ЖЖ в предыдущей записи выдал ошибку и сказал, что текст записи слишком большой: Окончание расшифровки передачи "Телехранитель" на "Эхе Москвы", посвященной "Большому балету".
Окончание. Начало
здесь.
Е.АФАНАСЬЕВА: «Уважаемая Алла, - пишет Наташа, - на ваш взгляд, какие недостатки у проекта «Большой балет» и что бы вы изменили? Мне очень понравились строгие и профессиональные оценки и комментарии Владимира Деревянко. Хотелось бы увидеть на канале «Культура» передачу, посвященную ему. Что бы вы изменили, Алла?»
А.СИГАЛОВА: Ну, мне трудно сказать, что бы я изменила. Есть продюсер проекта, поэтому, наверное, этот вопрос прежде всего к Любови Игоревне.
Л.ПЛАТОНОВА: Что бы я изменила в этом проекте? Нет, мне все понравилось.
А.СИГАЛОВА: Я бы поменяла ведущую. (все смеются)
Л.ПЛАТОНОВА: Мне все понравилось. Ну, только если когда-нибудь, может быть, подумаем.
Е.АФАНАСЬЕВА: А человек с подписью Вован из Саратова пишет: «А что вы имеете против самодеятельности? Битлз - разве не самодеятельность был вначале? И много еще чего».
А.СИГАЛОВА: Вы знаете что? Дело в том, что, все-таки, балет и музыка - это большая разница между самодеятельными коллективами и профессиональными театрами. И это тот вид искусства, который, в общем, не терпит абсолютно самодеятельности. Так что тут все очень жестко разграничено.
Е.АФАНАСЬЕВА: В общем, не отзанимавшись столько лет, десятки часов, много-много часов в день, наверное, трудно что-то сделать в балете. Только на одном каком-то таланте и способностях, да?
Л.ПЛАТОНОВА: Да, поэтому не состоялись бы ни «Большая опера», ни «Большой балет» на канале «Культура», если бы это не имело отношения именно к профессионалам. И я буду подчеркивать это до тех пор, пока нас зрители и слушатели не поймут.
Е.АФАНАСЬЕВА: «Спасибо. Только восторг. Понравилось все - ребята, жюри, ведущие. Я плакала от радости и гордости», - пишет Любовь из Петербурга. Зато, вероятно, ваша реплика про самодеятельность получила дальнейшее развитие. Коля пишет: «Да, Валуев в пачке смотрелся бы неплохо на сцене». Вот сколько шуток у наших зрителей.
Л.ПЛАТОНОВА: Это не к каналу «Культура».
Е.АФАНАСЬЕВА: Да. «Правда, что в массовках на заднем плане танцоры рассказывают анекдоты в паузах?» - интересует этот вопрос Колю.
А.СИГАЛОВА: Коля, уважаемый, я не в курсе, я такого не наблюдала. Может быть, мне просто повезло в жизни.
Е.АФАНАСЬЕВА: Еще несколько вопросов о Деревянко. Он был безусловным лидером, наиболее интересным, квалифицированным. Люба, вы так и не открыли тайну нашим слушателям, будет ли какая-то программа, посвященная ему?
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, во-первых, недавно была программа. Это «В вашем доме» со Святославом Бэлзой. Но Володя бывает крайне редко в России. Крайне редко. Мы надеемся, что как только он окажется с нами рядышком, поближе, то мы всегда готовы его встретить и принять.
Е.АФАНАСЬЕВА: Уважаемые слушатели, дозванивайтесь нам, пожалуйста, мы будем и звонки ваши принимать (не только SMS). Еще раз напоминаю, SMS-номер +7 985 970-45-45, а наш номер прямого эфира 363-36-59, код Москвы - 495, вы можете задать свои вопросы Алле Сигаловой, Любови Платоновой по поводу проекта «Большой балет». Давайте попробуем звонок принять. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Это говорит Наталья Васильевна. Я в восторге от того, что я видела. Потрясающе-потрясающе! Великолепное жюри и великолепные ведущие. Ну, Бэлза-то человек уже опытный, но Аллочка была великолепной. В общем, я в восторге. Ребята, молодцы и продолжайте все так же. Потрясающе!
