Продолжим изучать барселонское метро. В прошлый раз мы проехались по "синей" ветке, а сегодня посмотрим на станции зеленой линии L3. Она интересна тем, что именно на ней находятся станции первой очереди, открытые в 1924 году, кроме того это самая востребованная линия метро, так как проходит через основные места притяжений для туристов и еще один момент. На L3 находится одна из самых интересных станций барселонского метро - Drassanes. Посмотрим на станции и самое интересное, погрузимся в историю первой очереди барселонского метро.
Вот схема "зеленой" линии. На ней сейчас 26 станций, общая протяженность 18,4 км. Последняя станция, открыта здесь в 2008 году и это конечная Trinitat Nova. Если посмотреть на карту, то видно, что линия идет с северо запада к порту, потом поворачивает на север, идет по Рамбла и уходит на северо-восток, получается эдакая парабола, из за этого линию L5 она пересекает аж 3 раза. Все станции (кроме двух) линии L3 приспособлены для маломобильных пассажиров - это прекрасный результат.
1. Начнем слева и пойдем дальше, первая у нас станция Zona Universitaria, станция конечная на зеленой ветке и вместе с тем пересадочная на линию L9. Мы обязательно посмотрим на эту интересную линию, там ходят беспилотные поезда - это будущее, которое уже наступило. Станция открыта в 1975 году. Одну из стен вестибюля украшает эпические барельеф испанского скульптора Анхеля Оренсанца.
2. А еще здесь интересная плитка, использованная в отделке стен. Смотрите, как всего из двух типов плиток можно сделать причудливые узоры на стенах. Своды выкрашены темной краской и никак не отделаны, можно увидеть следы от опалубки, это общая практика в барселонском метро.
3. На уровень платформы можно спуститься по лестнице, а подняться по эскалатору. Конечно же есть и лифт.
4. Станция имеет две боковые платформы, Стены отделаны рельефными бетонными панелями.
5. Люблю такие штуки.
6. Еде одна станция - Poble Sec. Это уже станция ближе к центру, около горы Монтжуик. Сюда стоит приехать за тем, чтобы попробовать отличные пиньчос, но об этом в следующий раз. Лестничный сход без накрывашки, тут почти все такие, так как климат позволяет. Интересно, что так сделано не во всей Испании, скажем в жаркой Андалусии в метро
Малаги и
Севильи над лестничными сходами установлены павильоны, но они защищают не от холода, а наоборот от палящего солнца. В
Бильбао знаменитые "фостериты" над лестничными сходами защищают пассажиров от дождей, которые в Стране Басков бывают довольно часто. Парапет отделан камнем и по нему идет "metro", такие типовые выходы из метро встречаются и на других станциях.
7. Внутри стоят аппраты по продаже билетов. На самом деле на станции может даже не быть кассиров, так как большинство пассажиров покупает билеты именно в автоматах.
8. Станция открыта в 1975 году под названием Parlamento, в 1982 году станцию переименовали. В 2015 году тут прошла реновация реконструкция.
9. Стены тут также отделаны плиткой с геометрическим узором. Очень неплохо смотрится.
10. Снова не платформу ведет лестница и эскалатор.
11. Странно было видеть людей, таскающих коляску пол лестнице, при наличии лифта, но как потом выяснилось по разговорам, это были наши соотечественники. =)
12. Станция традиционно с двумя боковыми платформами.
13. Путевая стена и потолок над ней выкрашены в темный. Кое где есть протечки и так как нет декоративных зонтов, всё это, конечно же видно.
14. Отделка есть только на самой платформе. Стена и пол отделаны камнем, а вот потолок ничем не отделан. Платформу освещают два линейных светильника вдоль стены и края платформы.
15. Свое нынешнее название станция получила в честь района Эль-Побле-Сек, который находится наверху.
16. Станция Paral-lel. Интересна тем, что здесь три платформы, две боковые и одна островная. Сюда приходят поезда 2-х линий "зеленой" и "фиолетовой". Поглядите-ка и в отделке обыгран цвет линий. На зеленой стороне панели зеленые, а на фиолетовой - соответственно фиолетовые.
Вот архивное фото станции Здесь видно, что раньше стены были отделаны камнем, а потом уже его заменили на разноцветные панели.
17. Станция Drassanas. Очень интересная станция, которая находится недалеко от Рамбла и порта.
18. Никаких павильонов над лестничными сходами тут, как всегда нет, просто ограждение из закаленного стекла.
