Достать ножи
(Knives Out, 2019)
Райан Джонсон снял очень достойный классический герметичный детектив, самостоятельно написав сценарий и спродюссировав фильм. Предыдущей работой Джонсона был восьмой эпизод “Звёздных войн”, франшизы, которую Disney превратил в беззастенчивое выкачивание бабла из фанатов, а также он был одним из множества режиссёров, задействованных в постановке сериала “Во все тяжкие”. При относительно небольшом бюджете в 40 млн Райану удалось собрать впечатляющий каст и фильм выстрелил, показав очень хорошие сборы. И уже поползли слухи о сиквеле, которые подогрел сам Джонсон, заявив в одном интервью, что был бы не прочь продолжить работу с Крэйгом над новыми историями с участием детектива Бенуа Бланка. Так что всё это может перерасти в целую серию детективных фильмов, чего бы не хотелось, потому что “Достать ножи” хорошо смотрится именно отдельным фильмом, особенно на фоне нехватки в последнее время качественных детективов.
Фильм как и полагается начинается со смерти одного из персонажей. И по канону хитрющий и въедливый детектив весь оставшийся хронометраж должен всё это безобразие расследовать. Но уже через полчаса нам показывают всё, что произошло, и, казалось бы дальнейшую свистопляску смотреть уже не так интересно. Но интерес почему-то не пропадает, наоборот, ты понимаешь, что оторваться от экрана нет никакой возможности. Раз за разом события дополняются новыми обстоятельствами, как будто новые детали дорисовываются на картине, черновой вариант которой нам показали в самом начале. И с этими новыми деталями картина воспринимается уже совсем-совсем по-другому. А в финале нас, конечно же, поджидает твист, который не то чтобы всё перевернёт с ног на голову, но точно изменит первоначальное восприятие картины.
На празднование 85-летия Харлана Тромби (Кристофер Пламмер), успешного автора детективных романов, собирается всё его большое семейство. Дочь Линда (Джейми Ли Кёртис), создавшая свой бизнес, одолжив у отца кругленькую сумму, приезжает со своим мужем Ричардом (Дон Джонсон), изменяющим ей бабником, и сыном Рэнсомом (Крис Эванс), которого терпеть не могут остальные члены семейства, считая его слишком высокомерным.
Младший сын Харлана - Уолт Тромби (Майкл Шеннон), который управляет издательством своего отца, также пребывает со своей семьёй - женой Донной (Рики Линдхоум) и сыном Джейкобом (Джейден Мартелл), интернет-троллем правых взглядов. Также на празднике присутствует вдова старшего сына Харлана - Джони (Тони Коллетт) со своей дочерью Мэг (Кэтрин Лэнгфорд). Мужа Джони давно нет в живых, но она по-прежнему всячески пытается оставаться членом семьи Тромби, поскольку это очень даже выгодно - старик Харлан оплачивает дорогостоящую учёбу её дочери. При ближайшем рассмотрении всё семейство представляет собой клубок змей, которые только и ждут момента побольнее укусить друг друга. При этом все как один зависимы от Харлана и сами по себе мало на что пригодны. Кроме родственников в этот вечер в доме находятся Марта Кабрера (Ана де Армас), сиделка Харлана, и домработница Фрэн (Эди Паттерсон). Ах да, есть там ещё забавная бабуля, мать Харлана, которая также сыграет свою роль.
На следующее утро Фрэн находит Харлана в его кабинете с перерезанным горлом. За дело берётся местная полиция, а на помощь им приходит частный детектив Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг), нанятый загадочным анонимом. И это обстоятельство окончательно всё запутывает, поскольку изначально всё выглядело как самоубийство. Однако в ходе допросов выясняется, что в течение вечера Харлан имел неприятный разговор практически с каждым членом своего семейства. И целью всех этих разговоров было отрезать членов семьи от кормушки и дать им возможность создать что-то своё. Таким образом, оказывается, что мотивы были почти у всех, кто присутствовал в этот вечер на празднике. Дальше начинается непосредственно распутывание клубка тайны. В качестве своего “Ватсона” детектив Бенуа Бланк выбирает сиделку Харлана Марту, как самую незаинтересованную в его смерти. К тому же у этой девушки имеется весьма оригинальная особенность организма - её тошнит, когда она лжёт. Таким образом, Бланку не составляет труда выведать у неё всё, что она знает, и в дальнейшем использовать её в ходе расследования.
Фильм очень удачно скользит по узкой грани между серьёзным детективом и пародией на детектив. С одной стороны всё очень хрестоматийно и классически: то там, то тут прямо таки сквозит агатакристийной эркюльпуаровщиной, и экспозиция и основная сюжетная канва - всё достаточно канонично. Несколько человек собираются в замкнутом пространстве, один из них загадочно погибает, тут как тут возникает проницательный детектив, который непременно выведет на чистую воду того самого “садовника” или “дворецкого”. Казалось бы, что из этого мы ещё не видели или не читали. Но с другой стороны у фильма совершенно оригинальная подача. Фильм насыщен юмором и забавными эпизодами, но при этом он так и не скатывается в откровенную пародию, поддерживая на нужном уровне драматизм и накал страстей, благодаря чему на протяжении всего фильма интерес зрителей подпитывается и только усиливается.
Персонажи получились очень даже неплохо, почти все яркие и своеобразные личности. Каст удачный - актёры достойные и вписались в роли на отлично. Понравилась Джейми Ли Кёртис в роли уверенной в себе бизнес-леди, её возможно кто-то помнит по фильму “Правдивая ложь” со Шварцем. Тони Коллетт тоже прекрасно отыграла, из последних её работ очень запомнилась “Реинкарнация”, давно не видел ничего настолько пугающего. Персонаж Майкла Шеннона получился забавный, но чутка наигранный. Крис Эванс весьма удачно изображает неудобного для всех родственничка. Дэниэл Крэйг изо всех сил пытается выбраться из шкуры Джеймса Бонда, которая кажется вросла в его собственную, и как по мне здесь у него это выходит очень хорошо. Его Бенуа Бланк получился живой и колоритный, чувствуется, что Крэйг соскучился по новым образам и интересным ролям и выкладывается по полной. Ну и Ана де Армас в роли эмигрантки-простушки Марты, которая оказывается в непростых обстоятельствах и вынуждена действовать соответствующе, смотрится также весьма достойно.
Кроме хороших актёрских работ и продуманного сценария в фильме приятный визуал и интересные операторские ходы, придающие некой свежести классической детективной истории. И в общем-то даже не будучи большим поклонником детективного жанра, я получил от фильма массу удовольствия. И если вы готовы узнать, что дырка от бублика это вовсе не дырка, а ещё один бублик, у которого есть своя дырка, а там в свою очередь… ну, вы поняли, то тогда вперёд - смотреть “Достать ножи”. Детектив Бланк будет на ваших глазах слой за слоем срывать таинственные покровы с этой загадочной истории, а вы при этом будете наслаждаться достаточно камерным, но при этом весьма оригинально обыгранным действом.
8/10