Платформа
(El hoyo, 2019)
“Платформа” - первый полнометражный фильм испанского режиссёра Гальдера Гастелу-Уррутия. До этого у него в активе была только одна короткометражка. И это очень и очень хороший дебют. Антиутопический философский триллер - это, пожалуй, самое подходящее описание жанра для этого фильма. Есть там и элементы фантастики, и ужасов, и смыслы, смыслы, смыслы. Фильм насобирал наград на различных кинофестивалях, а Гастелу-Уррутия стал одним из главных режиссёрских открытий 2019 года. После фестиваля в Торонто компания Netflix выкупила права на прокат картины и в очередной раз продемонстрировала свой нюх на годноту.
Действие фильма разворачивается в месте, которое администрация называет Вертикальным Центром Самообслуживания, а те, кто там находится, - просто Дырой. По сути это тюрьма, но некоторые попадают туда по собственной воле. Например, главный герой Горенг (Иван Массаге) отправляется в Дыру на шесть месяцев, чтобы бросить курить и прочитать, наконец, “Дон Кихота”, кроме того по выходу оттуда он должен получить некий сертификат. Центр этот вертикальный, поскольку выполнен в виде многоуровневой башни с колодцем по центру, по которому каждый день через все уровни опускается платформа, наполненная едой до отказа. Таким образом, людям на верхних уровнях еда достаётся высшего качества, в обильном количестве и во всём разнообразии, тем, кто ниже - объедки, а людям с самых нижних уровней - ничего.
В Дыре свои правила. На каждом этаже по два человека-сокамерника, которые остаются вместе, пока один из них не отбудет свой срок или не умрёт, что более вероятно. Каждый месяц происходит рандомная рокировка участников между этажами - те, кто сегодня наверху, завтра могут оказаться на самом дне. Еды можно потреблять в неограниченном количестве, но запасать нельзя - иначе в камере начнёт резко повышаться или понижаться температура, пока нарушитель не поджариться или не замёрзнет. Каждый участник эксперимента может взять с собой любой предмет. Горенг выбирает книгу, его более практичный первый сокамерник Тримагаси (Сорион Эгилеор) - самозатачивающийся нож. По задумке организаторов, если бы каждый брал с платформы столько еды, сколько ему требуется для выживания, то её якобы хватило на всех. Однако, как несложно догадаться, те, кто наверху не желают довольствоваться малым и не только обжираются от пуза, но ещё и всячески портят еду, перед тем, как она отправится ниже.
“Платформа” хороша и если её воспринимать буквально: оригинальность идеи и качество её воплощения придутся по душе многим. Снято и сыграно всё очень хорошо, всё к месту, всё по делу, ничего лишнего, никакой воды. Сценарий проработан досконально. За развитием событий и трансформацией главного героя действительно интересно наблюдать. Но в полной мере насладиться этой картиной можно, если рассматривать её как притчу. Интересная особенность этого фильма - это то, что он как лакмусовая бумажка. Каждый человек увидит в нём что-то своё и ровно столько, сколько он в состоянии увидеть на данный момент со всеми своими знаниями и жизненным опытом. Пообсуждайте его с каким-нибудь человеком и вы очень многое поймёте об этом человеке (не о фильме даже), о том, как он смотрит на мир, о его отношении к тем или иным социальным процессам, в целом о его мировоззрении. И в этом гениальность фильма, как и любого другого достойного художественного произведения.
Конечно, первое, что приходит на ум, это социальная трактовка. Дыра - это наше общество в миниатюре. Многие видят фильм как критику капитализма. С другой стороны там явным образом осуждаются коммунистические идеи. Но мне больше нравится другая мысль и она мне представляется основополагающей в этом фильме. Сама система Дыры устроена справедливо: если каждый берёт с платформы только то, что ему нужно, чтобы выжить, то еды хватает на всех. Нужно только придерживаться этого правила. Таким образом, каждый член общества путём умеренного самоограничения заботится о всех остальных. Это единственная стратегия выживания в Дыре. К этому же выводу должны подталкивать людей в Дыре и остальные её правила: еду запрещается запасать, платформа на каждом уровне останавливается ненадолго, чтобы люди успели съесть, сколько им полагается. И кроме того, каждый понимает, что в следующем месяце он может оказаться в самом низу и будет целиком зависеть от тех, кто сверху. Казалось бы всё кричит людям, что их единственная возможность выжить - это та самая спонтанная солидарность, о которой говорит Имагуири (Антония Сан Хуан), вторая сокамерница главного героя. Но на деле любая самая правильная и справедливая идея разбивается в конечном итоге об эгоизм, жадность, глупость и высокомерие людей. То есть проблема не в системе, проблема в людях.