19. Станция открыта в декабре 1968 года и получила название Atarazanas, однако в 1982 году (как и некоторые другие станции) ее переименовали. И теперь она называется в честь верфи Драссанас, которая расположена рядом.
20. Отделка станции очень не типична для барселонского метро, что выделяет ее на фоне остальных станций.
21. Проект реконструкции делали товарищи из архитектурного бюро ON-A, с головным офисом в Барселоне. Это пример реконструкции удачной, нашим реконструкторам станций метро есть чему поучиться, ведь помимо новой отделки, на станции появились лифты с поверхности на уровень платформы, что улучшило доступность станции для маломобильных пассажиров.
22. Идея отделки очень интересная, стены имеют скругления в основании и как бы плавно переходят от пола к потолочным панелям, которые тоже сопрягаются со стеновыми панелями без прямого угла.
23. Облицовка как бы имитирует пластиковые панели вагонов метро. Очень неплохо.
24. К сожалению за 10 лет эксплуатации, а обновленная станция открыта в 2009 году, отделка заметно обветшала, краска с бетонных облицовочных панелей кое-где облупилась и ее неплохо бы подновить.
25. Чтобы перейти не соседнюю платформу, надо перейти по переходу под путями.
26. Этот переход отделали яркими панелями с хаотичной разбивкой, в противовес гладкой и светлой отделкой наверху.
27. Нарочито грубую отделку завершает потолок из рифленого стального листа. Довольно брутально вышло.
28. Выход с другой стороны. Кстати тут нет никаких лифтов и эскалаторов - это, конечно, совершенно недопустимо для современной станции. Хотя, справедливости ради, на каждую платформу с поверхности ведет лифт.
29. Светильники продолжают хаотичную тему отделки перехода.
30. Что-то подобно хотели сделать и у нас на станции "
Солнцево".
31. Турникеты расположены практически на платформе, места на станции довольно мало, это наследие 60-х, когда была построена станция.
32. Станция с двумя боковыми платформами - это типичная схема для барселонского метро. По центру между путями стоит ряд колонн, их выкрасили в черный, чтобы они не бросались в глаза. Вообще схема отделки тут, не смотря на оригинальность, вполне себе типовая. Отделка и освещение только над платформой, та часть станции, где ходят поезда, проваливается в темноту, здесь никакой отделки нет.
33. Очень крутая идея сделать единую панель, которая переходит с потолка на стену и перетекает в лавку. От этого интерьер смотрится довольно футуристично. Черные широкие швы между панелями добавляют графичности.
34.
1967 год, строительство станции. Это платформенная часть с круглыми колоннами.
35. Единственная яркая часть платформенной части - это зеленая полоса с навигацией, которая тут очень удачно вписывается в общий дизайн. Мне понравилось. Пожалуй это одна из самых оригинальных и симпатичных станций.
36. Станция первой очереди Catalunia. У нее довольно богато декорированный распредзал, находящийся под площадью Каталонии. Здесь не только вход в метро, но и переходы под площадью и выход к городским электричкам. Смотрите какой красивый пол из черного камня с латунными лучами, расходящимися во все стороны.
37. Зал круглый, по верху стены идет карниз тоже, похоже латунный, на нем над проемами элементы навигации.
38. В середине висит огромная люстра. Очень круто.
39. Стены между проемами выложены плиткой.
40. Испанцы большие любители плитки, особенно часто ее можно увидеть на улицах Андалусии, она дольше всего находилась под арабским владычеством, откуда, собственно отделка плиткой и перекочевала в испанскую традицию.
41. Все панно на транспортную тему, что не удивительно, первая треть прошлого века - это период бурного развития всяческого транспорта.
42. Довольно милые панно, но им нужна, конечно же реставрация. Метро в Барселоне не отличается особым украшательством, но здесь постарались. Вообще метро построили к Всемирной выставке 1929 года, к которой город готовился очень тщательно. соответственно и такой прогрессивный вид транспорта, как метро, должен был поразить приезжающих на выставку туристов.
43. На одну из боковых платформ можно спуститься по лестнице, также есть и лифт. Потолок в торце платформ, где расположены лестничные сходы отделали каким то жутким сайдингом. Мне, отчего-то отделка напомнила нашу станцию "Бульвар Дмитрия Донского" =)
44. Соседняя платформа. Прямо на станции можно выпить кофе, если что. =)
45. Обе платформы перекрыты единым сводом, никакой стены посередине тут нет. Потолок выкрашен в белый, что несколько необычно. За счет этого станция кажется очень светлой.
