"Солнцестояние". Впечатления по горячим следам

May 03, 2020 17:20


Солнцестояние

(Midsommar, 2019)





“Солнцестояние” - второй полнометражный фильм Ари Астера, режиссёра, совсем недавно подарившего нам “Реинкарнацию”, один из самых пугающих фильмов последних лет, как по мне. И, конечно, один самых необычных в этом жанре. Собственно его фильмы нельзя назвать чистыми ужастиками, это некое смешение жанров, в них много чего намешано: и хоррор, и триллер, и драма, они как будто на стыке жанров, и это замечательно, это необычно. Ари Астер один из режиссёров новой волны хорроров или, как сейчас уже многие говорят, ренессанса хорроров. Давно уже не смотрел ничего в этом жанре, потому как почти всё там пустая проходная шляпа, но вот такие страшилки со смыслами и подтекстами и в прекрасной художественной обёртке готов смотреть с удовольствием.



Самыми очевидными вдохновляторами Астера при создании “Солнцестояния” видятся “Плетёный человек” и фон Триеровский “Догвилль” (в особенности финал). Ну и конечно, режиссёр по полной эксплуатирует наследие классических ужастиков, перестраивая их под свои нужды. И вот вроде бы фильм сделан по всем канонам слэшеров (“Пятница 13”, “Хэллоуин”, “Крик” и иже с ними), но развитие он получает совсем другое, и смотрится совершенно иначе. Режиссёр использует типичные элементы слэшеров (компания молодых людей отправляется в какое-нибудь странное место и там какой-то маньяк/древнее зло/неведомое нечто начинает их по одному выпиливать), но использует их по-своему и для своих целей.



Девушка Дени (Флоренс Пью) только что потеряла всю семью. Её сестра, страдавшая биполярным расстройством, устроила game over себе и родителям. Дени остаётся одна. Хотя нет, у неё же есть парень Кристиан (Джек Рейнор), к которому она постоянно обращается со своими проблемами в поисках сочувствия и поддержки. Но с каждым разом делать это ей становится сложнее, так как она отчаянно боится его этим отпугнуть и в конце концов потерять. Кристиан впрочем давно уже подумывает о том, чтобы разорвать эти болезненные отношения, но всё никак не решается. А теперь и совсем как бы неудобно, и он пытается быть хорошим парнем и даже приглашает Дени в Швецию, куда он изначально хотел поехать со своими однокурсниками чисто мужской компанией. Кристиан и его друзья антропологи и в Швеции они планировали поучаствовать в праздновании Midsommar - дня летнего солнцестояния, для них это отличная возможность поизучать языческие традиции да и просто хорошенько оттянуться.



Как только компания пребывает на место, их встречают улыбчивые и приветливые местные жители, угощают грибными отварами и прочими “замечательными” штуками, вокруг зелёные луга, голубое небо и яркое солнце. Постепенно эту пастораль начинают нарушать странные события, слова и поступки местных, не укладывающиеся в представления американцев. Всё это как мелкие трещинки, которые портят гладкое ровное стекло, со временем трещины становятся крупнее, а к финалу картинка, которую мы видим за стеклом, превращается в какой-то сюрреалистический кошмар.



Главная особенность “Солнцестояния”, которую все заметили и отметили (это первое, что бросается в глаза) - почти всё в фильме происходит при свете дня (кроме, пожалуй, вступления и одной сценки в середине). Всю жуть мы наблюдаем под так сказать аккомпанемент яркого солнца. И мало было света днём, так ещё и ночью никуда от него не деться - аккурат в это время в Швеции белые ночи. И этот нездоровый контраст между залитым солнечным светом идиллическим пейзажем и творящимся не его фоне кошмаром и безумием сбивает с толку не только персонажей, но и зрителей. От этого становится максимально не по себе, почти физически неуютно. Этот приём пришёлся очень к месту, просто идеально работая на болезненную атмосферу фильма. Также необходимую атмосферу создаёт размеренный темп фильма. Всё происходит очень неспешно, сцены намеренно затянуты, мы постоянно наблюдаем все эти чрезмерно долгие ритуалы. И всё это вместе нагнетает такой саспенс, что напряжение буквально висит в воздухе.