Также Дыра это явная гипертрофированная аллюзия на общество потребления, где все люди озабочены исключительно потреблением и волнует их и напрягает лишь тот факт, что существуют люди, которые в состоянии потреблять ещё больше. Кроме того, “Платформа” несёт и явный религиозный подтекст. Так, например, в том, что люди каждый месяц оказываются на другом уровне, видится идея реинкарнации, а Дыра в таком случае представляется Колесом Сансары. Углубляться в религиозном направлении не буду, но там очень большое поле для рассуждений и трактовок, не только с позиций индуизма, но и христианства. Кроме того, интересной и важной показалась мысль о продвижении идеи в массы, точнее о средствах продвижения. Когда Горенг обретает соратника в лице Бахарата (Эмилио Буале) и они вместе пытаются заставить всех в Дыре соблюдать их правила, сначала при помощи насилия, а потом, пытаясь добавлять убеждение. Законодательная и исполнительная власть в чистом виде. Ну и конечно, не случайна книга, которую выбрал Горенг, намёк на то, что главный герой, как и Дон Кихот, борется с ветряными мельницами. И в фильме ещё очень много таких вот отсылок и намёков, хватит на целую диссертацию. Вообще практически каждую сцену в фильме можно рассматривать как некий символ, архетип какого-либо общественного явления. Попробуйте пересмотреть фильм с этой мыслью, получится довольно занимательно.
“Платформа” - отличный пример того, как за копейки снять действительно достойный фильм. Этому фильму удаётся сделать то, чего не получается у большинства многомиллионных проектов. Он сходу увлекает зрителя, погружает в свою атмосферу и не отпускает до самого конца. Кроме того, фильм вызовет у вас широкую палитру противоречивых эмоций, посеет в вашем разуме множество семян, которые будут прорастать ещё долго после просмотра, и натолкнёт на интересные размышления. Это определённо не кино для семейного просмотра. Смотреть его, конечно, лучше зрителям с крепкими нервами. В нём много реалистичных “мясных” сцен и вообще всякой мерзости. Но я всё же крайне рекомендую его к просмотру.
8/10
В качестве бонуса приведу одну из трактовок, которая мне очень понравилась. К сожалению, не знаю кто автор, так как встретил её в виде перепоста в комментах. Она очень изящная и объясняет почти все основные события фильма, но конечно же не отменяет всех остальных трактовок.
“Собеседование - это утроба матери.
Пробуждение - это рождение человека.
Первый сокамерник - это отец.
Вторая - это мать (её собака - это он сам, будучи незрелым ребёнком).
Азиатка - это любимая.
Чернокожий - это лучший друг.
Ребёнок - это потомок.
Еда - это благосостояние.
"Отец" сначала учит, как всё устроено, как жить, делится опытом. Потом ситуация ухудшается и он требует от "подросшего сына" участия по улучшению благосостояния. Появляется "любимая" и "отец" становится благосостоянием для новой семьи.
"Мать", с ней он уже знаком, поскольку разговаривал в утробе (на собеседовании). "Мать" и "любимая" конфликтуют, вторая "убивает", то что лелеет первая. Собака - образ любви к малышу. "Мать" отдаёт собаке всё своё. Но малыш взрослеет и его не станет.
"Мать" готова отдать для сына всё, символически жертвует собой.
Без отца и матери, ребёнку было бы выжить значительно труднее или не выжить вовсе.
Далее появляется верный "друг", которого он спасает, и который готов с ним пройти огонь и воду, и в любое болото залезть. Он, друг и любимая попадают в разные заварухи жизни.
Далее появляется "ребёнок" и он теперь сам становится родителем. "Друг" уходит на второй план. Теперь главное это "ребёнок".
Он делает своё дело, чтобы дать ребёнку импульс подняться к лучшей жизни. (отправляя дитя на платформе)
Это конец его пути. Как высоко поднимется дитя он уже не узнает.
В конце пути его встречает отец и идёт с ним на заслуженный покой.”