Немного архивных фото на которых запечатлена станция в её оригинальном виде.
Вот еще. Интересно, что реклама на стене - это тоже плитка, то есть, чтобы поменять рекламу, надо было снять старую плитку и приклеить новую.
1981 год, станцию отремонтировали, появились вертикальные стены на платформе, а также рейки на потолке.
46. Сидушки утоплены в ниши, так что сидящие на них не мешают идущим по платформе пассажирам, что важно, так как пассажиропоток здесь существенный, здесь крупный пересадочный узел.
47. Еще одно фото и идем дальше.
48. Passeig de Gracia. Еще одна станция в центре, на туристическом бульваре Пассеч-де-Грасиа, не далеко от дома
Бальо.
Вот как выглядел вход в метро в 1973 году. Сегодня он выглядит практически так же, за исключением того, что эмблема метро изменилась.
49. Вестибюль довольно просторный, здесь стоят билетные автоматы и справа даже фотобудка. Потолок ничем не отделан - голый бетон, а вот станы отделаны камнем.
50. Линейка турникетов. Они двухсторонние, как у нас на станциях МЦД, однако не все работают в обе стороны, часть работает на вход, часть на выход. Видимо в зависимости от пассажиропотока их соотношение можно регулировать.
51. Это большой пересадочный узел и отсюда можно попасть помимо линии L3, также на линию L2 и L4. Хорошо, что есть навигация, а то понять, как попасть на ту или иную ветку получается не сразу. Скорее всего этот вестибюль появился тут в 1995 году, когда открылась станция линии L4, потому что уж очень он современный и просторный, что не характерно для ранних станций. Точной информации мне к сожалению найти не удалось.
Фото вестибюля 1974 года. Правда это другой вестибюль.
52. Как всегда спуск вниз состоит из лестницы вниз и эскалатора, который везет пассажиров на верх. К сожалению и в Барселоне любят делать проводку поверх отделочного камня, это, конечно, ужасно.
53. Переход на "зеленую" ветку не так прост.
54. Проходим по коридору и выходим к платформе лини L2. Идем по стрелочке вниз.
55. Вжух, еще один коридор. Вообще такая сложная пересадка с долгим хождением по переходам свойственна скорее мадридскому метро.
56. Еще одна развилка и вроде мы уже почти пришли.
57. Платформенная часть очень приятная. Свод и стены отделаны моей любимой плиткой.
58. Из-за того, что многие станции метро начала прошлого века облицовывали именно такой плиткой-кабанчиком, эти плитку стали называть тоже "метро". У многих производителей керамической плитки, серия таким кабанчиком, так и называется "метро". Сейчас подобная плитка снова популярна, ей отделывают как ванные комнаты, так и фартуки на кужнях, также она очень популярна в интерьерах. Во многих кафе, булочных... даже у нас в Москве можно встретить отделку подобной плиткой.
59. Станция изначально называлась Arago (Арагон) и это название просуществовало до 1972 года, когда станцию снова переименовали, а в 1982 году станция окончательно получила свое нынешнее название. В 1932 на станции установили эскалаторы, в 1972 году платформу удлинили (это видно даже на фото, там где плитка на своде - это старая часть станции). Около 10 лет назад также была проведена реконструкция с целью улучшения доступности станции для всех категорий пассажиров, а в 2017 году здесь восстановили оригинальную плитку на сводах и стенах, чтобы отделка станции выглядела так, как в 1924 году.
А вот как станция выглядела изначально.
А это она же но с тремя платформами.
Вот интересное фото. Скорее всего это место дежурного по станции... или как там это у них называется.
60. Станция Diagonal. Снова пересадочная станция. В
прошлый раз мы смотрели станцию "синей" ветки, а сейчас спустимся и посмотрим на "зеленую" станцию.
61. Переход на линию L5 по траволатору прямо, направо находится лифт на нашу станцию.
62. Напротив линейка турникетов и вестибюль.
А так вестибюль выглядел в 1969 году.
63. Лифт на уровне платформы. Здесь же вендинговые автоматы.
64. Станция односводчатая на боковых платформах сделаны ниши в которых разместились лавки. Стены отделаны плиткой.
65. Причем за счет того, что использована плитка двух видов с рисунком и без, получилось сделать такой симпатичный абстрактный рисунок. И это всего двумя видами плитки. За что мне нравится такая плитка, за то, что она как натуральный камень имеет неоднородности цвета, посмотрите-ка, за счет этого нету повторяемости рисунка, который очень легко "вычисляет" наш глаз и такая повторяемость выглядит не очень хорошо. Вспомните хотя бы ужасные синие панели на путевой стене станции "
Беломорская", чтобы понять о чем я говорю.
