску нельзя было повесить по середине пилона!
73. Чечулин, который проектировал восточный вестибюль, также предлагал свой вариант решения и платформенной части, у него на стенах пилонов в проходах были размещены панно. Такой вариант, как ни странно в последствии был реализован в нашем метро... на станции метро "
Фонвизинская", где каждый пилон украшает трехмерные панно с подсветкой. А по оси центрального зала Чечулин планировал установить фонтаны. На самом деле, если бы такой вариант был предложен позже, когда в моду вошел большой имперский стиль, то вполне возможно, что его реализовали, но не в этот раз. Интересно, что и фонтан в итоге появился на одной из московских станций. Однако за основу приняли более лаконичный вариант проекта архитектора Юрия Александровича Ревковского. Этот же тандем Ревковский и Чечулин, работали над станцией "Динамо", причем Ревковской снова занимался подземной частью, а Чечулин павильонами.
74. Мне оформление пилонов напоминает мост, не знаю, чего хотел добиться автор, но у меня совершенно четкие ассоциации с мостом: мощные опоры и сводчатые пролетные строения.
75. По центральной оси были установлены светильники-торшеры, такие же стояли и в распредзалах наверху. В последствии их убрали и заменили на круглые светящиеся шары, висящие на своде. Скорее всего это произошло в тот момент, когда была открыта пересадка так как часть торшеров необходимо было демонтировать в месте появления эскалаторных наклонов.
76. Интересно расположены лавки, они установлены в проемах между пилонами - очень необычное решение. Вон там справа на заднем плене как раз видно лавку.
77. На удивление станция производит очень приятное впечатление. Станции первой очереди, особенно глубокого заложения, выглядят довольно грустно. А вот тут все неплохо. Может потому, что пилоны не такие широкие и через проемы видны боковые залы, это делает платформенную часть не такой депрессивной, как на "Красных воротах" например. Опять же преобладающая светлая отделка благотворно сказалась на общем впечатлении о станции.
78. Когда катались на поезде из вагонов типа "А" ночью.... проезжали эту станцию и делали тут остановку.
79. Поезд и станция одного года выпуска - очень символично.
80. А я на этом заканчиваю.
ЛУБЯНКА <<< ОХОТНЫЙ РЯД >>> БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ ЛЕНИНА
Пересадка на ст.м. Театральная
МОСКОВСКОЕ МЕТРО