Расшифровали вчерашний эфир "Телехранителя", посвященного проекту "Большой балет", в котором и
Блоха отметилась.
Привожу расшифровку здесь: по себе знаю как лень по ссылкам ходить ))). На сайте передачу можно и
прослушать.
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире - «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии - Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И сегодня мы поговорим о проекте, который вызвал большой резонанс, он выходил на канале «Культура» почти всю осень, называется он «Большой балет». В гостях у нас Алла Сигалова, балетмейстер, ведущий этого проекта. Здравствуйте, Алла.
А.СИГАЛОВА: Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА: И главный исполнительный продюсер канала «Культура» Любовь Платонова. Здравствуйте, Любовь.
Л.ПЛАТОНОВА: Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА: Наш SMS-номер сразу напомню, чтобы вы могли задавать вопросы и высказывать свои мнения, присылать реплики по поводу этого проекта. +7 985 970-45-45. Вы можете высказывать свои мнения о том, вообще нужен ли телевидению балет, такое элитарное искусство и способно ли телевидение сделать балет востребованным массовой аудиторией, а не только теми людьми, которые в нем детально разбираются, не пропускают все премьеры и понимают все тонкости.
И, наверное, тот вопрос, который я хотела задать. Как, каким образом?.. Я могу напомнить для тех наших слушателей, которые не были постоянными зрителями канала «Россия Культура», что в прошлом году был проект «Большая опера». Вот нам Любовь сейчас расскажет, наверное, как пришло в голову сделать не просто оперное, а потом балетное соревнование, а сделать его прямо как шоу-проект, яркий, современный и, естественно, с такими же деталями соревнования, обсуждения членами жюри и всеми прочими элементами, какие бывают обычно у проектов ярких, эстрадных - у «Фабрик звезд», у «Народного артиста», у «Фактора «А» и у других.
А.СИГАЛОВА: Ну, дело в том, что, прежде всего, конкурсы - это не обязательно шоу-бизнес. Вообще-то конкурсы начались, я думаю, не с шоу-бизнеса, а когда шоу-бизнеса еще и не было в помине. Конкурсы начались как танцевальные состязания, как оперные состязания и это сначала было. А потом уже все, что относится к шоу-бизнесу. Так что это они у нас, а не мы у них.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но бывают разные виды, способы того, как телевидение конкурсы показывает. Можно просто поставить стационарно камеру, ну, сделать, что называется, трансляцию, да? Вот, идет оперный классический конкурс или классического балета, поставили камеры, снимают, передают. Но вероятно телевидению в этой форме показа чего-то не хватает.
А.СИГАЛОВА: Я вам скажу, в чем дело. Извините, Любовь Игоревна.
Л.ПЛАТОНОВА: Пожалуйста.
А.СИГАЛОВА: У нас на дворе XXI-й век, и эти все сказано.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот я и хотела узнать, каким образом телевидение хочет показывать оперу и балет таким образом, чтобы это было зрителю интересно? Любовь, как вы подходили к этому вопросу на канале?
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, я так задумалась. И Алла Михайловна видела мои испуганные глаза - наверное, она поэтому так рьяно стала говорить о том, что конкурс существует. Ну, конечно, существует. И сначала была идея создания проекта «Большая опера», которая принадлежит Сергею Леонидовичу Шумакову. И надо сказать, что для нас было вполне естественным, что дальше будет развиваться и будет продолжение, будет «Большой балет».
Е.АФАНАСЬЕВА: Но в прошлом году это вызвало достаточно большие отклики. Потому что то, что оперный конкурс показывают так, как показывают конкурс исполнителей в шоу-бизнесе, это было откровением для телезрителей. У кого-то это вызывало бурное негодование, у кого-то это вызывало восторг. Какие у вас отклики были у ваших зрителей?
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, я от вас это слышу в первый раз насчет негодования. Мне казалось, что на сцене стоят... Да, мне кажется, что самое главное - и здесь Алла Михайловна меня поддержит - что конкурс, ну, телевизионный проект рассчитан на профессионалов, то есть на людей, которые занимаются серьезно, профессионально тем видом искусства, к которому мы подбирались. Сначала мы тихонечко подошли к опере, потом мы на ощупь начали подходить к балету.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но несмотря на то, что, все-таки, доля аудитории у канала «Культура» не такая, как у канала «Россия 1», например. Но при этом если рассчитывать только на узкий слой профессионалов, наверное, это недостаточная доля для аудитории канала целого. Наверное, вы рассчитывали на...