Л.ПЛАТОНОВА: Спасибо большое.
СЛУШАТЕЛЬ: Большое спасибо всем.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за звонок. 363-36-59, еще прием звоночек. Добрый вечер. Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, говорите, как вас зовут, вы откуда.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Ольга, я - балетный критик из Санкт-Петербурга, и с большим удовольствием просмотрела этот проект. И хочу сказать большое спасибо за него его организаторам. Про положительное уже много сказали. Я очень рада, кстати, больше всего тому, что я узнала провинциальных артистов. Там как-то недавно я была в Перми, с большим удовольствием увидела там Александра Таранова и Ксению Барбашову, которые были для меня уже, например, не пустым звуком. Вот. Ну а в качестве пожелания, что бы я хотела сказать? Вот мне, честно говоря, понравилась первоначальная идея госпожи Сигаловой про то, чтобы сделать 6 выпусков, посвященных разным стилистикам. Вот это, действительно, мне кажется, было бы более как-то концептуально, наверное, и более бы смыслово и стилистически выдержано. Вот, если планируется продолжение «Большого балета», то очень бы хотелось, чтобы это сохранилось.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот интересно, раз вы - балетный критик профессиональный, и Любовь говорит, что проект для профессионалов, наверное, у вас есть кроме тех реплик... Так, у вас, видно, дети там, да?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Сейчас я закрою дверь.
Е.АФАНАСЬЕВА: Может быть, у вас есть какие-то критические замечания в адрес проекта?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, вот, как критические замечания, я сказал бы, что, наверное, некоторая стилистическая невыдержанность, что первоначально, когда говорилось, что 6 вечеров, посвященных разным стилистическим проектам, то есть балет Серебряного века, современная хореография, классика. Вот это, мне кажется, было бы интереснее. И все исполнители - они были бы на каждом туре заведомо в одинаковых несколько условиях. То есть когда в одном туре кто-то танцует классику, кто-то современный номер, ну, очень сложно порой, мне кажется, в общем-то, оценивать однозначно. Потому что кому-то нравится больше современный номер, кому-то больше классика нравится. Мне кажется, такая идея, которая и первоначально была (ее предложила госпожа Сигалова), мне кажется, она была бы более выдержанной.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам за звонок.
СЛУШАТЕЛЬ: Но, опять же, наверное, вот эти проблемы телевидения - да, наверное, они и определили такой некоторый стилистический разброд.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот мы как раз и зададим вопрос. Вот, стилистически, как говорит критик, балетный разброд определили проблемы телевидения или в другом была идея?
А.СИГАЛОВА: Я думаю, что Оля, вероятно, не совсем точно поняла, потому что у каждой пары была возможность показать себя в современном номере, у каждой пары была возможность показать себя в классических номерах, у каждой пары была возможность показать себя в сольных вариациях. Так что каждая пара выполнила всю норму, которая была заложена организаторами и авторами проекта.
Еще я хочу сказать, что, конечно, очень приятно, что Оля из Петербурга - критик, и то, что она смотрела внимательно, и то, что она откликнулась на какие-то вещи. Но очень меня удивляет, что, например, московская критика балетная вообще никак не заметила этот проект. Притом, что я знаю, что все они прильнули к телевизорам, все эти воскресенья они неотрывно следили за тем, что происходит.
Е.АФАНАСЬЕВА: А почему не заметили, на ваш взгляд, Алла?
А.СИГАЛОВА: Потому что я не видела ни одной рецензии, ни одного высказывания в прессе. И мне кажется, что это просто удивительно и для меня это возмутительная ситуация.
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, может быть, были в таком восторге, что просто, ну, нет слов? Знаете, настолько...
А.СИГАЛОВА: Настолько потрясены, что проглотили язык. Так бывает, когда ешь что-то вкусное, да, действительно.
