Вперёд
(Onward, 2020)
Анимационная студия Pixar давно уже стала настоящим конвейером по производству анимационных шедевров, причём конвейером в самом хорошем смысле. Они стабильно на протяжении многих лет выпускают качественнейшие мульты, многие из которых успели стать современной классикой мультипликации. “История игрушек”, “Корпорация монстров”, “В поисках Немо”, “Суперсемейка”, “Тачки”, “Рататуй”, “ВАЛЛ-И” - вот лишь неполный список. Студия Pixar в далёком 1979 году была основана самим Джорджем Лукасом, а затем выкуплена у него самим Стивом Джобсом. После этого в 2006 году студию приобретает Walt Disney Pictures за какие-то совершенно космические деньги. С тех пор из-за каждого проекта студии торчат вездесущие уши Микки Мауса, а самые коммерчески успешные обзавелись сиквелами, которых становится всё больше в общей массе фильмов студии. Но пока что Pixar удаётся пробивать дорогу и своим новым, оригинальным проектам. Одним из последних, крепко запавших мне в душу, была потрясающая “Тайна Коко”. И вот вышел новый мультшедевр “Вперёд”, режиссёром которого стал Дэн Скэнлон, ранее занимавшийся “Университетом монстров”, и должен сказать Pixar в очередной раз оправдывают все мои ожидания.
Братья-эльфы Иэн и Барли Лайтфуты живут в мире, где когда-то была магия, но теперь она утрачена и осталась только в воспоминаниях, а заменили её технологии. Младший Иэн - робкий, неуверенный в себе, комплексующий по поводу общественного мнения - в общем стандартный набор подростка. Старший Барли, наоборот, ничего не боится, поддерживает и подбадривает Иэна, правда по-своему, так, что Иэн даже немного стесняется этой чрезмерной заботы брата. Барли слегка сдвинут на истории своего мира, то бишь на магии, увлечён настолками в духе D&D и знает всё и вся по этой теме. Отца братьев не стало, когда они ещё были совсем эльфёнками, так что младший Иэн совсем его не помнит, но часто думает о нём и представляет что бы тот сказал или сделал в той или иной ситуации.
Всё меняется, когда Иэну исполняется шестнадцать. Их матерь вспоминает, что отец завещал передать братьям таинственное нечто, которое она и достаёт с чердака. Нечто оказывается волшебным посохом, могущественным артефактом, с помощью которого можно на время воскресить отца братьев-эльфов. Внезапно оказывается, что у младшенького дар и он тут же пытается его применить, но всё идёт не по плану и вместо того, чтобы наколдовать себе отца, они возвращают из небытия только его ноги. Теперь, чтобы закончить ритуал, братья должны найти волшебный камень, на всё про всё у них сутки, потом ноги растают вместе с возможностью увидеть отца целиком. И вот они втроём, точнее вдвоём с половиной, отправляются в путешествие полное приключений, чтобы отыскать заветный камень и вернуть батю хотя бы на несколько минут.
Самая круть в фильме - это отношения братьев, они прописаны просто на отлично. Впрочем и не удивительно, ради этого мульт и был сделан. Мы видим полноценное развитие персонажей по мере их продвижения по сюжету, происходящие с ними события меняют их самих, их взаимоотношения и двигают сюжет - всё то, чего так не хватает большинству современных фильмов. Вообще выбор темы - братские отношения - довольно необычен, это большая редкость для кинематографа вообще и анимации в частности. Но всё встаёт на свои места, если знать, что для режиссёра Дэна Скэнлона этот фильм в какой-то степени автобиографичен. Он тоже лишился отца в раннем возрасте и так же, как и Иэн знал его только по аудиокассете с записью его голоса. То есть “Вперёд” для Скэнлона - очень личный фильм и от того по-видимому он получился таким искренним.
Преодолевая все препятствия, выпадающие у них на пути, братья лучше узнают друг друга, самих себя и своё отношение друг к другу. Иэн обладает магическими способностями, но не имеет знаний в этой области. Барли знает стотыщпятьсот заклинаний, но не одарён волшебством, и потому не может их использовать. Таким образом, братья вынуждены объединяться и комбинировать свои скиллы, чтобы достичь цели. Они учатся доверять друг другу, поддерживать и помогать самим, а также принимать помощь и поддержку и ценить её.
Мульт вряд ли заставит ржать до слёз, но юмора в нём довольно много, и он качественный и разнообразный. Куча шуток, связанных с ногами папаши братьев. Этот полуперсонаж весьма успешно обыгрывается во множестве комичных ситуаций. Большая часть юмора завязана на персонажей: там и бомжеватые единороги, и кентавр-полицейский, подкатывающий к матери главных героев, и дракон в качестве домашнего питомца, ну и совершенно бесподобные феи-байкеры, забывшие свою магическую сущность и разучившиеся летать. В этом, кстати, кроется ещё одна из тем и подтекстов фильма - исчезнувшая из мира магия как символ забытой человеком мечты, мечты о чём-то невероятном и удивительном. Мир без магии - это мир без мечтателей, упорно идущих к своим мечтам, серый, циничный и приземлённый мир.
И если искать недостатки в этом замечательном мульте, то одним из них будет как раз мир - он потенциально интересный, но недостаточно проработанный и раскрытый. Весь упор в фильме - на отношения братьев. О мире, в котором они живут, мы почти ничего не знаем. Анимация в фильме здоровская - с потрясающей детализацией и почти кинематографической реалистичностью. Pixar профессионалы своего дела, и они лишь подтверждают свой статус каждой новой работой. Единственное может быть немного не хватило мульту какого-то стиля в цветовых решениях, оригинальности визуала, как это было, например, в той же “Тайне Коко”, но всё это мелочи и вкусовщина.
“Вперёд”, может и не лучший фильм от Pixar, но он точно заслуживает внимания: крепкий, добротный, весёлый семейный мульт с правильной моралью и интересными, но поданными аккуратно и ненавязчиво мыслями на довольно сложные темы - смерть близкого человека и отношения между братьями. Финал очень трогательный и слегка неожиданный. Кто посентиментальней, запаситесь платочками и не говорите потом, что я вас не предупреждал. Рекомендуется к просмотру всей семьёй: и взрослые и дети получат свою порцию удовольствия, ну а тем, у кого есть братья/сёстры, думаю будет вдвойне интереснее и полезнее это посмотреть.
8/10