Л.ПЛАТОНОВА: Нет-нет-нет, никогда не было задачи рассчитывать на то, что мы сейчас сделаем какой-то проект и у нас обязательно возрастет доля канала. Это абсолютнейшая правда.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я в данном случае не о том, возрастет или не возрастет доля, а о том, что, наверное, все-таки, невозможно рассчитывать, показывая на большом общероссийском канале, только на профессионалов. Наверное, все-таки, вы рассчитывали на то, что этот проект будет интересен и массовому зрителю. Может быть, не столь массовому, как смотрит сериал «Глухарь», но, все-таки, больше, чем только профессионалов.
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, конечно. Хотелось привлечь внимание людей к балету, к классическому балету, к современной хореографии. И здесь Алла Михайловна нам во всем помогала и помогла.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я хочу сразу... Вы сказали, что не слышали откликов. Вот из тех вопросов, которые пришли на сайт «Эха Москвы» заранее, есть один очень подробный. И, например, человек, у которого ник «Образованный», он пишет: «Здравствуйте, Алла Михайловна. У меня 3 замечания по поводу передачи «Большой балет». Я думаю, что как раз таки его реплики не столько к Алле Михайловне, сколько к Любови, потому что это более телевизионные вопросы, а не балетные. «Первое. Очень мешает просмотру обилие телевизионных эффектов, а именно мелькающие и движущиеся световые и цветовые пятна на заднике, а особенно на планшете сцены. И частое мелькание не дает разглядеть танцоров. Второе. Почему наши операторы или режиссеры считают, что танец нужно снимать несколькими камерами, то снизу, то сверху, то общий план, а жюри в это время смотрит номер с одной точки, как и было запланировано балетмейстером? И третье, мне как обычному зрителю, а не профессионалу было трудно оценивать номера классические и современные вперемешку. Не лучше ли разделить?»
Я вот о чем говорю. Зрители, которые любят классическую оперу или классический балет, их может раздражать новая форма показа. А те, кто, например, привык к современному телевидению, они, наоборот, не поймут. Знаете, как есть анекдот, когда оператор приходит на футбол (или на балет - я, если честно, не помню), его спрашивают, понравилось или нет, он говорит «А что там может понравиться? 2 часа на общем плане». Так вот, вот как найти золотую середину? Алла, может быть, вы скажете, где золотая середина между профессионализмом и интересом зрителя, который, все-таки, чуть меньше разбирается в балете, чем...
А.СИГАЛОВА: Я не поняла ваш вопрос. Что значит между? В чем разница между профессионализмом?..
Е.АФАНАСЬЕВА: Как показать балет по телевидению так, чтобы он был интересен?
А.СИГАЛОВА: Так, как это сделано в «Большом балете».
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот я и хочу понять, что было сделано в «Большом балете», что он был интересен не только профессионалам? То есть профессионалы не сказали, что вы опустились до уровня ниже, чем это следует держать планку в профессиональном балете. А простые зрители, которые не понимают глубоких тонкостей, с большим интересом смотрели.
А.СИГАЛОВА: Дело в том, что то, что попытался, и то, что удалось сделать в проекте «Большой балет», это новый показ, абсолютно новый взгляд на показ балета и вообще движения, вообще танца, вообще хореографии. То, что в мире уже является нормой, мы к этому только еще идем, мы еще только начинаем к этому привыкать, мы только начинаем это осваивать. Это совершенно другая реальность. Понимаете, это новый продукт, это вообще другой продукт. Это не то, что ты сидишь в партере в лучшем случае, если у тебя хватило денег, или ты сидишь на ярусах и ты вообще видишь каких-то таракашек, которые там ползают по сцене... Тут совершенно другое - тут возможность приблизить, посмотреть динамику, приблизить детали, увидеть. Совершенно другая реальность. Поэтому это совершенно другой вид искусства, и надо к этому относиться абсолютно по-другому, чем ты приходишь и покупаешь билет в театр.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы не согласны с вот этим нашим слушателем и зрителем, который считает, что если балетмейстер ставил в расчете на один план, то не надо показывать танец разными?
А.СИГАЛОВА: Уже другая эпоха, еще раз повторяю. XXI-й век, мы должны двигаться дальше. Мы не можем все время оставаться на уровне общего плана.
Л.ПЛАТОНОВА: Ну а как же телеспектакли, постановки, которые были, существовали прежде? Мне кажется, что самое большое и такое, важное отличие этого проекта от всех проектов, которые существуют на телевидении, и в этом смысле это открытие канала - мы снимали в июле-месяце, а заканчивали мы свою работу... Ну, вот сегодня у нас будет премьерный такой показ, фильм о фильме...
Е.АФАНАСЬЕВА: Фильм о проекте.