Л.ПЛАТОНОВА: Да.
А.СИГАЛОВА: Ну, тогда понятно.
Л.ПЛАТОНОВА: Заворожили.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга пишет: «Огромное спасибо за этот проект. Безусловно, это потрясающее зрелище. Но насколько я знаю, канал «Культура» идет не везде. Подскажите, можно ли смотреть выпуски «Большого балета» в интернете?» Много вопросов по поводу интернета. Или «Будет ли DVD?» Любовь?
Л.ПЛАТОНОВА: DVD не будет. В интернете можно смотреть, на сайте нашего телеканала выложены все выпуски.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так что если вы вдруг пропустили, у вас есть возможность увидеть абсолютно все.
Л.ПЛАТОНОВА: Абсолютно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Еще попробуем звонок принять. 363-36-59, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Это Надежда.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Надежда, пожалуйста, говорите.
СЛУШАТЕЛЬ: С удовольствием смотрела ваши все передачи. Полностью согласна с мнением жюри присвоить первое место артистам. Единственное, не согласна, когда Диана Вишнева присвоила тоже первое место другим. Вы понимаете, это как-то, мне кажется, унизило артистов Овчаренко и его партнершу. И еще продюсер сказала, что много показывают балетов. Да, в том году показывали, Цискаридзе вел. А в этом году, вот, я смотрю и почти ничего нету. Непонятно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за звонок. Давайте дадим продюсеру ответить. Любовь, что вел Цискаридзе и будут ли еще какие-то яркие премьеры?
Л.ПЛАТОНОВА: Будут премьеры. И не в этом дело. Дело в том, что я хотела бы вернуться к тому, как унизило кого какая ситуация. Мне кажется, что Диана на себя взяла такую, очень важную миссию и, действительно, об этом и эфирно, и телевизионно говорили ведущие. Никто не знал о том, что это ее абсолютно право, ее решение. На то у нее было полное право, потому что она все время сравнивала пары, исходя из того, о чем ранее сказала Алла Михайловна, что пара должна быть представлена во всех направлениях, как в современной, так и в классической хореографии. И лучше этих пар Ани Тихомировой и Артема Овчаренко и Таранова и Барбашовой, наверное, не было никого. Это мое мнение в том числе. Поэтому я лично Диане очень за это благодарна. Очень мудрое решение.
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Алло?
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, говорите, пожалуйста, как вас зовут, вы откуда? Алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, Елена?
Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да-да. Говорите, мы вас слушаем.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Анна, я из...
Е.АФАНАСЬЕВА: Алло? Плохо вас слышно. Очень плохо слышно.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Во-первых, очень хотелось бы поблагодарить телеканал «Культура» за замечательный проект «Большой балет» и лично Аллу Михайловну как ведущую, потому что у нее было такое доброе и теплое отношение к участникам. И периодически их ругали, она всегда могла как-то поддержать. И огромное ей спасибо за ее беззвучие - это совершенно потрясающий современный танец, гармоничный и побольше бы таких современных танцев. А вопрос у меня такой. Я очень внимательно следила за проектом, за участниками, именно конкурсной программой. И возможно ли в целом... Ну, наверное, это больше вопрос к Алле Михайловне. Возможно ли объективно в условиях телепроекта оценивать участников? Потому как все же танцевали разные номера - кто-то больше уделял внимания классике, как Лантрантов и Смирнова, кто-то, наоборот, больше делал упор на современный танец. А победитель Сергей Полонин, в основном, вообще как бы демонстрировал номера соло. Вот, что больше было, на ее взгляд, в судействе, субъективного отношения к участникам или, все-таки, какие-то объективные критерии? И вообще реально ли в условиях телепроекта оценивать объективно участников? Или, все-таки, это надо отдавать на условии какой-то такой реальной конкурсной балетной программы?
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос, Анна.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо большое.
Е.АФАНАСЬЕВА: Видите, какой внимательный зритель у вас.