Станция потребовала очередного ремонта и работы по реновации станции начались в 1969 году. Так платформа стала выглядеть в 1974 году. В таком дизайне она и дошла до наших дней.
66. Раньше на своде была плитка, а потом металлическая рейка. Сейчас он абсолютно черный.
67. Еще раз взглянем на станцию сегодняшнего дня...
...и посмотрим на то, какой она была раньше. Красивая плитка везде и довольно простенькие светильники. В живую на подобную станцию можно посмотреть в Мадриде (смотреть
ТУТ), там сделали музей из закрытой станции, отреставрировали все и пускают всех желающих. И да, на станции в 30-е годы добавили третью островную платформу. Также на станции появился эскалатор, причем эскалаторы на станции первой очереди использовали те, что раньше стояли на территории выставочного комплекса построенного к всемирной выставке 1929 года. Островная платформа была закрыта в 1968 году, затем ее разобрали. Появление третьей платформы вызвано желанием сократить время на погрузку/выгрузку пассажиров, так как поезд в таком случае открывал двери с обеих сторон. Для того времени - это было довольно инновационно. Но в итоге вернулись к классической схеме с двумя боковыми платформами.
68. Может быть и платформу этой станции отреставрируют до ее изначального вида. Было бы здорово.
69. Станция Fontana открылась в 1925 году, ее не успели доделать к пуску первой очереди и открыли несколькими месяцами позже. Тут замечательная плитка, обрамляющая портал тоннеля.
А в 1974 году станция выглядела следующим образом.
70. Следующая станция Vall d Hebron. Тоже две боковые платформы, как и везде. Здесь интересно посмотреть на пандус на платформе в районе первого вагона. Он сделан для того, чтобы было легко закатываться в вагон инвалиду колясочнику, так как платформа немного ниже уровня пола в поезде. Прекрасная забота о пассажирах. Кстати у нас в метро тоже не помешало бы такие сделать, так как не везде платформа идет вровень с полом поезда. Например на станции "Павелецкая" кольцевая, там довольно существенная ступенька. Я уж не говорю про станции МЦД, где вообще с высотой платформ творится что-то ужасное.
71. Дальше у нас идет станция Montbau. Она открылась в 1985 году. С поверхности, как обычно идет лестничный сход и рядом с ним эскалатор. На заднем плане видна застекленная будка лифта.
72. Барселонский лайтбокс. =)
73. Если на лестничном сходе плитка осталась оригинальная, то в подуличнике её поеменяли на новую.
74. В вестибюле стоят интересные турникеты на выход. Такие вот старые железные штуки с калиточкой, которая открывается только в одну сторону. За турникетами виден лифт - это для спуска на уровень платформы.
75. Навигация. Так как платформы боковые, то надо сразу определиться с направлением поездки. Помимо схемы линии есть еще и отдельный лайтбокс с названием конечной станции на линии, чтобы одного взгляда было достаточно, чтобы понять в какую сторону ехать. Кстати во многих европейских метро такая система с указанием конечных станций. На самом деле это довольно удобно даже для приезжих. Мы были в Барселоне неделю и привыкли к такой системе буквально на следующий день. И никаких, как у нас "в центр" или "на юг".
76. Конструкция платформенной части типовая, отделка здесь только платформенных частей, потолок выкрашен в черный, освещение есть только над платформой.
77. Стены отделаны камнем.
78. Вдоль всей стены навигационная полоса с цветом линии, схемой и указателями на выход.
79. Забавно, на информационном табло, где пишется время до приезда следующего поезда, периодически появлялось такое сообщение с поздравлением с праздниками. Мы приехали Барселону как раз перед Новым годом. Здесь написано "Счастливых праздников". Первая строчка на каталанском, вторая на испанском (или как его называют каталонцы - кастильском), третья на (по-моему) португальском и последнее - это поздравление с Рождеством на баскском.
80. Такая вот станция.
81. И еще одна фоточка с другой конечной, это станция Trinitat Nova. Открытая в 1999 году, станция является одной из немногих станций с островной платформой. Кроме того это сама глубокая станция барселонского метро, она заложена на глубине 50 метров. Отделка довольно простая и лаконичная, понравились только лавки из искусственного камня или очень плотного пластика. Довольно прикольные.
Почти все архивные фото взяты
ВОТ с этого замечательного сайта.