Л.ПЛАТОНОВА: Да, фильм о проекте, как создавался «Большой балет». Но мы не выходили из постпродакшена. Поэтому задачей было еще показать танец, приблизиться немножечко к кино. Мы высокие такие цели ставили перед собой, и здесь Алла Михайловна присутствовала на монтаже и был очень сложный постпродакшен, и мы ничего не нарушили, сохранили и понимали, что такое сохранить рисунок танца. Поэтому мне кажется, что мы и того зрителя удовлетворили, и нового привлекли.
А.СИГАЛОВА: А я думаю, что здесь, все-таки, не важно было бы удовлетворять, а важно образовать, показать что-то новое, к чему-то вывести, к новому пониманию, к новому какому-то восприятию. Вот, мне кажется, что это было бы важно и это, я думаю, что и сделано.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я думаю, что несколько реплик, которые приходят и как SMS, и пришли заранее на сайт, вас очень удивят, потому что мы говорим о балете профессиональном, а для очень многих людей понятие балета так и осталось навсегда связано с показом «Лебединого озера» во время путча. Коля пишет «Балет по ТВ надо передавать во время путчей». И вот несколько таких же похожих реплик было на сайте. Как выбить и надо ли выбивать из подсознания зрителя вот то «Лебединое озеро»?
А.СИГАЛОВА: Да не надо ничего. Просто если это человек поюморил, написав эту смску, прекрасно. Как юмор мы вам очень благодарны, юмор удался.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Почитаем другие реплики. Григорий Сомов пишет «Нужен и «Большой балет», и вообще большое искусство. Спасибо за «Большой балет».
Л.ПЛАТОНОВА: Спасибо.
Е.АФАНАСЬЕВА: Комзава966 пишет «Слов нет. Браво, браво, браво! Вам не было равных в эти воскресные вечера. Конечно, аплодисменты, бис и покажите талантливых звезд русского балета».
Есть и другие какие-то реплики. Например, человек с ником Пафлов пишет «Телевидению нужно бабло, так что дай ему волю, например, совокупляющиеся балерины - они и это покажут». Вот так по-разному люди реагируют.
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, может быть, конечно, этому человеку это было был интересно (совокупляющиеся балерины), но у нас другая была программа, поэтому мы тут ничем ему помочь не можем, это какой-то другой канал он должен посмотреть.
Е.АФАНАСЬЕВА: Совсем другой.
Л.ПЛАТОНОВА: Совсем другой. А мы занимались балетом классическим и современным балетом, и попытались приблизить этот балет, чтобы дать возможность рассмотреть его и понять, и увидеть новые возможности балетного искусства и увидеть новую хореографию, и, конечно же, главное, новых молодых начинающих и, в общем, уже звездных людей, звездных танцовщиков.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, что в программе «Телехранитель» мы говорим о проекте «Большой балет», который завершается на канале «Россия Культура». Говорим с Аллой Сигаловой, балетмейстером, ведущей этого проекта и с Любовью Платоновой, исполнительным продюсером канала «Культура». Насколько сложно было собрать такой уровень исполнителей и членов жюри? Потому что, ну, вы собрали элиту.
Л.ПЛАТОНОВА: Да, это было невозможно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Охотно соглашались эти люди? Или, наоборот, говорили, что телевидение им не нужно?
Л.ПЛАТОНОВА: С радостью бежали нам навстречу.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да что вы говорите? Потому что существует стереотип восприятия, что большое искусство, такое как балет, оно, в общем, считает телевидение чем-то более второсортным и неохотно идут профессионалы высшего уровня на контакт.
Л.ПЛАТОНОВА: Вы абсолютно правы. Поэтому здесь задача стояла еще убедить и, как вы начали нашу программу с того, как мы, может быть, перекликаемся с проектами аналогичными, вот, нашим профессионалам и нашим звездам мы должны были долго и долго объяснять, чем мы будем отличаться от других каналов, от других форматов, от другого показа. И был труд большой, сумасшедший большой команды профессионалов, мастеров.
А.СИГАЛОВА: Я должна сказать, что, конечно, такого уровня профессионалы совсем не хотели идти, зная другие вот такие подобные состязания.
Л.ПЛАТОНОВА: Конкретизируете?
А.СИГАЛОВА: Я не конкретизирую, я ни в коей мере не хочу ни с чем сравнивать. Я говорю о том, что такого уровня профессионалы, конечно, не хотят принимать участие в таких вот развлекательных шоу. И когда они поняли, что это абсолютно профессиональный конкурс ли, фестиваль ли (по всякому можно называть), конечно, они с радостью приняли в результате участие в этом и ждут, когда будет продолжение, и спрашивают, и говорят «Возьмите теперь меня» и «Мы хотим тоже».