Следующая фишка фильма это, как не странно, спойлеры. Рассказывая об этом фильме их можно не бояться, потому что спойлеры этому фильму не страшны, они вшиты в сам фильм. Ещё в самом начале нам показывают картинку, которая спойлерит вообще весь сюжет фильма. А потом по ходу просмотра мы повсюду видим и другие картинки, которые анонсируют будущие сцены. Хотя, конечно, при первом просмотре это совершенно не очевидно. Но вот пересматривая фильм, начинаешь подмечать все эти мелкие детали и анализировать их. И да, ещё одна фича “Солнцестояния” это как раз детали. Их много, они разнообразные и в них интересно покопаться. Имеют значение и руны на одежде, и ритуалы, и слова, брошенные персонажами как бы невзначай. А есть ещё и скрытые страшилки, как например, лицо погибшей сестры Дени в листве деревьев, которое напугает вас (если сможете разглядеть, конечно) посильнее, чем сцены расчленёнки.



Все создатели картины неплохо постарались. В фильме хороши и саундтрек Бобби Крлика и операторская работа Павла Погоржельского. Картинка вообще получилась замечательная. Да и необычные ходы с камерой оператор не стеснялся применить. Как например, когда он делает финт с переворотом камеры, подчёркивая, что персонажи как будто попадают в другой мир со своими законами и правилами, некое зазеркалье, где всё перевёрнуто с ног на голову. Простой приём, но очень удачный, пришёлся к месту идеально. Кстати, цветовая гамма из раза в раз возвращается к сочетанию жёлтого и синего, не знаю уж совпадение или нет, но это цвета флага Швеции. Среди актёрских работ, конечно, на первый план выходит Флоренс Пью. Очень понравилась, отлично передала всю трансформацию личности её персонажа.



Если смотреть совсем поверхностно, то это фильм о сектантстве. Если чуть глубже, то о противостоянии христианства и язычества (и побеждает понятное дело совсем не христианство) или, например, о столкновении рационального и иррационального. Если присмотреться, то можно понять, что он о так называемых “токсичных отношениях”, о прекращении этих самых отношений, о расставании и тотальном вычёркивании из своей жизни когда-то любимого человека, сжигании его в своём сознании и связанных с этим переживаниях. Перед созданием фильма режиссёр сам пережил тяжёлое расставание со своей девушкой и в этом смысле фильм для него стал очень личным. Дени, постоянно искавшая поддержки и сочувствия от Кристиана, находит всё это в новой семье. Нам сначала несколько раз показывают, как члены общины все вместе переживают чувства отдельного человека. А потом объектом такого сопереживания становится и сама Дени, когда её новые подружки буквально повторяют её эмоции. Невероятно мощная сцена, от которой просто мурашки по коже.



По итогу имеем качественно снятый хоррор, который совсем даже и не хоррор, а скорее драма с элементами триллера. Фильм необычный, нестандартный, выбивается из общей массы, тем и хорош. Но при этом он довольно неуютный, оставляет после себя неприятный осадок. А зритель после просмотра чувствует себя эмоционально разбитым и в полном недоумении, что это он такое сейчас видел. В общем не тот фильм, который будешь советовать всем и каждому. Зрители разделились на тотальных хейтеров, которые считают фильм претенциозной ерундой, и тех, кто несмотря на все недостатки смог получить удовольствие от достоинств фильма, которые на мой взгляд совершенно очевидны. И не является ли такое разделение мнений показателем хорошего, цепляющего кино? Решать вам, также как смотреть или нет. А для меня “Солнцестояние” стал ещё одним из любимых фильмов урожайного 2019 года.

8/10

крик, догвилль, кино, хэллоуин, солнцестояние, плетёный человек, ари астер, пятница 13, павел погоржельский, флоренс пью, ларс фон триер, реинкарнация, джек рейнор

Previous post Next post
Up