А.СИГАЛОВА: Вы знаете что? Вообще, конечно, восприятие всегда субъективно. Но в классическом балете есть жесткие нормы, которые дают возможность оценки очень точной и, в общем, абсолютно объективной. Современная хореография - она, все-таки, еще более субъективно может восприниматься. И вообще, конечно, всегда каждый из зрителей, и в том числе, конечно, профессиональное жюри оценивает ситуацию субъективно, потому что все - живые люди, и у всех есть свои предпочтения и свои любови, и свои симпатии, и антипатии.
Но мне кажется, что жюри, которое было представлено в «Большом балете», это настолько высокие профессионалы и они настолько все были разные... И когда они высказывали одинаковое мнение, то, значит, так оно и есть. Когда их мнение разнилось, это было очень для меня, например, интересно. Потому что когда вот такого уровня профессионалы высказывают разные позиции, значит, можно анализировать в связи с каждым опытом каждого из сидящих в жюри, в связи с их образованием, в связи с их работой. Так что это тоже какую-то характеристику давало каждому из членов жюри, их предпочтения. Поэтому мне кажется, что это было очень интересно за этим наблюдать.
Е.АФАНАСЬЕВА: «Ребята, спасибо-спасибо-спасибо! Можно ли надеяться на продолжение?» - спрашивают Ольга и Андрей из Москвы. Много вопросов, будет ли «Большой балет 2»? Любовь?
Л.ПЛАТОНОВА: Не могу ответить на этот вопрос. Это решает только один человек на нашем канале - Сергей Леонидович Шумаков. Вот, как он решит, так оно и будет.
Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. У вас единовластие.
Л.ПЛАТОНОВА: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: И поэтому вряд ли вы, наверное, ответите на вопрос, будет ли тот же состав жюри или другой, потому что это уже сразу волнует.
Л.ПЛАТОНОВА: Не могу ответить.
Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. «Дорогая Алла Михайловна, я - ваша бывшая ученица Аня Погодина. Благодаря вам, приобрела профессию №2 хореограф. Спасибо, я вас обожаю, восхищаюсь вашей работой, вашим характером».
А.СИГАЛОВА: Спасибо, Анечка. Удачи.
Е.АФАНАСЬЕВА: Пишут, что тормозит на сайте канала «Культура» изображение, трудно смотреть.
Л.ПЛАТОНОВА: Услышали.
А.СИГАЛОВА: Я хочу подсказать такие, пиратские версии, где можно...
Л.ПЛАТОНОВА: Не надо.
Е.АФАНАСЬЕВА: «Не надо», - сказала Любовь. (смеется)
А.СИГАЛОВА: А, всё, извините. А я так хотела со всеми поделиться.
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, пожалуйста, ну, поделитесь тогда.
А.СИГАЛОВА: Нет, просто есть в YouTube. Все поклонники «Большого балета» выкладывают.
Л.ПЛАТОНОВА: Ну, на сайте Аллы Михайловны все выложено, на всех ее страничках.
А.СИГАЛОВА: Да? Выложено, да?
Л.ПЛАТОНОВА: Во всех ее гаджетах и как это?..
Е.АФАНАСЬЕВА: Соцсетях.
Л.ПЛАТОНОВА: Соцсетях, да.
А.СИГАЛОВА: А, ну, значит, я просто еще этого не знаю. Ну, значит, уже выложили.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, видите, балет уже дошел до соцсетей.
А.СИГАЛОВА: А как же!
Е.АФАНАСЬЕВА: Так. Очень много вопросов, которые остались неотвеченными, но думаю, что основные какие-то группы вопросов вот именно о том, как показывает современное телевидение, о том, может ли показать телевидение профессиональный балет, мы уже обсудили. Естественно, есть те, кто не согласен с какими-то решениями жюри. Естественно, это будет, наверное, всегда.
