Блог как источник социологических данных: специфика

Dec 03, 2006 21:47

Существует ряд особенностей, отличающих блоги от любых других источников данных и обусловливающих специфику проведения социологических исследований на основе содержащихся в них сведений:

1. Наиболее заметным отличием блогов от традиционных СМИ и корпоративных сайтов является свобода и непосредственность представления информации, подбора материала, оформления сайта. Эти же качества делают блоги и ценными объектами для проведения социологических и маркетинговых исследований.

2. Корпоративный блог от своего «старшего брата», корпоративного сайта, отличается особой близостью к первоисточникам наиболее ценной информации - руководству компании. Сегодня топ-менеджеры всё чаще начали «спускаться с небес на землю», чтобы, во-первых, из первых рук, от своих клиентов и партнёров, получать особо важные для бизнеса сведения, а во-вторых, - чтобы не допускать разночтений и неверной интерпретации той информации, которую сами хотят донести до своей аудитории. Поэтому всё чаще руководители компаний начинают вести блоги в Интернете самостоятельно, обходясь без промежуточных звеньев, например, в лице администратора корпоративного сайта или «коллективного разума» в составе пресс-офиса.

3. Основным отличием блога от традиционной «личной страницы» вроде тех, что были некогда популярны в рамках известного сервиса http://narod.yandex.ru, является возможность создания вокруг него полноценного сообщества, по ключевым характеристикам абсолютно соответствующего не виртуальным, а реальным сообществам людей «из обычной жизни». Схема общения в условиях вчерашних «личных страниц» строилась однонаправлено: «автор - читатель» или, в лучшем случае, «автор - комментатор». Современные блоги добавляют «встречную полосу движения», дают возможность общаться на равных: «автор - автор». Кроме того, хозяин дневника может самостоятельно регулировать состав своего сообщества: привлекать новых членов, изгонять старых, наделять свою аудиторию различными правами на доступ к информации в своём дневнике, т.е. предпринимать все те действия, которые имеют место и в реальном социальном взаимодействии.

4. Блог предназначен не только для односторонней коммуникации, но и для установления обратной связи с читателем. Особенно это касается блогов в составе больших блог-сервисов (LiveJournal, MySpace, Diary.ru, Flikr.com, и проч.). В таких сообществах люди порой регистрируют свои журналы только для того, чтобы читать записи своих друзей. Вместе с тем, самостоятельные блоги также предоставляют возможности для общения аудитории с автором. Таким образом, исследователь получает необходимый материал для изучения не только индивидуального, неспровоцированного поведение автора блога, но и специфики его социального взаимодействия: манеры общения, стереотипов, социальных ролей, моделей реакции на похвалу или критику и т.д.

5. Большинство блогов содержит базовые анкетные данные об авторах: ФИО, пол, возраст, образование, профессия, увлечения и проч. Безусловно, порой этим сведениям нельзя верить буквально - автор блога называет себя вымышленным именем, ведёт своё происхождение из древнего рода эльфов или хоббитов и местом своего проживания считает дремучий лес или горное озеро.

6. Тем не менее, несмотря на фантастичность своей виртуальной индивидуальности, автор по-прежнему остаётся субъектом системы общественных взаимоотношений, и потому может быть идентифицирован опосредованно: через своих друзей, партнёров и других контрагентов, через информацию, которую производит сам и на которую ссылается, через упоминаемые явления, факты, источники сведений о тех или иных событиях, и проч. Все эти многочисленные и разнообразные данные, проанализированные в комплексе, подробно и последовательно характеризуют среду жизнедеятельности конечного респондента-автора блога.

7. Информация, вводимая в блоги, как правило, сохраняется надолго: ценность дневника именно в том, что он ведётся на протяжении длительного периода. Поэтому блоги особенно подходят для лонгитюдных и ретроспективных исследований.

8. Другой разновидностью блогов по временным характеристикам являются дневники, посвящённые каким-либо определённым событиям, явлениям, периодам жизни, отрезкам пути, имеющим более-менее чётко определённое начало и конец (путешествие, ступень карьеры, холостая - женатая/замужняя - «снова свободная» жизнь, прибавление в семействе и проч.). Такие блоги в свою очередь предоставляют множество интересных возможностей для анализа и обнаружения нетривиальных и «незаметных невооружённому глазу» явлений.

блоги, исследования, консалтинг

Previous post Next post
Up