Е.АФАНАСЬЕВА: А сейчас в мире балета уровень конкурса как-то поднялся? То есть престижно уже?.. Вот те люди, которые могут сказать, что «Мы выиграли «Большой балет», это уже что-то значит в мире балета? Либо это, все-таки, такой, ну, небольшой телевизионный эксперимент и все? Вот, значит ли это так же, как раньше выигрывали знаменитые конкурсы балетные и люди становились сразу известные во всем мире профессиональном?
Л.ПЛАТОНОВА: Здесь немножечко другая ситуация, поэтому она не сравнима с другими проектами, наверное, и конкурсами, и со всем, что было до этого проекта. Важно слышать от профессионалов и очень, действительно, знаменитых людей о том, что наш проект - он уникален не потому, что мы так придумали, а потому что такого проекта больше не существует в мире, он первый. И об этом все говорят. То есть не сказать об этом, ну, абсолютно невозможно.
А что касается вот такой планки и к чему стремятся участники. Вы понимаете, они, на самом деле, такие звезды уже, звезды в своих театрах, они имеют контракты по всему миру, они работают в самых престижных театрах нашей страны...
Е.АФАНАСЬЕВА: Что заставляло их пойти и участвовать в телевизионном конкурсе?
Л.ПЛАТОНОВА: Насилие, когда мы должны были уговорить, убедить руководителей театров, художественных руководителей, что это необходимо для того, чтобы узнали о наших героях. Ну, многие. Там, Слава Самодуров, художественный руководитель Екатеринбургского Театра оперы и балета. Он говорит, что, наверное, если бы такой проект был в наши времена, он открыл бы больше имен.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вы платили звездам за участие гонорар, равный, сопоставимый с их гонорарами в театре?
Л.ПЛАТОНОВА: Танцовщикам?
Е.АФАНАСЬЕВА: Да?
Л.ПЛАТОНОВА: Нет.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть они участвовали бесплатно во всех этих проектах?
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, фактически да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Потрясающе. Почитаем несколько реплик и прервемся на новости. «Мнения специалистов были невероятно интересны. Именно разные планы - и общий, и крупный - открыли для меня балет. Жаль, что только в 60 лет», - пишет Лида. «Спасибо. Получила огромное удовольствие. Не слушайте снобов. Надя». «Спасибо за проект. Великолепно. Анна». А вот Юрий из Твери считает, что «Тупо не поняли вопроса зрителя о неуместной новой технологии показа танца разными камерами и разными ракурсами. Это ложные находки оператора». Ну что ж, мы продолжим наш разговор о проекте «Большой балет» с Аллой Сигаловой, с Любовью Платоновой в программе «Телехранитель» после выпуска новостей на «Эхо Москвы».
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии - Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о проекте «Большой балет», который выходил на канале «Россия Культура», сегодня завершающая программа, фильм о проекте выйдет в эфир уже после нашего выпуска, вы можете успеть посмотреть. Говорим мы с Аллой Сигаловой, балетмейстером и ведущей этого проекта и с Любовью Платоновой, главным исполнительным продюсером канала «Культура». Много очень реплик разных. «Хоть раз в жизни мнение жюри совпало с моим, - пишет Наталья из Томска, - а то в футболе, в политике вечно побеждают не мои». «Спасибо за «Большой балет» от непрофессионала, полюбившего балет поздно. Отлично наблюдать членов жюри». Подпись - профессор из Самары.
«Спасибо за проект «Большой балет». Каждое воскресенье ждала его как праздник. Кстати, современный балет понравился больше традиционного - он экспрессивней, разнообразней, неожиданней. Еще раз спасибо. Даже не знаю, как теперь жить без вашего проекта», - пишет Лина.
Очень много вопросов было по поводу того, Алла, что массовая аудитория вас узнала по поводу «Танцев со звездами». «Жаль, что вас нет на «Танцах», - пишут.
А.СИГАЛОВА: Но зато я есть в «Большом балете». Это гораздо важнее.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вам пришлось выбирать? Или вы, получив возможность заниматься более любимым делом, выбрали это?
А.СИГАЛОВА: Конечно, я сделала выбор. И выбор, естественно, оказался (и другого и быть не может) за профессиональным балетом.
Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Есть еще вопросы, которые касаются вашего проекта. «Балет нужен телевидению, учитывая, что оперные театры есть далеко не в каждом городе России. да и в те ходит мизерная доля потенциальных слушателей и зрителей. И вы, Алла, очень нужны телевидению. Другое дело, что могло бы стимулировать каналы помимо «Культуры» и специализированных платных каналов показывать оперные и балетные программы?» Как вам кажется, должны ли крупные каналы и не только «Культура» показывать балет? Могут они это сделать? И может ли это вызвать интерес массовой, действительно, массовой аудитории или это даже и не надо делать?
А.СИГАЛОВА: Я думаю, что это делать надо. Но сначала надо приучить людей смотреть, наверное, канал «Культура», канал, который, в общем, сделан для того, чтобы пропагандировать вот эти в том числе виды искусства. А уже большие каналы - я не знаю. Наверное, это было бы прекрасно.
Л.ПЛАТОНОВА: Но делают же большие каналы.
А.СИГАЛОВА: Делают, да?
Л.ПЛАТОНОВА: Конечно.
А.СИГАЛОВА: А что делают?
Л.ПЛАТОНОВА: Другие каналы тоже делали и балет, и оперу.
А.СИГАЛОВА: Да? Как? Я никогда не видела, чтобы Первый или второй канал транслировали оперу.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы, наверное, имеете в виду проект «Болеро», где непрофессиональные...
А.СИГАЛОВА: Нет, одну минуточку. Любовь Игоревна, вы меня удивляете. Вы, все-таки, за самодеятельность, да?
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, нет, я просто говорю, какой вопрос, такой ответ.
А.СИГАЛОВА: Нет, такой вопрос как раз был очень правильный и совсем не предполагал участия самодеятельности в этом деле.
Л.ПЛАТОНОВА: Я сгораю от стыда просто. (все смеются)
А.СИГАЛОВА: Нет, вопрос был о том, что нужно ли большим каналам показывать оперу и балет.
Л.ПЛАТОНОВА: Для этого есть телеканал «Культура».
А.СИГАЛОВА: Для этого есть телеканал «Культура», конечно. Но, все-таки, мне бы казалось, что если бы Первый или второй, или еще какой-то центральный канал показывали изредка хотя бы какие-то балетные или оперные шедевры, спектакли, было бы совсем неплохо. Конечно, это бы расширило территорию, на которую бы могли прийти еще новые зрители.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот смска пришла от человека, правда, без подписи: «Полностью согласна с первой репликой телезрителя. Это шоу было лишь просветительским. А для поклонников балета, как мне кажется, были интересны только оценки и комментарии профессионального жюри».
А.СИГАЛОВА: Очень хорошо, что мы могли сделать проект и для тех, которые мало знают балет, и для тех, что в этом проекте совместились радости и для тех, и для других. Прекрасно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Тут даже как раз таки, несмотря на то, что вы говорите, что надо приучать смотреть канал «Культура», человек с ником Ворм пишет: «Уважаемая Алла, я бы поставил вопрос по-другому. На канале «Культура» балетные спектакли показывают вопиюще редко», - человек даже пишет это Капс-локом. «Выросло поколение людей, которым просто некому показать балет и научить получать удовольствие от музыки, хореографии. Поднимите архивы, покажите старые спектакли с Улановой, Плисецкой, Бессмертновой, Дроздовой, Максимовой, договоритесь с театром, показывайте хотя бы изредка текущий репертуар, как это делают европейские каналы».
А.СИГАЛОВА: Я абсолютно с вами согласна. Я думаю, что руководство канала «Культура» к этому и идет. Вот сейчас послушаем Любовь Игоревну.
Л.ПЛАТОНОВА: Не, ну, вы меня просто поражаете все, и вы, Алла Михайловна, и зрители, которые пишут. Потому что все, что перечислили, все канал «Культура» транслирует. И в ближайшее же время мы работаем, записываем балетные спектакли (не буду пока говорить, какие). Бесконечные трансляции, закупки. Я не понимаю, о чем речь, господа.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот расскажите, пожалуйста, есть ли у вас опыт такой, который сейчас активно пропагандируют, когда не просто идет трансляция оперы, например, премьеры. Очень многие кинотеатры в Москве и какие-то клубы просто продают билеты, люди приходят смотреть оперу из Метрополитен-Опера или еще откуда-то. Есть ли такой опыт с балетом? Алла, Люба?
Л.ПЛАТОНОВА: Конечно, есть.
А.СИГАЛОВА: Ну, это акция, которую проводит вот уже несколько лет Метрополитен-Опера, замечательная, которая, действительно, идет по всему миру. И я не знаю, но...
Л.ПЛАТОНОВА: Алла Михайловна, но Большой театр России занимается тем же самым, и транслирует свои постановки в разных кинотеатрах России.
Окончание:
здесь.