А.СИГАЛОВА: Всегда так бывает, конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но мне кажется, как раз в вашем случае было меньше нареканий, потому что даже стоит сравнить, не стоит, но пятничный «Голос» вызвал гораздо большую бурю того, кого выгоняли тренеры, а кого оставили. Тут вот просто буря. У вас как раз таки члены жюри, по-моему, приняли решение, которое наименьшим образом вызвало негодование у ваших поклонников проекта.
Л.ПЛАТОНОВА: Вы знаете, вот у нас осталось очень много времени, и для того, чтобы зрителям совсем все было ясно и все понятно, мне кажется, что помимо основной задачи пригласить в проект для сотрудничества театры, пригласить профессиональных людей, хороших, потрясающих членов жюри, была проделана сумасшедшая работа. И новые знакомства и зрителей, и телезрителей, да и даже художественных руководителей театров многих с современными хореографами или то, на что не хватало возможностей или репертуарной политики у самого театра приглашать, не знаю там, репетиторов, Макмиллана в Екатеринбург, который туда никогда не приезжал и где постановки которого не шли... И здесь задача, вот, по мне вот в этом заключалась этого проекта, что и мы познакомились... Не то, что мы их знали. Вот, Алла Михайловна знала, мы их нет. И массовый зритель, большой зритель узнал новые имена. И в этом, на самом деле, для меня победа.
Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда вопрос такой. Не только мы познакомились. А как вам кажется, этот проект этим артистам что может дать кроме того, что их столько-то вечеров показывали на канале «Культура»? Алла, вы как думаете? Вот, для артиста что кроме эфира это дало?
А.СИГАЛОВА: Ну, вопрос узнавания зрителей - это очень важно.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть на них будут ходить как на звезд телевизионных, да?
А.СИГАЛОВА: На них будут ходить. И самое главное, мне кажется, что умный артист из участников - он, конечно же, накопил за это время огромный опыт и знания, и понимание. Тот, кто не сможет проанализировать опыт, который дал «Большой балет», тот... Ну, все по-разному оценивают ситуацию и все по-разному могут натянуть эту ситуацию на себя и взять из этой ситуации.
Л.ПЛАТОНОВА: А сегодня об этом очень хорошо скажут сами участники буквально через 30 минут (простите, так получилось просто) на самом канале «Культура» в нашем фильме, который был создан о «Большом балете». Мне кажется, что они очень сильно изменились, каждый из них.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вячеслав пишет: «У Аллы Сигаловой были потрясающие прически». Видите, мужчина отметил.
А.СИГАЛОВА: Спасибо большое. Мне это приятно.
Л.ПЛАТОНОВА: А платья.
Е.АФАНАСЬЕВА: «Большое спасибо. Хотим еще и еще», - пишет Нина из Саратова. Настю интересует, почему Волочкову не пригласили.
А.СИГАЛОВА: Ну, Волочкова не работает уже давно как профессиональная танцовщица, поэтому мы, к сожалению, уже не можем.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Спасибо большое за участие в нашей сегодняшней программе. Алла Сигалова, балетмейстер, ведущая проекта «Большой Балет», Любовь Платонова, главный исполнительный продюсер канала «Культура». Мы говорили об этом проекте. Естественный вопрос: если в прошлом году была «Большая опера», сейчас - «Большой балет». Люба, что следующее?
Л.ПЛАТОНОВА: О, это сюрприз.
А.СИГАЛОВА: Это сюрприз.
Л.ПЛАТОНОВА: Но мы готовимся.
Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, ну, предположить сложно, потому что всегда были театры оперы и балета. Что же следующее? Даже не намекнете?
Л.ПЛАТОНОВА: Это, действительно, сюрприз.
А.СИГАЛОВА: Дальше будет праздник. Вот, я вам скажу. Большой праздник.
Е.АФАНАСЬЕВА: Балерины запоют, оперные певцы... (все смеются)
А.СИГАЛОВА: Нет-нет-нет. В рамках профессий людей.
Л.ПЛАТОНОВА: Мы надеемся, что мы с вами еще встретимся.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо большое за участие в программе. Елена Афанасьева прощаюсь до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.