Программисты
(Devs, 2020)
“Devs” - это восьмисерийный мини-сериал, который у нас называют “Программистами” или “Разрабами”, что более точно, поскольку Devs это сокращение от Developers, то бишь “разработчики”. Режиссёром тут Алекс Гарленд, который, сняв всего два фильма, уже успел стать одним из моих любимых режиссёров в жанре научной фантастики. Раньше он выступал только в качестве сценариста. Например, из-под его пера вышли сценарии к фильмам Дэнни Бойла “Пляж”, “28 дней спустя” и “Пекло”. В 2014 он решился самостоятельно срежиссировать фильм по собственному сценарию. И у него это получилось просто замечательно. “Из машины” был хорош и постановкой, и сценарием, и визуалом, и актёрскими работами Оскара Айзека, Алисии Викандер и Донала Глисона. Затем была отличная “Аниигиляция” с Наташей Портман и тем же Айзеком. Подробнее про этот фильм я уже рассказывал
здесь. И вот новый для Гарленда формат мини-сериала, который кстати как нельзя лучше подошёл для этой истории. И Алекс снова справляется очень достойно.
Китаянка Лили Чен (Соноя Мидзуно) и её русский бойфренд Сергей Павлов (Карл Глусман) трудятся в технологической компании Amaya, которая занимается IT-разработками в различных областях. Однажды Сергею выпадает шанс вместе со своей командой продемонстрировать главе корпорации Форесту (Ник Офферман) свои успехи: симуляцию поведения червя нематоды и прогноз поведения этого простейшего организма на несколько секунд вперёд. Форест впечатлён и предлагает Сергею перейти работать в секретное подразделение его компании под названием Devs, которое занимается никто не знает чем. У Сергея от восторгов в зобу дыханье спёрло, Лили тоже за него очень рада, и вот уже на следующий день Серёга уходит на новую работу… но назад уже не возвращается. Лили не находит себе места, предчувствуя беду, и начинает пытаться разобраться во всём, постепенно распутывая этот клубок из переплетённых между собой шпионских интриг, научных теорий, философских рассуждений и личных трагедий. Ну а мы с удовольствием за этим наблюдаем.
Во-первых здесь отличные персонажи: яркие, точные, индивидуальные. С ними совершенно не хочется расставаться после финала. Впрочем это, конечно, беда всех хороших сериалов. В этом здесь заслуга и Гарленда как сценариста, и самих актёров. Шикарно получился Форест. Ник Офферман, которого многие знают по комедийному сериалу “Парки и зоны отдыха”, это невероятно точное попадание в роль. Эти глаза, этот тяжёлый взгляд человека, потерявшего семью и с безумным фанатизмом преследующего свою цель. Персонаж одновременно и пугающий и вызывающий сострадание. Элисон Пилл в образе отстранённой и невозмутимой помощницы Фореста тоже наконец-то смогла раскрыть в полной мере свои актёрские способности.
Многие обвиняют Сонои Мидзуно, сыгравшую главную героиню Лили Чен, в безэмоциональности. И да, мне её игра тоже показалась несколько неровной, но в целом всё же понравилась. Иногда действительно её реакция на происходящие события кажется не совсем адекватной, но в другие моменты она была очень хороша. И образ Лили ей совершенно точно удался: хрупкая на вид девушка с несгибаемой волей, пережившая тяжёлые потрясения, но способная идти до конца. Ещё один сочный, колоритный персонаж это, конечно, Кентон, глава службы безопасности Amaya в исполнении Зэка Гренье. Несмотря на внешнее спокойствие совершенно отчётливо ощущается каким опасным может быть этот человек. Из работников Devs, влияющих на сюжет, хороши были также Стюарт, которого играет замечательный Стивен Хендерсон, и Линдон, юноша, роль которого исполнила почему-то девушка Кэйли Спэни.
Во-вторых, как и в предыдущих работах Гарленда, в “Разрабах” совершенно очаровательный визуал, основанный преимущественно на сочетании золотистых и чёрных цветов. На создание нужной атмосферы играет как построение самой картинки с постоянными перфекционистски симметричными кадрами или крутыми крупными планами лиц персонажей с играющими на них разноцветными бликами, так и непосредственно то, что мы видим в кадре: будь то сама чудесно красивая и невероятно мощная “машина” или гигантская статуя погибшей дочери Фореста, возвышающаяся над деревьями, или красивейшие величественные пейзажи. Добавьте к этому также прекрасный саундтрек и в целом саунд дизайн фильма, весьма разнообразный и неоднозначный, но определённо добавляющий в копилку всё той же атмосферности. Визуально-звуковая часть в картине на высоте, и с этим трудно спорить, этим нужно просто наслаждаться.
Ну, и в третьих, “Devs” просто интересно смотреть. Даже если отбросить критическо-эстетское занудство. Гарленд элегантно и плавно меняет жанры по ходу сериала: захватывая внимание зрителя в самом начале шпионской остросюжетной составляющей, он постепенно вплетает в повествование научные идеи и религиозные отсылки, добавляет драмы, сводя в конечном итоге всё к философствованию на темы предопределённости и свободы воли. Сюжет развивается довольно неторопливо, что многим не зашло. Но, как по мне, такая неторопливость сыграла только на руку, держа в постоянном напряжении и ожидании следующего поворота событий. Мы очень постепенно, дозированно получаем кусочки информации о том, чем же всё-таки занимаются разрабы в Devs, и складываем эти кусочки в грандиозный пазл.
Основная тема картины, проходящая через всё повествование - детерминизм, предопределённость. Ничего не происходит без причины, во вселенной не бывает случайных событий. Всё, что произойдёт в будущем, всего лишь следствие событий прошлого. Жизнь катится по рельсам и сойти с них не может. Случится всё именно так, как должно случиться, и ничто не может это изменить. Потому что, как говаривал булгаковский Воланд “Аннушка уже разлила масло”. Во второй половине сериала к этому добавляется ещё понятие мультивселенной, несколько всё усложняя. Ну а концовка вообще всё переворачивает, ничего особо не объясняя.
Кино также затрагивает тему хай-тек корпораций и их очень сильно возросшей в последние годы роли в нашей жизни. Высокотехнологичные компании по сути держат всех под своим контролем, наблюдая за людьми, анализируя личную информацию, управляя их ценностями, вкусами и поведением. Люди с одной стороны их всё сильнее боятся, но с другой и обходиться без их продуктов уже не могут. Ну и религиозные отсылочки, разбросанные по всему фильму, тоже нельзя не заметить. Как например кадры, построенные так, что светящийся круг оказывается над головой персонажа в виде нимба (в первой серии у Фореста, в последней - у Лили). Или то, что имя Лили, совершившей вроде бы как первородный грех, созвучно с Лилит. Или то, что Devs на самом деле нужно читать как Deus, то есть бог. Тем для размышлений много, но без явных спойлеров тут обойтись невозможно. А Devs это фильм, в котором довольно заметная доля впечатлений зависит от сюжетных твистов.
Создав Devs, Гарленд ещё прочнее закрепился в моём личном топе лучших кинофантастов современности. Его фирменный стиль читается с первой же серии: лютая смесь человеческой драмы и экзистенциальных размышлений на стыке науки, философии и религии, приправленные отличнейшим визуалом и классными персонажами. Думаю, это кино можно смело рекомендовать всем. Кто захочет, может углубиться в изучение теорий Бройля-Бома и Эверетта для лучшего понимания происходящего. Но и без этого в фильме достаточно информации для того, чтобы уловить суть и насладиться действом.
8/10